Возобновление оппозиционного движения - митинг 20 февраля
После двухмесячного перерыва, армянская оппозиция вышла из "зимней спячки" и вновь организовала акцию протеста. К этому моменту, Пашинян активно наращивал "мускулы" и почти забыл о том, что еще в ноябре-декабре постоянно находился в панике. Оппозиция же, поняв, что не имеет достаточного опыта организации уличных акций, кроме того, будучи не в состоянии бороться с зимой, выдавшейся довольно холодной в этом году, решила взять тайм-аут.
Изначально дашнаки хотели провести митинг 17 февраля, на 100-летия восстания в Советской Армении, но, видимо, поняв, что это символ провала, решили перенести его на другую дату - 20 февраля, день 33-летия начала Карабахского движения в Ереване. Во многом это было символично, поскольку повестка, по большому счету, та же, люди выходят за то же. Но массовость и настрой - совсем другие...
Власти применили все возможные средства для уменьшения массовости митинга и снижения его опасности для себя - включая вброс о том, что митинг отменен, пригон полиции из регионов и концентрации ее по всему центру, перекрытие движения с регионами, а также аресты активистов и медийных лидеров в ночь и утром перед митингом. Оппозиция также собрала все силы, активную агитацию посредством всех имеющихся средств, мобилизации всех своих сторонников и, не исключено, админ-ресурс. Даже некоторые люди, ранее не ассоциировавшиеся с оппозицией напрямую, призвали людей на площадь, а "засвечивание" ранее неактивных сторонников - тоже ресурс. Также, были задействованы ассоциации с Карабахским движением 88 года, и было большее, чем обычно, разнообразие спикеров. Среди них были: кандидат в премьеры от оппозиции Вазген Манукян, дашнаки Гегам Манукян и Ишхан Сагателян, республиканка Арпине Ованнисян, лидер партии "Процветающая Армения", лидер партии "Свобода" Грант Багратян, а также отец погибшего солдата Гехам Назарян и обычный житель Шурнуха.
На самом деле, перевод противостояния в сферу количества людей на площади - это игра на поле Пашиняна, на котором еще с 2007 года ему нет равных. Но оппозиция приняла эти правила и пытается играть по ним. На митинге на пике было около 14 тысяч человек. Площадь Свободы перед оперой была полностью занята, но с меньшей плотностью, чем обычно: из-за плоходй погоды, многие были в толстых куртках или с зонтами, от чего плотность толпы падает. Ниже - фото с дрона, активно распространявшееся в телеграм-каналах.
Я был на месте и снял фотографию.
Вопрос "могло ли быть больше людей, если бы не погода", имеет свой ответ: да. Согласно индексу самоизоляции / активности Яндекса, до начала пандемии, уровень социальной активности в субботу в феврале 2020 года составлял 68 баллов. После этого, активность населения резко снизилась из-за карантина, перестройки быта и опасений заражения. В последнюю субботу перед войной, уровень активности достиг 65 баллов. После этого, на фоне депрессии от войны, активность снизилась до 47 баллов в субботу 14 ноября. Наконец, в субботу 13 февраля уровень активности составлял 55 баллов, а в субботу 20 февраля - 49. Это означает, что без всех вышеупомянутых факторов, число участников акции могло быть почти на 40% больше, из которых до трети - фактор погоды, половина - депрессия от войны, остальное - влияние ковида.
Тем не менее, надо сказать, что оппозиции все еще не удается эффективно мобилизовать протестный потенциал, кроме того сам этот потенциал пока еще не столь велик. На сегодня в обществе вновь апатия, а в значительной части общества (в основном в регионах) - и отсутствие понимания происходящего. См. также:
58% поддерживают проведение внеочередных выборов в Армении: соцопрос
Оппозиция пытается также использовать тактику Пашиняна и децентрализовать протест. Акция 20 февраля разделилась на несколько частей и направилась блокировать улицы в центре Еревана. Локальные организаторы от "Дашнакцутюн" с гордостью заявляли, что подорвали дорожное движение в центре. Впрочем, это было не совсем так: они смогли подорвать дорожное движение в части центра, но не по всему центру Еревана. В конечном счете митингующие направились к площади Республики, зданию правительства, где их ждало множество полицейских.
Видимо, у властей было опасение штурма, поэтому было несколько рядов полиции перед зданием правительства, оцепление по периметру, а также десятки (!) автобусов с полицейскими неподалеку. Однако никто никуда врываться не собирался и, пусть лозунги в толпе становились все более радикальными, пока это ни в какие действия не переходит. Впрочем, полиция никакого давления на участников митинга не оказывала, попыток разгона не было. По крайней мере, я такого не видел. Среди участников митинга было довольно много известных людей, но было несколько человек, пытавшихся спровоцировать полицейских. Также, к митингу несколько раз подходили провокаторы от властей, выкрикивавшие оскорбительные лозунги, но благодаря действиям полиции столкновений удалось избежать. Однако в целом отношение к полиции изменилось - если в ноябре митингующие думали, что полицейские на их стороне, то сейчас их считали "псами режима".
Новый митинг был назначен на вечер 22 февраля. Теперь оппозиция обещает "горячую весну". Учитывая, что осень 2019 года так и не выдалась горячей, это высказывание можно было бы проигнорировать. Но на этот раз, скорее всего, действительно ситуация не стабилизируется. Пашиняну не простят потерю Арцаха, а пропаганда уже и так работает на пределе, и сверх этого усиливаться больше не может.