Сравнение Гр с АР от Berg...manовской НПО-шницы
За годы правления в Грузии Михаила Саакашвили в соседнем Азербайджане сложилось стереотипное убеждение о чудом вырвавшихся из коррупции грузин. Бывавшие в Грузии, в основном в Тбилиси, рассказывают о полицейских, не берущих взятки, прозрачных полицейских участках, низких ценах в кафе и ресторанах… Вот, пожалуй и все, кроме всегда красивой грузинской природы и приятных людей.
Для нас важнее сравнение с тамошней коррупцией – азербайджанская действительность рядом с грузинской выглядит ужасно. Взяточничество во всем, что касается ввоза в страну автомобилей, их регистрации, получения госномеров, технического осмотра и штрафования за нарушения ПДД у нас не только не искоренено, но поддерживается государственными чинами. Я бы сказал – процветает.
Зная все это, шокирующе было слушать выступление председателя грузинского НПО «Зеленая альтернатива» Мананы Кочладзе, участвовавшей в международном проекте «Увеличение прозрачности в добывающей сфере». По итогам этого проекта Кочладзе выступала в Баку, на конференции с докладом «Добыча природных ресурсов в Грузии – прозрачность, отчетность и трудности в области защиты прав человека».
Вначале отмечу, что прекрасно разговаривающая на русском языке в перерывах с коллегами , она читала свой доклад на английском языке. При том, что все участники конференции, включая гостей из Кыргызстана, знали русский, а читали тексты на русском или азербайджанском языках.
Исключительно для грузинки был нанят переводчик. Очевидно, что каким бы он не был профессионалом, но что-то в выступлении Мананы он, наверное, не перевел. Не имеющее практического значения ее желание выступить на английском привело к худшему восприятию слушателями грузинского доклада.
Вспомнились острые посты грузинского блоггера BERG...man Tbilisi в московском ресурсе «Кавказский Узел», про армию тбилисских НПО-шниц – поклонниц Саакашвили. Полное представление о которых можно получить, только посетив грязные туалеты в их офисах:
- Как-то в одном из офисов мне показалось, что у девушек не очень чистые руки. Я люблю смотреть на руки, пальцы, ногти, кожу и делать выводы. И чтобы удостовериться, я зашел в женский туалет. Нет, не за трофеями, все гораздо банальнее. В мужском жидкое мыло подходило в тюбике к концу. В женском практически было нетронутым. Я спросил уборщицу: а когда вы заливали мыло, она ответила, что в оба туалета - неделю назад…
Эта цитата из блоггерского поста не имеет прямого отношения к Манане Кочладзе, вернее лучше сказать, не имеет вообще никакого отношения. Но вспомнилось, потому что блоггер – он же известный грузинский тележурналист, постоянно разочаровывал мои идеалистические убеждения о Саакашвили и его заслугах. Мои убеждения, непоколебленные описанным (мочой, а не воспоминаниями) гигантским подземным переходом в грузинской столице.
Итак, шокирующие вести от М.Кочладзе. Почти слово в слово, насколько успевал записывать. Правда, как я уже говорил, она читала на английским, переводчик на азербайджанский, а я в уме тут-же транслировал на русский.
Грузинский народ не знает, сколько госбюджет получает средств, полученных от продажи подземных богатств, хотя в законах про отчетность и прозрачность все расписано красиво, хорошо проставлены экологические и здравоохранительные требования. И даже закон о госзакупках, точнее его исполнение, перекочевало в электронный формат, а закупки в Грузии теперь производятся в автоматическом режиме.
Но государственные соглашения в добывающей отрасли, деятельность крупных добывающих компаний остаются непрозрачными. Граждане не знают – кто владелец компании, ведущей разработку на их земле, и где она зарегистрирована. В городе Чатура сменился владелец марганцевого месторождения. И кто там теперь? Жители не знают.
По закону от 2011 года грузинские компании должны отчитываться перед обществом о своей работе. Но этого нет. Ходят слухи, что компании действуют где-то в «офшорах», и по закону «О СМИ» информация об офшорных компаниях должна быть доступна.
В Грузии без письменного согласия компаний Министерство юстиции не может раскрыть информацию о финансовой деятельности бизнесменов, и ничего журналистам и общественникам с этим не поделать.
Лучше обстоят дела с прозрачность грузинских компаний, добывающих и продающих питьевую воду. Доля этих компаний в госбюджете – 2-3%. В целом же добывающая отрасль обеспечивает около 3-4% госбюджета Грузии. Это золотые прииски и марганцевые рудники, водные ресурсы.
Марнеульское месторождение золота приватизировано в 2004 году и несколько раз перепродавалось. В итоге принадлежит российскому бизнесмену Сергею Генералову – другу президента В.Путина. Причина столь парадоксальной для антипутинской Грузии ситуации в том, что владельцем этого прииска в 2004-2008 годах был грузинский депутат от правящей партии, промышленник Бендукидзе, близкий человек Путина. Он и продал месторождение Генералову.
Так, если не было ошибок в двух переводах, сказала Манана Кочладзе.
Положение с открытостью госзакупок, прибыли добывающих компаний и распределением доходов у Азербайджана и Грузии, оказывается, одинаковое, не считая масштабов производства и прибылей. Открытости почти никакой, хотя на законы можно молиться.
Об этом говорилось в выступлениях азербайджанских экспертов - Ильхам Шабан, Сахиб Мамедов. Не осведомлены в достаточной мере о работе добывающих компаний жители азербайджанских районов, в которых эти фирмы действуют – отчитался о проведенном мониторинге Ровшан Агаев.
Наверное, меня можно считать окончательно разуверившимся в Саакашвили. Кочладзе нанесла по моим иллюзиям окончательный удар, и теперь возмущаться в душе позицией Ираклия Берулавы я не буду.
Все встало на свои места. Не может лидер, какой бы он не был честным, говорливым, впечатляющим и деловитым, изменить менталитет всего народа. Посеять какие-то добрые (или злые) сомнения в правильности прошлой народной жизни можно, но кардинально нас изменить, за два президентских срока превратить азербайджанцев (грузин) в немцев (швейцарцев, шведов…) принципиально невозможно. Боюсь, то же касается теоретически бессрочного правления азербайджанских президентов.
А BERG...man Tbilisi в оценке гигиенических привычек НПО-шниц все-таки не прав, – догадался я, раздумывая над обнаруженным блоггером туалетным феноменом.
Женщины не пользуются жидким мылом потому, что убеждены в его пагубном иссушающем влиянии на ценную кожу рук, по которой внимательные мужчины определяют женский возраст. Они протирают руки специальными лосьонами, и жидкое мыло остается в туалетах неиспользованным.