Проект амнистии в Армении сомнителен
В Армении подготовлена амнистия, приуроченная к 2800-летию Еревана и 100-летию Первой республики. Документ разрабатывается в министерстве юстиции под руководством министра Артака Зейналяна. Бывший правозащитник, он поставил целью проведение амнистии, однако сомнительны основания для ее проведения.
Фото с Арминфо.
Летом прошла амнистия по штрафам дорожного движения, было списано примерно 30 миллионов долларов штрафов со 150 тысяч человек. Обсуждается налоговая амнистия. Наконец, сейчас речь идет об амнистии заключенных. Очевидно, новая власть проводит водораздел между ситуацией до революции - и после. Это понятно - и политически обоснованно. Однако не стоит забывать и о правовой стороне.
Официально вместительность тюрем Армении составляет 5351 койко-место. Число заключенных на начало года составляло 3536, а сейчас составляет 2971, то есть 55% уставной вместительности тюрем. 37% от общего числа – арестованные и лишь 1870 – осужденные заключенные. Уже на начало года по уровню занятости тюрем Армения была на 132 месте в мире (119 заключенных на 100 000 населения), сейчас же этот показатель ближе к 148 месту в мире (100 заключенных на 100 000 населения). Учитывая заметное сокращение числа заключенных, следует предполагать (об этом также говорили журналисты), что были заданы "настройки" - смягчать приговоры, не арестовывать и тем более не осуждать под стражу если есть возможность.
Гуманизм может быть оправдан, но не тогда, когда речь идет об идеологических пристрастиях. Зейналян сказал, что проект амнистии был готов в мае, он также сказал, что проблемы перегруженности тюрем не существует, так как те и так не заполнены. Это подтверждает, что речь не о практической задаче, а о решении идеологических задач Зейналяна. Но для чего-то закон же существует. Можно в конце концов вообще никого не сажать, или же всех амнистировать, но вряд ли это сделает общество счастливее. И если вырастет количество преступлений, то кто будет ответственен. Дело в том, что число заключенных и так в стране низкое, как уже сказано, загружены тюрьмы на 55%.
Создается ощущение, что цель - в амнистии как таковой, а не в результате, который она должна достигнуть.Для сравнения, в 1997 году в тюрьмах и колониях Армении было 7648 заключенных, а в 2010 – 4807 (см. prisonstudies.org). То есть, число заключенных и без того быстро сокращалось. То есть, если бы в стране было слишком много заключенных, Артак Зейналян настаивал бы на амнистии (и тогда это было бы оправдано), а сейчас, когда заключенных немного он все равно настаивает на амнистии (и сейчас основания для этого не так уж очевидны).
Я думаю, что гуманизация пенитенциарной системы нужна, исходя из собственного опыта общения с юристами и правозащитниками. Но в первую очередь эта гуманизация должна происходить за счет улучшения условий содержания, чистоты, более качественного питания - и - что самое главное - медицинского обслуживания. Кроме того, тюрьмы страшно коррумпированы - одни заключенные сидят в "крутых камерах", другие - в плохих условиях. У одних все "выходы" на "волю", у других нет. Необходимо определить порядок пользования интернетом, телефоном, компьютером, телевизором, встреч, приглашений и получения товаров и продуктов извне. И этот порядок должен быть единообразным. Механическая амнистия ничего не дает, кроме риска прироста преступности.
Наконец, можно привести еще два сравнения – в Грузии, где население в полтора раза больше, чем в Армении, число заключенных составляет 9 990 человек (в 3.4 раза больше, чем в Армении), а в Азербайджане, где реальная численность населения в два раза больше, чем в Армении, численность заключенных и арестантов составляет 23 320 человек (почти в 8 раз больше, чем в Армении). В пересчете на реальное наличное население, в Грузии в 2.35 раз больше заключенных, чем в Армении, а в Азербайджане - в 3.54 раза больше, чем в Армении. Кстати, репрессивность Азербайджана хорошо видна из этого показателя, что касается устойчивого показателя для Армении, то он ближе к 125 заключенным на 100 000 населения.
Возможно, амнистия была бы оправдана еще несколько лет назад, но не сейчас, когда ситуация близка к тому, что в тюрьмах остаются в основном преступники, совершившие тяжкие преступление. Однако перед окончательными выводами о ее пользе или вреде, следует узнать, какого числа людей эта амнистия коснется и каких категорий. Амнистия обсуждается правительством и парламентом в закрытом режиме, поэтому детали станут известны после их официальной публикации.