кровавый четверг шиитов
Утром сегодняшнего дня, на пути в отель Park Inn, где проводилась международная конференция, посвященная религиозной толерантности в Азербайджане, столкнулся с известным нашим оппозиционным журналистом Тофиком Тюркелем. Он был одет во все черное и торопился явно к соборной мечети Тезе Пир. Лицо Тофика было напряжено.
"Сегодня я не работаю. Даже в советские годы я в этот день соблюдал траур", - серъезно глядя на меня, провозгласил Тофик.
В четверг шииты Азербайджана, не все конечно, отмечали в своих мечетях траур по жертвам внутриисламского противостояния арабов в первые исламские годы. В 680 году в иракской Кербеле имам Хусейн и его сподвижники были убиты сторонниками другого имама. С тех пор шииты всего мира в этом день плачут, бьют ладонями себя по головами и груди, а наиболее отчаянные прилюдно наносят себе кровавые увечья.
Старики говорят что раньше, в досоветские времена по Баку ходили процессии мужчин в белых одеждах, некоторые били себя по лбу острием сабель. Кровь лилась рекой.
Самоистязатели с мечами во время церемонии Ашуры в одном из сёл близ Баку. 1910-е
В советские годы этот ритиуал был запрещен, но соблюдался в закрытых дворах. В независимом Азербайджане, несмотря на то, что власть это не приветствует, а Управление мусульман Кавказа ежегодно призывает народ отказаться от кровавого обычая, во дворах мечетей собираются толпы, чтобы лицезреть, как стоящие в кругу в основном молодые мужчины хлещут по своим оголенным спинам проволочными плетьми. Крови обычно почти не видно, только царапины. Но зрелище неприятное.
Тут же околачиваются многочисленные нищие, полиция соблюдает порядок, чтобы не затоптали слабых, дежурят кареты скорой помощи.
Лет 15 тому назад по инициатие молодого тогда теолога Ильгара Ибрагимоглу верующие стали заменять самоистязание добровольным донорством, для оказания помощи своей кровью детям больным талассемией. Потом, когда Ибрагимоглу выступил на стороне оппозиции и сел в тюрьму за участие в несанкционированном митинге против власти, его инициатива была подхвачена Управлением мусульман Кавказа. Спасибо теологу не сказали. Сам шейх уль-Ислам и весь его аппарат садятся за стол и протягивают руки врачам, для изъятия их крови на пользу больным.
Но коллективные самоистязания в шиитских мечетях продолжаются.
В Азербайджане нет конфликта между суннитами и шиитами.
На конференции, проведенной сегодня, завотдел Госкомитета по делам религии Ниджат Мамедли говорил, что даже когда шииты и сунниты конфликтовали, за этим стояли совсем другие причины, а религия была поводом. Сунниты и никто другой в Азербайджане никогда не скажут шиитам радикалам дурного слова по поводу их обряда, но одобрения кровопусканию, к тому же в наше время никто не выражает.
Депутат Гудрат Гасангулиев сказал на той же конференции, что если государство ослабит контроль над мусульманами, ничего от разрекламированной толерантности в Азербайджане не останется. Для исламского экстремизма в стране имеется удобная почва.
Депутат оправдывает жесткие меры государства против азербаййджанских исламистов.
Каким бы я не был либералом, но если государство примет вдруг строгие меры против любого членовредительства под любым предлогом, я такое государство поддержу.
Возвращаясь с конференции, я снова и вновь совершенно случайно встретился с Тофиком Тюркелем, возвращавшимся из мечети Тезе Пир. Он выглядел удовлетворенным и благодушным.