1. про "Четких" - e-kin, Южная Осетия: "Сейчас в ходу индивидуальность "шаблонная", ну как, например, те же эмо: "Я нитакой/ая как все, но при этом нас больше чем армян в Москве"))) да простят меня армяне)."
2. (без темы) - siyana-r, Дагестан: "Страшно, когда твой сосед по парте рисует на тетрадке свастику, а учительница, с улыбкой говорит, что такие вещи нельзя рисовать на тетрадках. Страшно видеть эту свастику в рамке на стене подруги твоей мамы, и еще более страшно слушать объяснения "а это андрюшка балуется"
3. Уходят с улиц личности... - Алан Цхурбаев, Северная Осетия: "все считают, что в их поколении были грандиозные люди, не то что сейчас, даже я так думаю. я заставляю себя так не думать, критиковать самого себя, искать новых друзей моложе себя, но все равно мне так или иначе комфортней в окружении людей моего поколения."
4. Расул Мирзаев, спортсмен или убийца?Кавказ, спорт и не только… - "Дела спортивные на Юге": "Люди, которые с завидной периодичностью проламывают друг другу головы арматурами, бутылками и битами где-нибудь в Бирюлево или Жулебино, начинают праведно возмущаться «неоправданной жестокостью» Мирзаева"
5. Башни Южной Осетии - soslan-oss, Южная Осетия: "Осетинские башенные комплексы в Южной Осетии сохранились очень плохо. Сомневаюсь, что здесь есть хотя бы одна более-менее сохранившаяся в первозданном виде постройка такого типа." (ФОТО)
6. Возвращение горца или Хуæнхаг изæртæ. - asson-digoron, Северная Осетия: "Дороги в плачевном состоянии, а рельеф сложнее не бывает. Иной раз смотришь на путь, уже в глазах мелькает твой полет с обрыва и удар о противоположную сторону теснины. Но дорога круто разворачивается, повторяя изгибы реки, шумящей где то внизу, и снова стена гор нависает над тобой."
7. 5 копеек про Анжи - emilia-kazumova, Дагестан: "Ну появился в жизни богом забытого клуба миллиардер, ну купил он им хороших футболистов. Так радоваться надо. Будь это любая другая команда, так все от счастья б сдохли, что тот же Роберто Карлос играет в российском клубе."
9. Как я ходил на футбик. - ruslanred, Дагестан: "Начался футбик, я тоже орал как все: АНЖИ-ВПЕРЕТ!!!!; НУЖЕН ГОЛ!!!; ЮРА ДАВАЙ; ДАГЕСТАН-ДАГЕСТАН.. Свистел, хлопал, топал- не помогла, наших футболистов Спартак даже не почувствовал :(" (ФОТО)
Думаю не только дагестанцев касается, скорее один из примеров. Шикарное видеобращение нашего соотечественника, далеко от шаблона "четкого".
А если подумать, ведь любой человек должен быть вне всяких ярлыков (я в интеллектуальном плане имею ввиду, а не о яркости и ядовитости окраса прически), каждый из нас - это разрыв шаблона, в этом и прелесть человечества, социума. Сегодня все забыли про настоящую индивидуальность, когда человек как бездонный ящик, и ты в нем постоянно тонешь. Сейчас в ходу индивидуальность "шаблонная", ну как, например, те же эмо: "Я нитакой/ая как все, но при этом нас больше чем армян в Москве"))) да простят меня армяне).
Вот кто я? Осетин, урожденный в славном городе Цхинвал. Всегда учился хорошо, не по наставлению, а по желанию, поэтому благополучно окончил Финку на красный диплом, сейчас - финансовый аналитик (больше хвастаться не буду). При этом слушаю рок (панк, фолк, ска, треш, особенно по душе Kultur Shock и Mushroomhead), любимые писатели Сартр и Азимов. Добавим к этому, что я еще верующий Православный (правда пока еще не вооцерковленный,ну эт моя слабость). Очень много читаю о исламских шиитских сектах, особенно о исмаилитах-низаритах. Любимая историческая тематика - русско и англосаксонское противостояние в "Большой игре", соответственно и все что связанно с Афганистаном (особенно порадовала книга Ахмеда Рашида "Талибан"). При этом я кавказец, с кавказской/традиционной ментальностью, "гоняющий" на истории своей малой Родины. А? и еще, моя Родина - это Советский Союз, а этот огрызок, который нам после 91 года оставили, считаю лишь частью расчленяемой Родины. Во, я еще сторонник неоконсерватизма!) Разве я недостоин претензии на "разрыв шаблона"? Ну и раз пошла такая пьянка, то и вы поделитесь своим "пазлом интересов"))
2. (без темы) - siyana-r, Дагестан.
