Так ведется у нас борьба с коррупцией, или пыль в глаза?
Ведет азербайджанское государство борьбу с коррупцией среди своих чиновников, или не ведет? Для меня это трудный вопрос.
Этот вопрос легок для тех, кто однозначно позиционирует себя провластными или оппозиционными. Первые категорично скажут – ведется, и глазом не моргнув по поводу ежедневных, в их же присутствии поборов, «подарков» и «уважений».
Вторые уверенно скажут «не ведется», но сделают вид, что в стране не существует центров «Асан Хидмет», специально созданных для того, чтобы граждане быстро и почти бесплатно (госпошлины не в счет) получили справки и произвели оформления недвижимости и движимости.
Думаю, правильный ответ посередине, я бы его так сформулировал: воздвигаются барьеры перед коррупцией там, где коррупционные деньги стекаются к высшим чиновникам, не принадлежащим к узкому кругу.
Вчера парламент принял поправку к закону, согласно которому для того чтобы построить частный дом не выше трех этажей, разрешения у местной власти брать не надо. Есть у тебя земля – строй, только уведоми власть, так как там могут быть коммуникации и пр., о которых строитель может не знать. Не выше трех этажей – это как раз те частные дома, которые в Азербайджане строятся везде и в огромных количествах. Можно сказать, народ переезжает из многоэтажек в двухэтажки.
В последние годы запретили дорожной полиции взимать штрафы с водителей в полицейских управлениях – нужно платить в банках и на почте. В этом году дорполиции запретили приглашать водителей, попавших в дорожные камеры за превышение скорости и т.д., в полицейские управления, где с ними велся разговор на предмет оплаты на месте и без записи штрафных баллов. Теперь водитель, если не получит на дом автоматическое письмо «от камеры», никуда приглашаться не может. Вообще, в процессе штрафования водителей с участием видеокамер присутствие полицейских чинов исключено.
Все зарплаты госслужащих, пенсии и пособия переводятся на банковские карты, чтобы кассиры не зажимали часть денег под фальшивыми предлогами.
Жаловаться, писать письма в госструктуры вплоть до президента, подавать заявления, участвовать в конкурсах по приему на работу и многое другое переведено на электронно-интернетский формат.
Процесс призыва в армию происходит без насквозь коррумпированных с советского времени военкоматов, которые просто отменены. Призывник сам приезжают в воинскую часть, указанную ему соответствующим Госкомитетом.
О Центрах «Асан Хидмет» ("Легкая Услуга") я говорил, это одно удовольствие. По этим центрам водят иностранных экскурсантов, и те потом пишут в отчетах об отсутствии в Азербайджане коррупции.
На снимках - один из районных центров "Асан Хидмет" и его мобильное подразделения для выезда и обслуживания граждан, живуших вдали от центров.
Перечисление можно продолжить, я привел только примеры по памяти.
В таком случае, что мешает таким же образом закрыть путь коррупции в таможне, при госрегистрации новых автомобилей? В апреле мой коллега покупал "КИА Рио", так как офицер полиции в службе госрегистрации автомобилей содрал таки с парня 200 манат (евро). Торг начался с 400-т.
Что мешает исключить возможность сбора налоговиками средств помимо законных налогов, исключить взятки при регистрации общественных организаций и политических партий в Минюсте? Два месяца назад при мне представитель партии «Новое Время» подал жалобу председателю ЕС, сказав, что партию не регистрируют семь лет, несмотря на их многочисленные обращения. Понимаю, что последний пример несколько из другого ряда, партию обижают по причинам сугубо политическим. Хорошо, назовем это политической коррупцией.
Лично мое убеждение – узкий круг властных людей оставит для себя коррупционную кормушку в любом случае. Они не могут без этих денег. Поездки «в Парижи» большими компаниями, под видом открытия каких-то выставок и распространения правды о нашей стране - очень дорогостоящие удовольствия. На одни даже самые гигантские зарплаты их не оплатишь.
В общем, борьба с коррупцией ведется там, где она не мешает себе, любимой…