Какие проблемы решает референдум о Конституции? Риски и возможности
Референдум по Конституционному суду крайне спорный, сейчас вокруг него будет генерироваться почти вся внутриполитическая повестка. Я уже писал два обстоятельных текста об этом:
- Революционная законность или законная революционность? К вопросу о Конституционном суде в Армении
- Обоснованы ли требования об отставке Конституционного суда?
(1) Сейчас же скорее в режиме обзора рассмотрим отдельные аспекты касательно этого референдума. Первый вопрос – а состоится ли он? Судя по сообщениям СМИ, ряд судей Конституционного суда ведут переговоры с правящей силой о возможной отставке. До 27 февраля действует закон о раннем уходе на пенсию для судей КС, который многие называют «законом о подкупе». В КС и так уже не все места заняты, так что, если еще двое или трое судей подадут в отставку, КС уже не сможет действовать. Я не знаю, какими будут процедуры в этом случае, но, по сути, в таком случае проблема властей решится без референдума. Во-вторых, необходимо формирование штаба «против», тогда как штаб «за» уже сформирован. Но кто войдет в этот штаб – пока непонятно. Оппозиционные силы до сих пор говорили о том, что не собираются такой штаб создавать. Что будет если штаб не будет сформирован – непонятно.
(2) Второй вопрос – а кто победит на референдуме. В статье 207 Конституции написано, что на референдуме должно проголосовать «за» большинство от проголосовавших и не менее 25% от списочного состава избирателей, а это примерно 645 тысяч человек. В декабре 2018 года власть получила 883 тысячи голосов, так что задача для нее решаемая. В то же время, на референдуме явка в любом случае будет ниже, как это обычно и происходит. И удастся ли обеспечить 645 тысяч голосов «за» вопрос неоднозначный, поскольку та часть оппозиции, которая объявлена «черными» не собирается агитировать за ту или иную позицию на референдуме. Учитывая существующий опыт, можно ожидать участия примерно 1 млн избирателей, что означает, что примерно 65% из них (или 68%, исключая тех, кто против всех), должны проголосовать «за». Опять же, это подъемная цифра для власти, но она в то же время находится на границе электорального предела для власти. То, что никто не знает как пройдет референдум, подтверждается поведением самих игроков. Например, премьер Пашинян призвал соотечественников вернуться из-за границы для того, чтобы проголосовать 5 апреля и собирается активно вести кампанию. А его оппоненты решили сделать «ставку» на бойкот, что выигрышная стратегия в том смысле, что и так большинство на референдум не придет. И тогда можно будет говорить, что это результат их призыва.
(3) Третий вопрос – а нужен ли этот референдум? Дело в том, что аргументы власти «за» необходимость этого референдума очень слабы, особенно учитывая, что вскоре снова должен пройти референдум по Конституции, а в прошлом власть сама выступала против референдума по другим вопросам. Кроме того, на референдум предлагается потратить от 5 до 7 миллионов долларов. Это достаточно для действия районных роддомов, которые закрываются сейчас, на протяжении примерно 10 лет. Но на роддомах экономия делается, а на референдуме нет. Для иллюстрации финансового значения этого расхода, скажу, что учитывая медианную зарплату в 140 тысяч драм и, соответственно, подоходный налог в размере 32 тыс. драм в месяц или 386 тыс. в год, это означает, что почти 7000 человек весь год будут платить подоходный налог для того, чтобы оплатить этот референдум.
(4) Какими будут последствия референдума. Ставки высоки. Если власть победит, то высок риск обращения судей в европейские инстанции, которые могут даже постановить восстановление их на работе или присуждение им компенсации. Также, высоки риски негативных квалификаций в международных отчетах по правам человека, тем более что оппозиция собирается жаловаться в разные инстанции. Если власти проиграют, к примеру, не обеспечат необходимое число голосов, то ситуация тоже обострится. Могут начаться аресты, возможно будет назначен новый день голосования, пропагандистская война усилится. То есть, этот референдум станет еще одной точкой, после которой ситуация еще сильнее дестабилизируется и обострится.
(5) Как референдум повлияет на экономику? Тот факт, что вся страна на протяжении двух месяцев будет заниматься этим референдумом, безусловно, отрицательно скажется на экономической ситуации. Но если власть победит, это будет хорошим сигналом для потенциальных инвесторов. Если есть какие-то потенциальные инвесторы (что внутри страны, что вне ее), готовые вложить деньги, они могут выжидать до тех пор пока полностью не прояснится вопрос с политической властью. Победа власти на референдуме будет для них хорошим сигналом.
(6) Есть и серьезный риск – углубление противостояния в обществе. Общество расколото, люди уже внутри семей ссорятся из-за политики и это является следствием внутриполитической ситуации и постоянного обращения власти к «черно-белой» парадигме. Это очень опасно, поскольку в какой-то момент взаимная ненависть может перерасти в насилие и признаки этого уже есть.
(7) Еще один риск заключается в том, что после победы власть сконцентрирует в своих руках все три ветви власти, включая судебную, и займется «четвертой» властью, то есть СМИ. Это стоит ожидать по ряду причин. Я уже писал, что ситуация со свободой СМИ ухудшается. Сегодня об этом заявили также Репортеры без границ. Пашинян заявил о том, что в Армении сегодня 5 оппозиционных телеканалов, чего никогда в прошлом не было. Это правда. Но он забыл сказать, что один из владельцев этих каналов сидит в тюрьме, один под уголовным преследованием, один также под преследованием и находится в России без возможности вернуться. К тому же, всем представителям власти дано неформальное поручение не давать интервью целому списку СМИ, в том числе оппозиционным телеканалам.