Я знаю, что длинные посты никто не читает, особенно написанные так коряво и эмоционально, как пишу я. Но наверно, мне было важнее написать, чем быть прочитанной.
У меня есть своя теория, по которой наши комплексы равны нашим амбициям. Иногда, пытаясь анализировать себя, свои амбиции, я не могла найти тех комплексов, которые бы их подпитывали. Я всегда прибегала к стандартному набору: внешность, личная жизнь, карьера. И всегда в этих категориях находилось достаточно пунктов, чтобы удовлетвориться поисками и забыть до следующего сеанса рефлексии. Так было до сегодняшнего дня, когда ненависти стало слишком много, даже для меня, закрытую от телика, топовых постов в жж и русских обывателей.
На самом деле у меня настоящий комплекс чурки чужака.
Думаю, все помнят обостренные приступы толерантности в 90-е. Я родилась на севере страны. "Лиц кавказской национальности" в городе, где жила моя семья, на тот период было немного. Самое мое первое воспоминание о том, когда меня отделили по национальному признаку, было еще в садике. На роль белоснежки претендовали все девочки нашей группы, в том числе и дочка воспитательницы. Ну, кривлялась я всегда лучше всех, да и вопреки расхожему мнению, которое я тщательно и долго формирую о своем якобы бронзовом цвете коже,без загара, процедур и косметики, кожа у меня белая, поэтмоу в сочетании со смольночерными волосами, в типаж белоснежки вписалась идеально. Нет, ну конечно я шучу, какая типажность в спектакле детсада? Но именно тогда, когда запинки всех остальных, вынудили сделать белоснежкой меня, я впервые услышала от воспитательницы: "эти черные здесь даже белыми становятся". Естественно, я ничего не поняла, но запомнила навсегда. Потом в школе, в первом классе, когда меня привели на формирование класса, учительница так недоверчиво покосилась на маму с вопросом понимаю ли я на русском, а мама так возмущенно ответила, что я в садике всем вслух читаю и заставила меня читать. с первой учительницей до конца 3го класса проблем больше не возникало. Но уже в первом классе ,на переменке, я впервые услышала слово "хачик". В свой адрес, разумеется. Девочки ставили мне рожки и кричали "хачик, хачик, хачик", а я отбивалась и не понимала что это такое. Тогда я не знала, что еще много лет мне придется слышать это...
Помню, как пришла домой в слезах и спрашивала маму, что такое хачик. Мама тогда так и не нашлась, что мне ответить. Помню, как во дворе, мы играли с девочками " в резинку" и одна попросила не играть с ними, я спросила почему ,на что мне четко ответили: "потому что ты нерусская". А я не понимала, и спрашивала про эльвиру(моя сестра, русая с голубыми глазами), она ведь тоже нерусская, вы же играете с ней. "Ну...она не похожа на нерусскую, а ты похожа." Мой вопрос "почему" не был продиктован желанием играть с этими девочками, нет, я как-то с раннего детства чувствовала себя жутко умной и красивой(спасибо маме, что из меня не выросло закомплексованное чудовище), у меня было полно подружек, я просто реально не понимала, почему со мной нельзя играть?
