Что не произошло в 2017 году
В конце года принято подводить итоги, что произошло, что сделано, какие ошибки допущены и так далее. Я попробую несколько альтернативный жанр - что не произошло в 2017 году на Южном Кавказе. Ниже я рассмотрю сценарии, которые могли, но не реализовались в уходящем году, а также те сценарии, которые прогнозировались разными людьми. Если кто-то помнит еще что-то, прошу напомните, возможно включу в пост. Начинаю с негативных нереализованных сценариев.
1. Возобновление войны в Карабахе
Из Азербайджана, а также из crisis group регулярно раздаются голоса о неизбежности новой войны, причем довольно многие ожидали возобновление войны в 2017 году. Где-то к февралю стало очевидно, что она не произойдет - так и случилось. Более того, год стал самым спокойным за последние 5 лет. Возможно, конечно, что это затишье перед бурей, скажут критики, но по меньшей мере последние азербайджанские предупреждения в 2017 году так и остались на бумаге. Я считаю, что это самое главное из того, что не произошло в 2017 году и стоит с запасом всех нижеперечисленных пунктов. Надеюсь, и в дальнейшем риск войны будет оставаться на приемлемом уровне.
2. Изменение цены на нефть
Цены на нефть в 2017 году стабилизировались и даже несколько подросли. Многие ожидали продолжения спада цен, были и прогнозы о их резком взлете в результате тех или иных кризисов на Ближнем Востоке. Однако цены остаются в коридоре 40-60 долл. за баррель. В первую очередь на Кавказе это касается России и Азербайджана, но косвенно - Армении и Грузии в некоторой мере.
3. Девальвация национальных валют
После одной девальвации армянского драма, двух с половиной девальваций грузинского лари и трех девальваций азербайджанского нового маната, у многих были ожидания новой девальвации, но она так и не произошла. Самые большие скачки испытал грузинский лари, но в конце года он стоит больше, чем в начале, поэтому невозможно говорить о девальвации и в его отношении. Азербайджанский манат пока держится и, как я уже писал в комментарии к посту Кямала али, преувеличены ожидания о его скорой девальвации - пока этой тенденции нет.
4. Дефолт
По крайней мере по Армении есть несколько общественно-экономических :) деятелей, которые раз в квартал обещают дефолт. Не буду их называть, чтобы не создавать лишнего пиара. Надо просто знать, что нет и в среднесрочном будущем не будет ситуации, когда Армения не сможет обслуживать свои долги, а значит дефолта не было и не будет. Кроме того, некоторые из них постоянно прогнозируют экономический кризис, и поскольку уходящий год был удачным, они начали говорить о том, что статистика сфальсифицирована. Скажу честно, в некоторой степени есть сомнения в ее точности, которые я постараюсь проверить. Но возможные отклонения гораздо меньше роста, то есть год в любом случае удачный - вопрос только в том, - насколько.
5. Срыв соглашения Армении с ЕС
Еще с 2016 года постоянно муссировалась тема, что соглашение Армении с ЕС не будет подписано. В особенности активно слухи начали муссироваться в последние три месяца перед подписанием. В числе причин назывались возможное вмешательство РФ, неверная политика властей РА, технические трудности в ЕС и возможный лоббинг Азербайджана. Тем не менее, подписание соглашения состоялось, оно произошло безо всякого вмешательства извне и прямо на саммите в Брюсселе.
6. Массовые волнения
В Армении массовые волнения предсказываются постоянно. Однако если в 2016 году они действительно были и это было очень ожидаемо, то в 2017 году их ожидать не стоило, ситуация была спокойной. Даже я за месяц до выборов ожидал некоторого напряжения ввиду ожидаемого вмешательства в выборный процесс. Но все прошло спокойно. В Грузии сторонники "Единого национального движения", вероятно, каждый год обещают революцию, хотя именно в 2017 году они ее не обещали, поскольку после распада партии им было уже не до того.
7. Обнищание населения
По меньшей мере второй и третий пункт должны были вызвать резкое обнищание населения, которое прогнозируется каждый год. Более того, в общественном мнении также критическая оценка текущей экономической действительности преобладает. Однако обнищания не произошло не только в Армении и Грузии, но даже и в Азербайджане, где такой риск был более серьезным.
