Власти Армении не опубликуют доклад по Апрельской войне. Причины
Сегодня Пашинян заявил: заключение следственной комиссии по изучению обстоятельств Апрельской войны готово, но не опубликовано. Экспертиза выяснила, что 90% материалов составляют государственную тайну и не подлежат оглашению. Работа комиссии проделана и информация будет учтена в ходе дальнейших реформ.
По факту это означает, что доклад опубликован не будет вовсе, либо будет опубликована пара страниц, содержащих общеизвестные факты. С одной стороны, может показаться, что это странно. Напомню: "Апрельская война" окончательно делегитимизировала Сержа Саргсяна в 2016 году, после чего стали возможны следующие удары в виде теракта боевиков "Сасна Црер" в 2016 году, а также "Бархатная революция" 2018 уже года.
Еще тогда разными кругами, в первую очередь, самим Пашиняном, раскручивались слухи о том, что "Апрельская война" была продана Саргсяном (после публикации записи о том, что Серж Саргсян отказался от 5 миллиардов, эти разговоры стихли), муссировались разговоры о том, что то ли солярки не было на местах, то ли патронов, что солдаты лопатами воевали, и что был полный бардак, а помощь диаспоры была разворована и так далее. Каким бывает бардак, воровство помощи диаспоры и провал управления на самом деле все могли увидеть осенью 2020 года, но важно не это, а то что все эти обвинения были сфабрикованы и нацелены против государства и армии. Стресс, который пережило армянское общество в результате "Апрельской войны", был обращен также и на военных, которые в свою очередь стали обвинять политическое руководство, пытаясь сбросить с себя ответственность. Это - естественное следствие войны, в отличие от медиа-кампании, направленной, как уже было сказано, против государства. К сожалению, многие поддались на этот конспирологический и не имеющий никаких фактических доказательств, дискурс.
Работа этой комиссии была широко разрекламирована, на ее слушания звали политических и государственных деятелей эпохи Сержа Саргсяна. Была явная попытка превратить это в суд над "режимом Саргсяна", точно так же, как дело 1 марта было превращено в суд над "режимом Кочаряна". Эти же дела должны были помочь ему осудить все военно-политическое руководство Армении и в значительной мере привели к нынешнему положению. Однако дело не клеилось, Серж Саргсян в результате расследования только укреплялся; особенно его укрепило его выступление в самой комиссии и последующая пресс-конференция летом 2020 года. Доклад должен был быть представлен в сентябре 2020 года, но это так и не произошло; уже в январе одна из газет опубликовала статью, согласно которой доклад комиссии по "Апрельской войне" было решено отложить в "долгий ящик", ну а сейчас мы получили подтверждение этому уже со слов самого де-факто премьер-министра Армении.
***
Попробуем понять, а почему же Пашинян передумал раскручивать тему "Апрельской войны" и публиковать доклад на эту тему? Здесь несколько объяснений. Но начнем с того, что все, абсолютно все, что делает Пашинян сейчас, имеет четкую внутриполитическую направленность. Ни законы, ни соображения военной безопасности, не становятся препятствием для него. См. также: В Армении три «главы генштаба». Развал системы обороны страны действующей властью (23 марта 2021). Кроме того, большинство соображений, почему доклад мог быть секретным, потеряли актуальность. Большая война в итоге состоялась, армии Армении и Арцаха разбиты, вооружения потеряны, системы управления полностью нарушены, а значит и уровень секретности не может быть тем же, что был раньше, когда Пашинян хотел опубликовать результаты. Поэтому обратимся к внутриполитическим соображениям.
Причина №1. Педалировать "военную" тему для Пашиняна сейчас крайне невыгодно. Если разыгрывать тему "Апрельской войны", причем не до конца всерьез, до осенней войны 2020 года, для Пашиняна было выгодно, то сейчас лишний раз напоминать о войне ему бы не хотелось. Тем более, что сравнения не в его пользу ни по одному из аспектов (территории, жертвы, дипломатический фон, положение страны).
Причина №2. Те цели, которых Пашинян пытался добиться этим следственным мероприятием, не могут быть достигнуты в принципе. С самого начала все тезисы Пашиняна об этой войне были бредовыми, и более-менее объективный разбор их обстоятельств (что, надо признать, имело место), не мог не оправдать Сержа Саргсяна (а в нынешних условиях - и вовсе - возвысить). Поэтому, в докладе наверняка нашли место ошибки периода правления Саргсяна, как политического, так и армейского руководства, но поскольку эти ошибки были непреднамеренными и не носили фатального характера, даже они скорее будут говорить в пользу Саргсяна, а не против него. Таким образом, Пашиняну просто нечего представлять.
Причина №3. Люди, ответственные за неудачи в ходе "Апрельской войны", были возвышены Пашиняном. Аршак Карапетян в 2016 году был начальником управления разведки Генштаба ВС Армении. После войны он был уволен и неформально был объявлен одним из ответственных за нехватку информации о вероятном нападении. Пашинян назначил его своим советником уже после "Бархатной революции", рассчитывая на то, что он даст показания против Роберта Кочаряна по делу о "1 марта", а уже вчера Карапетяна назначили первым заместителем начальника Генштаба. Артак Давтян, в свою очередь, месяц назад был назначен начальником Генштаба, и его роль в Апрельской войне также была крайне негативной. Об этом сказал глава парламентской комиссии по Апрельской войне Андраник Кочарян. Вообще, я всегда скептически отношусь к словам Кочаряна, но в данном случае он является одним из самых информированных людей, поскольку именно он руководил работой комисии. Между делом, обратим внимание, что сейчас на руководство армией поставлены худшие кадры из возможных.
Причина №4. Серж Саргсян, возглавляющий РПА, уже не является приоритетным противником Пашиняна. Во-первых, с задачей сдерживания РПА по-прежнему справляется пропаганда, во-вторых, в виду провала оппозиционной повестки, а также, отсутствия РПА в парламенте и вероятного отказа от участия в выборах, РПА просто по факту перестанет быть основным противником Пашиняна. Взамен, Пашинян перешел в контратаку и теперь уже сам решил задавать вопросы по Шуши, хотя есть широко распространенное мнение, что он намеренно допустил сдачу этого города ради сохранения власти и урегулирования. Но теперь его противником являются уже действующие военные, по этой же причине он борется с Оником Гаспаряном, а Апрельскую войну можно отложить до лучших времен. Также, он начал вспоминать события 27 октября 1999 года, пытаясь обвинять в них Кочаряна, который будет его основным конкурентом на выборах.