Нет, я никогда не была изгоем во дворе, или в классе. У меня всегда были самые красивые платья(несмотря на наше сложное финансовое положение в то время, мама всегда умудрялась найти и купить нам с сестрой совершенно волшебные наряды), я хорошо училась, была веселой, участвовала во всех затеях, а в школьном возрасте отличаться шмотками и знаниями, при этом не быть заундой -это уже достаточный повод для того, чтобы авторитетной. Но мне для этого приходилось делать гораздо больше, чем остальным детям. Всегда приходилось быть лучше, чтобы быть хотя бы на равне. И было страшно. Страшно, когда твой сосед по парте рисует на тетрадке свастику, а учительница, с улыбкой говорит, что такие вещи нельзя рисовать на тетрадках. Страшно видеть эту свастику в рамке на стене подруги твоей мамы, и еще более страшно слушать объяснения "а это андрюшка балуется". Страшно, когда твоя соседка, с которой вы каждый день возвращаетесь домой со школы, говорит тебе "сиян, я подружилась со скинами, ты же понимаешь, что мы теперь не сможем дружить?". Страшно, когда в классе вы проходите тесты, где половина ответов содержит определение "лицо кавказской национальности". Страшно, когда твоя учительница по математике прямо говорит "ты хорошая девочка, но вы тупые сами по себе, ты не можешь быть такой же, как русские". Действительно, по ее предмету я не могла, и единственную 3ку в аттестате по алгебре , исправил только ЕГЭ, который я сдала на 5))) Очень страшно было в 7 классе, когда мы поехали гостить к дяде в Липецк, и мне пришлось доучиться там пару месяцев. Каждый день я возвращалась с истерикой, что больше никогда не пойду в эту фашистскую школу. Страшно, когда в моей норильской школе, которая все-таки была относитлеьно терпимой, в день траура трагедии в бесланской школе, одноклассницы говорили "да подумаешь, хачей растреляли, хоть их меньше станет". И все это всегда сопровождая фразой "Сиян, ты же понимаешь, что тебя это не касается, мы не про тебя, ты -то хорошая, но вот ОНИ..." Нет ,я никогда не понимала, потому что это касалось именно меня, это было именно про меня.
В 11 классе я стала королевой школы. Это конечно фигня, если бы не тот факт, что на сегодня я единственная нерусская девочка, которая выиграла и вообще участвовала в этом конкурсе. Помню краевой конкурс чтецов в этом же году, посвященный Дню Победы. Я выбр. Увидев меня она сразу сказала "ой, а как ты с акцентом собираешься читать?" Я поблагодарила ее, сказала, что передумала и ушла. В соседнем городе, в огромном зале, где проходил этот конкурс было несколько сотен людей, отобранных чтецов и зрителей, ну как это всегда бывает. Никогда не забуду произнесенные за спиной, наверное, самые обидные и самые поганые: "ой, а они в хачландии тоже знают про отечественную войну хаха". Я взяла первое место.
После школы я приехала в Дагестан. Странно, но меня до сих пор даже просто на улицах спрашивают местная ли я... Я всегда говорю "да". Хотя бы просто потому, что и вправду забываю, что прожила здесь не всю жизнь. Может, это память вычеркивает отрицательное? И уже здесь я начала понимать, насколько я все-таки кавказская...
И вот сегодня, когда я думаю, зачем мне все это? кому и что я пытаюсь доказать? ведь ни себе, ни друзьям, ни родным... Стране??? Слишком тщеславно даже для меня. Но в этом что-то есть. Я знаю ,что я не смогу жить в России. Меня не примут. Нет, я не говорю, что с местной пропиской и рожей для меня закрыты все двери, я считаю это лишь отговоркой для тех, кто не готов трудиться. Конечно на тв никому не нужна лицо кавказской национальности, но это ведь не самое страшное, можно работать, чтобы не быть сильно примечательным и не раздаражть никого своими черными глазами...
И какая разница, что я думаю на русском языке, выросла на русской литературе, воспитана в русской культуре... я всегда будучуркой чужаком. И я никогда не перестану воспринимать на свой счет эту ненависть, ненависть к моему народу.
3. Уходят с улиц личности... - Алан Цхурбаев, Северная Осетия.
листая последний литературный выпуск журнала Famous наткнулся на рассказ некоего Бориса Чипчикова. рассказ-воспоминание о друге детства, уличном босяке по имени Озрок. такой, по общепринятым меркам - отъявленный хулиган, отрицательная личность, но никогда не нарушающий своих собственных принципов и следующий внутреннему зову благородства. в конце недолгой жизни его забивают насмерть за попытку защитить девушку от трех насильников. процитирую основную мысль автора:
"...Уходят с улиц личности, уходят-пропадают. А ведь они много чего могли: стать чемпионами мира, выдумать новый компьютер, вырастить невиданные цветы, - они не могли только жить в рабстве и выбирались из него всеми недозволенными средствами. Почему, когда человек погряз во всем отвратном, живет на теневой стороне земли, его как-то терпят, но стоит ему потянуться к свету - обязательно наступят?"
