Азербайджанцам запретили превращать поминки в пышные застолья
Азербайджанское государство вмешалось в заколдованный круг обжорничества и расточительства, из которого не могло высвободиться население без посторонней помощи.
Несмотря на повсеместное недовольство неимоверно большими расходами семей, в которых скончался близкий человек, большие траты на еду и угощения в наших новых обычаях сохранялись. И если пышные свадьбы можно окупить и даже заработать, собрав денежные подарки гостей, то на поминках у нас обычно ничего не дарят. Только самые близкие родственники могут помочь деньгами.
Призывы не накрывать пышные столы – с фруктами, пловом и сладостями на третий, седьмой и сороковой день после кончины близкого не раз оглашались со стороны Управления мусульман Кавказа. Но даже бедняки не решаются ограничиваться лишь чайным столом, боясь прослыть скупердяем. Берут в долг, залезают в кредиты. Потом годами выплачивают.
Знаю людей, старающихся не приходить на поминки или покидающие их сразу после прощания с покойником не оставаясь на трапезу, чтобы не вгонять семью в расходы. Но знаю, что есть другая группа людей – «профессиональных поминальщиков», питающихся на поминках неизвестных им персон. Просто ходят по городу и заходят в палатку, здороваясь с сидящими так, как будто давно их знают. Ясное дело, никто таких из поминальных палаток не прогоняет, так как на то, по мусульманской вере, и накрываются поминальные столы, чтобы накормить бедных и совершить таким образом «суаб» - богоугодное дело.
В Нахчывани тамошний единоличный властитель Талыбов около трех лет тому назад попросту запретил организовывать пышные поминки. Только чай, сахар и конфеты, конечно поминальные угощения – пахлава и др. Во всем Азербайджане нахчыванское нововведение воспринималось с одобрением. Но никто не хотел стать первым «скупердяем». Заколдованный круг.
И вот вчера в прессе распространили информацию о том, что Азербайджане будут контролироваться поминальные церемонии.
Правительство подготовило в связи с этим конкретные стандарты - определило меню. Теперь на поминальных церемониях, на столах будут только чай и сахар. Как исключение запрет не будет налагаться только на хурму.
«Под председательством первых заместителей глав исполнительной власти были проведены заседания по административным территориям. До внимания местных религиозных деятелей, ахундов и мулл было доведено, чтобы они осуществляли возлагаемые на них обязанности и следили, чтобы на подобных церемониях соблюдались установленные порядки. Представители госструктур проинформировали в связи с этим местных священников-рухани и потребовали, чтобы приказ государства был доведен до всех.
Запреты касаются только столов, накрывающихся во время траурных церемоний. Этот запрет не наложен на застолья в другие памятные дни, в том числе во время месяца Рамазан, Мухаррам. Также этот запрет не относится к столам, накрывающимся для траурных и поминальных церемоний шехидов.
Не ясно пока, как это запрет будет реализовываться в натуре. Что будет, если предположим, на поминальной церемонии столы обставят пловом. Последует ли какое-то наказание нарушителю, и какое?
Понятно, что теперь не желающий тратить деньги впустую сможет ссылаться на указ, и вряд ли кто на него посмотрит косо. В то же время обязательно найдутся нарушители. А за ними потянутся другие. Как же – скончался дорогой-уважаемый человек, а его дети не хотят накормить гостей, которые может, приехали издали и голодные с дороги.
Кажется мне, что пару месяцев поостерегутся заказывать к поминкам вкусные блюда, а потом опять завертится по-старому. Было же распоряжение главы исполнительной власти Баку о запрете загораживать тротуары и проезжую часть дорог поминальными палатками. Но то и дело улица оказывается перекрытой. И ничего – приходится объезжать большие белые палатки с дымящимися рядом самоварами.