8. Социально-политический хаос в Грузии
Среди прочих негативных прогнозов были: неконтролируемое развитие событий в Грузинской православной церкви и фашизм, который в Грузии должен был поднять голову после ряда митингов националистов, выступавших против иммиграции. Если риски в грузинской церкви сохраняются, поскольку непонятно, что произойдет с ней после смерти католикоса Илии, который, впрочем, может еще и пережить Второе не менее удивительно, чем ожидание обвала уровня жизни, поскольку очевидно, что это выброс, а не тенденция. Тем более, что реально фашистская группа, которая проводила акции в 2016 году, в уходящем себя никак не проявила.
Вышеперечисленное было в основном не реализовавшимися негативными факторами. Я начал с них во-первых ввиду наличия такого фона, а также потому, что существует большое количество "Кассандр", которые кроме как предсказанием негатива ничем не заняты. Это очень удобная позиция, поскольку позволяет сказать "я же говорил(а)", если негативный сценарий сбылся. Если же он не сбылся, то можно либо это проигнорировать, либо указать, что он на самом деле реализовался, но от нас все скрывают. В любом случае негативные предсказания обычно сильно запоминаются. Перейдем к другим вопросам.
1. Безвизовый режим Грузии с РФ
Визовый режим, введенный Россией в отношении Грузии еще в 2000 году и серьезно усложненный в 2006-8 гг., продолжает действовать. В конце 2016 года на итоговой пресс-конференции Путин заявил, что отмена визового режима возможна. В Грузии даже начались разговоры о том, что сейчас ЕС и РФ будут наперегонки отменять визовый режим с Грузией. Тем не менее, 2017 год закончился, а пока четких сигналов об отмене визового режима нет. Дело в том, что Грузия не вполне адекватно оценивает свою позицию в переговорах с Россией. Поскольку Грузия была инициатором разрыва дипотношений, ее элиты, в том числе и под давлением радикалов из ЕНД, считают, что это они находятся в сильной переговорной позиции и сами вольны выбирать, будут ли восстановлены дипломатические отношения. В России эту позицию не понимают и поэтому грузино-российский диалог увяз где-то на полпути.
2. Дальнейшая интеграция Грузии с западными структурами
Условно безвизовый режим стал последним пунктом в текущем процессе интеграции Грузии с ЕС и НАТО и теперь этим структурам нечего предложить Грузии, что стало очевидно в 2017 году. Все ожидания скорого вступления Грузии в ЕС были четко перечеркнуты европейскими чиновниками, которые неоднократно в 2017 году заявляли, что Украина и Грузия не имеют перспектив членства.
3. Открытие СИЗ "Мегри" на границе Армении с Ираном
В сентябре, потом ноябре, потом в декабре армянское правительство анонсировало открытие свободной индустриальной зоны на границе с Ираном, благодаря чему армянская экономика получит прирост на n%, появится m000 рабочих мест и т.д. В итоге церемония открытия зоны ознаменовала лишь процесс ее запуска, а не сам запуск. Сколько там будет компаний и будет ли она в действительности работать, пока непонятно. Можно вспомнить СИЗ в аэропорту "Звартноц", которая так и не была создана.
4. Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс
Открытая с большой помпой дорога БТК стала одним из главных событий на Кавказе в уходящем году. Однако это лишь пиар событие. Поезда по дороге не ходят, она не готова и, вероятно, в будущем будет еще не одно открытие. С азербайджанской стороны неоднократно объявлялось о завершении проекта и в прошлые годы, однако пока это всего лишь мираж. В 2018 году, однако у дороги неплохие шансы, поскольку большая часть работ все-таки выполнена.
5. Транспортная реформа в Армении и дорога Север-Юг
Строительство шоссейной дороги "Север-Юг" в Армении идет гораздо медленнее запланированного. Сроки постоянно откладываются и на данный момент завершено порядка 50 км. Однако причиной этому является недофинансирование и неточная оценка стоимости на стадии проектирования. Кроме того, инженерные работы проведены на участке длиной до 70 км. сверх уже завершенных, а значит в будущие годы дорога будет достраиваться. Еще с мая в Ереване и по всей Армении правительство рекламировало транспортную реформу, которая должна была преобразовать всю систему общественного транспорта страны, единый проездной и так далее. Ни в мае, ни в сентябре, ни в декабре она не была проведена и, судя по всему, в феврале ее ожидать тоже не стоит - никаких видимых признаков этого нет.
Если были какие-то достаточно масштабные обещания властей одной из стран Южного Кавказа, возможно с стороны непризнанных стран, а также со стороны России на Северном Кавказе, либо со стороны экспертов, которые не реализовались и я их пропустил, прошу напомнить в комментариях.