тема для меня интересная, я тоже знавал таких персонажей, в школе, на улице... я даже рассказывал здесь одну подобную историю про парня по имени Артур - Сила духа и футбольные ворота - к сожалению, история Артура заканчивается также трагично, как и Озрока. действительно, неповторимые персонажи, сильнейшие и противоречивые личности.
но только я не пойму до конца этой фразы - "Уходят с улиц личности". куда уходят, что имеет в иду автор? то что народ, как говорится, мельчает? но это ведь обычное ощущение любого человека, возникающее с процессом взросления. все считают, что в их поколении были грандиозные люди, не то что сейчас, даже я так думаю. я заставляю себя так не думать, критиковать самого себя, искать новых друзей моложе себя, но все равно мне так или иначе комфортней в окружении людей моего поколения. это удивительно, но с универовскими босяками, которых я презирал, мне сейчас комфортней сталкиваться, чем с этим поколением современных хипстеров, "стадом в кедах". и оттого возникает это ложное ощущение, что "личности уходят". да может и хорошо, что уходят они с улиц, может они наконец и начинают становиться чемпионами мира, выдумывать новый компьютер... с другой стороны, наверно, и какое-то усреднение, нивелирование оригинальности имеет место. черт знает, короче...
4. Расул Мирзаев, спортсмен или убийца?Кавказ, спорт и не только… - "Дела спортивные на Юге".
“И не только”- это лучше всего характеризует сегодняшний пост в спортивном, казалось бы, блоге.
Расул Мирзаев- человек, россиянин, дагестанец, спортсмен. Все подходит под формат спортивного блога, но речь, к сожалению, пойдет немного о другом. Я очередной раз наблюдаю, что в современной России есть достаточно большая прослойка людей, которых сам спорт или спортивные результаты интересуют в гораздо меньшей степени чем “обнаглевшие черные”, “судьба русской нации” и наверное пивко. Как странно наблюдать, когда даже очень далекие от спорта люди, начинают рассуждать о возможностях профессионального боксера (борца, дзюдоиста, каратиста, а если понадобится и шахматиста). Они начинают с уверенностью заявлять, что “самбист такого уровня как Мирзаев может убить даже медведя”, причем с одного удара. Забавно, что до этого случая эти люди даже не знали что такое самбо, кто такой Мирзаев и, уж тем более, каковы его физические возможности. Но надо ведь поднять шумиху!
Самое интересное, что существует даже запись инцидента произошедшего в ту роковую ночь. Мирзаев подходит и проводит короткий боковой слева, один, парень падает НАВЗНИЧЬ. Слово «навзничь» означает падение на спину, можно сказать плашмя. Попробуйте упасть навзничь, желательно на асфальт и остаться с целой головой. Да, Мирзаев нанес удар и именно он послужил причиной падения, но не смерти. Для меня ясно как день, что спортсмен не хотел убивать парня. В заключении патологоанатомов говорится о травме задней части головы, если бы хотел убить, то бил бы совсем по-другому и точно не один раз. Такая ситуация может случится с каждым… Это так реально, что уже страшно вступаться за женщин или детей или стариков, да за кого бы то ни было. Нужно стоять и слушать оскорбления или нецензурную брань подвыпившей компании. Я не говорю о том, чтобы отпустить Мирзаева домой или дать ему орден, я говорю о том, что он должен понести СПРАВЕДЛИВОЕ наказание. УК РФ предусматривает статью для такого вида преступлений. Да, это преступление, повлекшее смерть человека, но это не убийство.
У меня абсолютно явно создается впечатление, что разжигание межнациональной розни в России хорошо оплачивается. Люди, которые с завидной периодичностью проламывают друг другу головы арматурами, бутылками и битами где-нибудь в Бирюлево или Жулебино, начинают праведно возмущаться «неоправданной жестокостью» Мирзаева. Те, кто имеет богатый криминальный опыт за плечами, начинают клеймить позором родную милицию за ее бездействие в отношении выходцев с Кавказа. Эти люди очень далеки от спорта, вряд ли у кого то из них было желание заняться чем-то полезным, их больше интересует скандирование националистических лозунгов. Сомневаюсь, что эти люди бы вообще вышли из дома если бы им не платили. Не готов рассуждать кто заказывает музыку, но то, что ее заказывают для меня очевидно.
