Второй тур выборов президента Грузии – основные итоги
Берг уже написал о предварительных итогах второго тура президентских выборов в Грузии. Сейчас уже есть официальные итоги, пусть и не со всех участков. Думаю, и мне есть что сказать по поводу предварительных результатов президента Грузии.
Несколько фактов, тенденций и объяснений, думаю, необходимы.
1. На этот раз «Грузинская мечта» избавилась от подставившей их социологической компании «Психопроект», которая просто штамповала опросы и экзит-полы с одинаковым результатом. См.: Нищета электоральной социологии Грузии. К первым поствыборным экзит-полам. Сейчас компания, проводившая для них экзит-пол, сделала хорошую работу. Мы увидели результаты предвыборного соцопроса – 52% за Зурабишвили за 11 дней до выборов. См.: Предвыборные соцопросы в Грузии и Армении. Как голосовали и как проголосуют избиратели. Если исходить из того, что и опрос «Эдисона» был правильным, и опрос Gallup Int., и честным является результат выборов, то получается очень понятная картина. На 28 октября Саломе Зурабишвили имела рейтинг на уровне 40%, на 5 ноября – 45%, на 17 ноября – 52% и 28 ноября – 58%.
2. Все проблемы, перечисленные в тексте «13 причин, почему Зурабишвили-Иванишвили проигрывают на президентских выборах» остаются в силе и правящей силе придется иметь с ними дело. Проблемы с экономикой также сохраняются, и они будут требовать своего разрешения, в особенности, проблема инклюзивного роста. Однако Зурабишвили все же победила. Почему это произошло? Причин несколько.
- А. Власть взяла процесс под свой полный контроль и объявила, что это она напрямую участвует в выборах. Это проявлялось в официальных речах, на плакатах, в действиях. Избиратель это учел.
- Б. Реальность победы «Единого национального движения» мобилизовала электорат «Грузинской мечты», то, уже почти размывшееся большинство, которое сочло необходимым показать ГМ «фигу» в первом туре. Мы это видим и по результатам в смысле явки: по предварительным данным, явка была самой высокой в регионах, где в прошлый раз победила Зурабишвили, но также она больше всего выросла в регионах, где Зурабишвили в прошлый раз проиграла. Оба факта говорят о мобилизации избирателя.
- В. «Грузинская мечта» врубила на полную катушку весь свой пропагандистский ресурс и исполнила привычную песню о возвращении «мишистов» к власти. По большому счету, «Грузинская мечта» этого не делала все предыдущие шесть лет. Если Саакашвили и вся его верхушка существовали в таком режиме весь период своего правления, то Иванишвили не считал необходимым мобилизацию медиа-ресурса до тех пор пока проблемы не стали очень серьезными.
- Г. Активная организационная работа, применение административного ресурса властью, а также перенос выборов на рабочий день, сделал возможным увеличение результата власти на несколько процентов. Не удивлюсь, если узнаю о фактах финансовой стимуляции избирателей, хотя в то же время вряд ли можно считать, что это носило массовый характер.
- Д. Прощение просроченных долгов бедным людям прямо перед выборами. Было "прощено" 600 000 кредитов (!), большей частью маленьких. Разумеется, это взятка, огромная взятка и сразу большому числу избирателей. В отличие от прямых взяток, в частности, тех, которые применялись в Армении в прошлом году, эта взятка ни к чему в практическом плане не обязывает, только в моральном. Думаю, что прощение долгов на более чем 500 млн. долларов не означает, что Иванишвили раскошелился на соответственную сумму, скорее всего покрывалось тело долга в меньшем размере. Как бы там ни было, Иванишвили потратил гигантские средства для победы и это сработало.
- E. И самое последнее - за день до второго тура выборов президента Грузии, кандидат Саломе Зурабишвили получила благословение католикоса-патриарха всея Грузии Илии второго. Грузия - довольно религиозное общество и авторитет церкви в этой стране очень высок. Один этот фактор мог дать несколько процентов дополнительного бонуса Зурабишвили.
3. Михаил Саакашвили не приедет в Грузию после выборов и его перспективы как грузинского политика становятся очень смутными. «Грузинская мечта» сумела мобилизовать свое большинство, победила уверенно и никакие массовые акции после выборов ожидать поэтому не стоит, это возможно, когда избиратель действительно не голосовал так, как ему приписывается. Попытка раскачать ситуацию в стране не приведет ни к чему хорошему для Саакашвили, но возможно доведет его до новых уголовных дел в отношении него и его сторонников.
4. Политическое поле Грузии вновь испытало разгром, по той же причине, что и в 2012 году. Партия «Гирчи» полностью дискредитировала себя и, думаю, больше не будет заниматься активной политикой, другие миноритарии типа «Республиканцев» и «Лейбористов» опять остались на обочине, «Европейская Грузия» потеряла свой электорат в пользу Саакашвили и теперь либо должна будет к нему присоединиться на правах младшего партнера, либо полностью потеряет собственное содержание.
5. В собственном содержании нуждается и «Грузинская мечта», поскольку противостояние прошлым властям, какими бы плохими они ни были, не является предметной политической повесткой, нужно говорить о будущем, а не о прошлом, иначе так и останешься в нем. Грузинская мечта все еще находится в 2012 году. Ее спасает только то, что и «Национальное движение» находится там же, по прежнему крайне агрессивно, не признает никаких своих ошибок и после прихода к власти собирается устроить репрессии, которых никто не хочет. Откуда мне известно, что они собираются делать репрессии? Это очевидно из лексики, которую они используют, и риторики, на которой строится избирательная кампания.
6. Грузия избежала риска противостояния – ближайшие месяцы ситуация будет спокойной. Но если власть не найдет никаких решений, не найдет общего языка с избирателем, не улучшит экономическое положение домохозяйств и особенности сельского населения, успех будет сугубо временным. Надеюсь, этот вывод будет сделан, но боюсь, что нет, поскольку опыт других постсоветских стран, также как и других регионов мира говорит, что власть после такого рода побед поддается соблазну расслабиться и продолжать жить как ни в чем ни бывало.
-------
P. S. Поскольку, в отличие от первого тура, во втором туре практически никакой борьбы не было, карт и графиков я рисовать не буду. Если только не увижу, что что-то интересное было в армянонаселенных и азербайджанонаселенных регионах Грузии, либо высветится значительная фальсификация, что пока что маловероятно.