Азербайджанцам запрещено возвращаться на освобожденные территории
До войны-2020 в Азербайджане обсуждали: захотят ли беженцы возвращаться в свои районы, если вдруг, каким-то чудесным образом, в ходе переговоров и доброты армянской стороны, которая сознает беду азербайджанцев и сама выведет свои войска - а вернутся туда беженцы, им эти земли нужны?
Говорили, что выросло поколение, которые как бы уже и не беженцы, так как родились в Баку и других мирных районах Азербайджана. Зачем им прошлое родителей? Это история, которую они хотят быстрее забыть. Так думали некоторые в Азербайджане, в Армении и даже в странах, которые участвовали в азербайджано-армянских переговорах. Может, потому Минская группа ОБСЕ не активно действовала, думая что если подождать еще несколько лет, проблема азербайджанцев сама собой рассосется. К этой же теме примыкал вопрос: захотят азербайджанцы воевать за Гарабаг?
Гарабаг узаконивается, пришельцы - вон
Захотели. Списки погибших, шехидов Гарабагской войны в основном состоят из парней, родившихся после оккупации этой территории или в годы оккупации. Точно, что эти парни, если родились в конце девяностых годов свое детство в Агдаме, Джабраиле, в Шуше не помнят. Только по рассказам родителей.
А после освобождения районов Баку столкнулся с проблемой неконтролируемого посещения азербайджанцами Гарабага и гибели, ранений на минах. Количество погибших на сегодня - 14. На дорогах в Гарабах МВД поставило посты, СМИ предупреждают о недопустимости посещения этих мест до полного разминирования. Публикуются имена задержанных и оштрафованных. МЧС распространяет этот предупреждающий видеоролик.
Понимаем тягу людей в родные места. Первыми были Гулиев и Шахбазов, в двухтысячные годы они неоднократно тайно пробирались в Кялбаджар, посещали родные места и могилы. В последний визит попали в переделку, потом в тюрьму. Сейчас они на свободе.
А беженцы должны понимать требования безопасности. Не для того армия освобождала земли, чтобы ее жители взрывались и калечились на минах. Разминирование идет, из Турции привезены мощные машины, проходящие по минным территориям как комбайны по ниве. Эти машины заменяют труд нескольких минеров. Надо ждать. Главное, что земли наши, а с возвращением и повторным заселением этих районов проблемы нет.