Грузинский боженька наказал царапинами. Теперь жду благодарности
В Гахском районе Азербайджана, отличающемся компактным проживанием этнических грузин, есть три известные во всей стране церкви, кроме грузинских храмов, построенных в местных селах. Самая крупная церковь стоит почти в центре города Гах, с советских времен до сегодняшних дней в ней размещен музей.
Вторая – албанская, построенная в 1-3 веках, построена на склоне горы у въезда в Гах со стороны Шеки. Ее посещают вместе христиане и мусульмане 5 мая и 23 ноября, празднуя грузинские религиозные праздники. Я не ошибся – местные азербайджанцы приходят к подножию церквушки на горе вместе с грузинами и весело проводят вместе время с христианами, с вином и здравиями. Говорят, пиршества в эти дни стоят тут горой.
Главная грузинская церковь находится в верхней части города – в Гахбаше. Она активно посещается, в ней регулярно проводится служба. Экскурсия в эту церковь была у нас в прошедшее воскресенье.
В этот раз я отправился в церковь на горе. Эта гора, вернее ее склон, огибаемый автомобильной дорогой Шеки-Гах, азербайджанцы называют Кился Бурум – то есть церковный поворот. Церквушка маленькая, очень эффектно видна с дороги, но так как добраться до нее не так легко, в чем я сам убедился, храм посещается только приверженцами – грузинами и азербайджанцами в указанные выше праздничные даты грузинского религиозного календаря.
Эту церковь я с детства наблюдал, проезжая мимо, но ни разу на гору не поднимался. И вот, решил посетить храм вместе с читателями.
Вначале пришлось проплутать в поисках дороги, ведущей к церкви. Спросил путь у владельца шиномонтажной мастерской и сфотографировал отдыхающего и запряженного в телегу коня.
Дальше было самое интересное. Нашел грунтовую дорогу, поехал по ней и расцарапал колючими кустами крыжовника машину. Пришлось возвращаться на правильный путь. Нашел другую грунтовку, ведущую вверх, и нажал на газ. Машина поднялась на 30 метров вверх и застряла между двумя торчащими из дороги гранитными валунами. Ни вперед не едет, визжа колесами по граниту, ни назад. Крутился я в жаре вокруг автомобиля, оставил его и отправился дальше пешком.
Дорогая петляла, пробираясь вверх между лесистыми горными склонами. Я вышел на ровный участок, откуда открывался красивый вид на долину с автомобильным шоссе и производственным цехом.
Вновь подъем, прохожу по крупным ступеням и мимо железных перил, и вот - открывается церковь. Огибаю большой камень, облепленный огарками сотен свечей и покрытым копотью. Здесь верующие зажигают свечи, прося боженьку о милости.
Дверь в церковь открыта, внутри никого. Только металлические столы для свечей, тоже залитые воском, и закопченные стены. Фресок нет, только надписи на копоти, оставленные безкультурными посетителями. Но чисто, не загажено, что радует. Обошел высокий храм, кирпичи которого выглядели так, как будто здание построено в прошлом веке. Я был здесь один, кругом ни души.
Сделал фотографии и быстрым шагом направился обратно, волнуясь за сохранность машины. Но и внизу никого не было. Медленно, останавливаясь после каждого метра пути и выходя из машины чтобы осмотреть путь, двинулся задним ходом. Выбрался, отделавшись неприятными длинными царапинами по обе стороны автомобиля. Наказал меня грузинский боженька за то, что посетил храм как турист-атеист, без положенных приношений. Манат этак на 100 - столько стоит в Баку полировка машины с затиркой царапин.
Но осталось в душе чувство удовлетворения выполненным долгом. Сам посетил и тысячам читателей сумел показать. Надеюсь, боженька простит и наградит меня каким-нибудь, ему известным способом.