Не верю воюющим археологам
Археологическая экспедиция Института археологии и этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана совместно со специалистами Токийского Университета нашла в Товузском районе АР поселение Гаджиалемханлы, относящееся к VII тысячелетию до нашей эры. Радиоуглеродные анализы обнаруженных органических останков показали, что обнаружено самое древнее неолитическое поселение не только на территории Азербайджана, но и на Южном Кавказе. Его возраст насчитывает примерно 9 тысяч лет, - сообщает пресс-центр НАНА.
«Ранние поселения с круглыми домами из сырой глины строились сначала на равнине, но уже в более поздние времена по различным причинам (экологическая адаптация, безопасность, защита и др.) строительство велось на естественных и искусственных возвышенностях».
Руководитель азербайджано-японской международной археологической экспедиции с японской стороны Йошихиро Нишиаки заявил, что исследования, которые проводятся азербайджанскими и японскими специалистами в этом регионе с 2012 года, дали результат: «Мы обнаружили самое древнее на Южном Кавказе неолитическое поселение. Это большой успех».
Его слова повторяет руководитель с азербайджанской стороны.
Привел эту новость агентства АПА для того, чтобы поделиться сомнениями по поводу «самого… на Южном Кавказе».
Конечно, может найдено самое древнее поселение. Почему бы нет? Но источником сомнения является политическая сторона научных изысканий. В наших краях, - я имею в виду азербайджано-армянские отношения, - история стала инструментом в руках политиков. Первыми применили этот инструмент соседи, пытаясь применить его для обоснования территориальных претензий. Наши ученые эстафету подхватили.
И все это при том, что на самом деле с международно-правовой точки зрения ответ на вопрос «Кто раньше появился на Кавказе?» ничего для вопроса о сегодняшних территориях не проясняет. Но обмен «самыми-самыми» запущен. Последние, значит, пока мы – открыли «самый древний город в Южном Кавказе». Не сомневаюсь, что следующими «самыми» выступят армянские археологи.
Сомнения в необходимости этого соревнования в обществах созрели, они мешают восприятию научной информации. И дело не в моей личной "верю-не верю". С таким же сомнением к историческим изысканиям в конфликтных зонах подходят ученые во всем мире, соотнося результаты исследования ученых с политической ситуацией в настоящий момент. Но ничего не поделать – настолько все испоганили политики. Может, правильнее вообще не заниматься археологическими поисками там, где идут территориальные конфликты?