Браво, Липаритян!
До сегодняшнего дня я всегда писал и говорил, что ни разу еще армяне публично не признавали своих злодеяний, совершенных против тюрок - в Анатолии и Азербайджане. Отныне я не буду так утверждать, точнее, буду делать исключение: ни разу кроме статьи Липаритяна.
Привожу ее полностью. В принципе согласен с ней, не считая мелочи: никто в Азербайджане не отрицает, что против армян были совершены погромы в Сумгайыте и Баку, даже если установлено (советским судом) что сумгайытскими погромами, азербайджанскими погромщиками командовали и лично участвовали в насилиях два местных армянина. Личности их установлены, они вместе с другими преступниками ответили по закону. Событиями тайно руководили офицеры КГБ, - писал в своей книге гособвинитель на том суде, прокурор Аслан Исмаилов. Но в Армении все (кроме теперь уже Липаритяна), отрицают вину в убийстве ходжалинцев. Более того, сочиняются грубые измышления, для обеливания своих преступников используется лживое политическое заявление президента Аяза Муталлибова, не знавшего на ту пору правды о геноциде в Ходжалы и поторопившегося взвалить вину на своих азербайджанских политических противников. О многочисленных опровержениях этого заявления со стороны того же Муталлибова армянам сообщать, конечно, невыгодно.
2.22.2014 17:06 epress.am
Чем азербайджанская бабушка хуже армянской. Статья советника первого президента Армении
Издаваемая в Турции на армянском и турецком языках газета «Акос» опубликовала статью бывшего главного советника первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, профессора Мичиганского университета Жирайра Липаритяна.
Представляем ее полностью
Армянину очень сложно писать о Ходжалу. Ходжалу – это тот случай, когда армяне обвиняются в зверствах, совершенных в отношении других, в данном случае азербайджанцев. Армянам непривычно быть виновниками жертв, для нас характернее быть жертвой.
Я не знаю в точности, что произошло в Ходжалу в 1992 году, хотя в то время я был частью армянского руководства, советником президента республики. Знаю, что наше правительство не давало какого-либо приказа или права на случившееся. Армяне не говорят об этом, а азербайджанские источники заинтересованы в использовании Ходжалу в пропагандистских целях, а не с точки зрения предмета серьезного исследования, следовательно, они недостоверны.
Когда в 1999 и 2001 годах я для своей следующей книги проводил интервью с армянскими и азербайджанскими должностными лицами в Ереване и Баку, азербайджанские чиновники обходили стороной факты бесчинств азербайджанцев, а армянские чиновники – тему Ходжалу. Надеюсь, однажды ученые при содействии всех вовлеченных сторон выяснят, что именно произошло.
Тем не менее, было совершено нечто неприемлемое, что-то, что привело к увечьям и убийствам армянами в Карабахе азербайджанских гражданских лиц. Армяне отрицают или не дают достаточно объяснений так же, как азербайджанцы поступают с тем, что было совершено в отношении армянских гражданских лиц в Сумгаите, Баку и других городах Азербайджана. Было бы уместнее и полезнее признание Азербайджаном армянских погомов в Сумгаите и других городах Азербайджана. Однако признание своей ошибки армянами не должно зависеть от признания своей ошибки азербайджанцами.
Нам известно, что конфликт еще не решен, и будто ведутся переговоры. Однако человеческие страдания не должны превращаться в предмет торга. Наш подход в этом вопросе покажет, каких ценностей мы придерживаемся и какие ценности нам бы хотелось видеть со стороны других в отношении нашей же истории.
Если Ходжалу может объясняться в качестве непосредственного вреда, нанесенного войной, то любое действие в отношении гражданских лиц может рассматриваться таким же образом. Почему мы должны надеяться, что другие признают совершенные против армян преступления, если мы не признаем гораздо меньшее по масштабу, но, тем не менее, совершенное нами преступление в отношении других?
Мы должны отделить трагедию, совершенную в ходе войны в отношении гражданских лиц, от очень большой ответственности военизации конфликта в 1991 году, которая однозначно лежит на правительствах Азербайджана и Советского Союза.
С целью обеспечения безопасной среды для собственного народа армянские силы в Карабахе предприняли военные действия в Ходжалу и других пунктах против воздушных бомбардировок и обстрела гражданских мишеней со стороны азербайджанцев. Однако, как я уже публично спрашивал в прошлом, чем хуже азербайджанская бабушка, которая держит за руку внучку? Почему внучка хуже только потому, что она азербайджанка? Чем два этих гражданских лица отличаются от армянских бабушек с внуками, попавших в схожую ситуацию, вынужденных покинуть свои села и города в Карабахе по причине попыток азербайджанцев осуществить этнические чистки в Карабахе и на прилегающих к нему территориях? Чем они отличаются от моей бабушки, которая в 1915 году, держа за руку свою бабушку, вынуждена была покинуть свой дом в Османской империи. С человеческой точки зрения все они, прежде всего, бабушки и внуки.
Не политика должна иметь значение на человеческом, семейном уровне. Большая политика неспособна найти решения до тех пор, пока мы не признаем человечности друг друга. В конце концов, что должно быть целью политики, стратегии или даже войны, если не обеспечение безопасной среды для своего народа? Но ни одна безопасность не будет постоянной или надежной, если она не обеспечена и для соседей. Необходимо решить, хотим ли мы жить в состоянии постоянной войны или угрозы войны, или хотим найти выход из ситуации? Мы не можем продолжать вести политику, основываясь на своих больших опасениях, но в то же время обострять большие опасения других касательно нас и не давать возможности наступления мира.
Мы можем чувствовать себя хорошо, связывая свою человечность с тем, что мы – жертва, однако с моральной точки зрения это не может быть верно, если мы не признаем человечности наших жертв, вне зависимости от того, как и почему они стали жертвами. Мы должны, в конце концов, решить, достаточно ли чувствовать себя хорошо на основании высокой степени морали, или нужно смириться с мыслью о том, что мы тоже неправы, пусть в меньшей степени, и начать действовать верно.
Верно действовать значит найти способ, чтобы все бабушки и внуки были в безопасности. В противном случае, все наши лозунги, все принципы, будь они правовые, международные, моральные, исторические, политические или другого характера, в лучшем случае, бессмысленны, а в худшем – ведут к будущим катастрофам.
19 февраля, 2014 г.
Кембридж, Массачусетс, США