5. Башни Южной Осетии - soslan-oss, Южная Осетия.
Осетинские башенные комплексы в Южной Осетии сохранились очень плохо. Сомневаюсь, что здесь есть хотя бы одна более-менее сохранившаяся в первозданном виде постройка такого типа. Причина проста - крайне интенсивные военные действия как до присоединения к России, так и после. В их ходе осетинские башни систематически разрушались, поэтому и из оставшихся значительная часть находится ближе к северу, куда грузинам со товарищи добираться было труднее, чем, скажем, в Кударское или Чеселтское ущелья. Сейчас отдельные энтузиасты изучают оставшиеся башни, но никакой систематической работы по ним не ведется. О восстановлении или каком-то использовании богатой осетинской архитектурной традиции в строительстве речи вообще нет.
Несколько изображений.
Верхний Ерман
Ерман
Згъубир, башня Шавлоховых
Нижний Челиат
Саджилзаз, Кударское ущелье
Урсдзуар, башня Дзиццоевых
Башня Фарниевых, где-то в Урс Туале
6. Возвращение горца или Хуæнхаг изæртæ. - asson-digoron, Северная Осетия
Просыпаюсь пятничным утром... Точнее почти просыпаюсь и в полу-сне еще очень долго ворочаюсь. Ни уснуть, ни проснуться... В чем дело, не могу понять. Как то не то все происходит, чего-то не хватает... Что-то мне надо совершит... Но что?... И все-таки одна просто гениальная в данном случае идея заставила сон пропасть без следа: надо ехать в горы! Хуæнхтæмæ! Выпрыгиваю из кровати и тут же начинаю снаряжать экспедицию в ... кто бы мог подумать ... Горную Дигорию! Вопрос "куда?" у меня никогда не стоит в таких случаях. Подготовка проходит ударными темпами: набрасывание плана перемежается с поискам кирзовых сапогов (как-никак в горы еду!) по чуланам немаленького даже по дигорскими меркам дома. Процесс "снарядки" продолжался недолго. Вот уже пакую свой агрегат... Так, стоп! А как я собрался добираться в глубины самого труднодоступного ущелья на всем Большом Кавказе?! Транспортный вопрос откладывает начало экспедиции на следующий день. Ну что ж... Жду. Беру план на доработку. Главная цель - древний аул Донифарс, колыбель моего рода; привалочная точка - старинный Къуссу и тургородок "Дигория"; пункт назначения - Гæлиатæ и Уæллагком (Верхнее ущелье). План доработан, хотя в нее может внести коррективы природа.
Наконец настает "завтра"! Но поездка опять откладывается на вторую половину дня: ночью отцу приснился покойный дед (Рохсаг уæд!), и мы решили организовать Мæрдти хъæссе. Къеретæ, бæгæни, какр... Скувдтан, рарохсаг кодтан, 'ма фингæ иуазгути барæ бакодтан.
С упоением предстоящих приключений сажусь в машину и еду... Черта родной Дигоры позади. Вдали виднеется лес Миндистин. Поля засеяны "зерном Нартов". Ветер качает зернистые концы колосьев. У дороги расположился фургон с ульями. Запах меда вынуждает меня остановиться. Беру себе в дорогу пожевать бедзу. У каждого человека есть запах, вкус, который неизбежно окутывает воспоминаниями детства: для меня это медовая бедза. Вспомнил, как в детстве бежали на улицу с доставшимся кусочком и делились с друзьями, даже если каждому достанется лишь по одной соте. Эх... Но надо ехать, впереди приключения!
Речка Дур-Дур, за ней холм Хъандзау. Очень интересное название... Хъандзау переводится как "посланник за аталыком". Соответсвенно Хъандзауи къолæ - холм посланника за аталыком. Никакими конкретными топонимическими сведениями я не располагаю об этом холме, и попробовал сам найти тут стержень. Раньше среди осетин было очень широко распространено аталычество - представители высших сословий общества отдавали своих детей друг другу на воспитание с 7 до 15 лет (с периодом могу ошибаться) в знак уважения и сближения как æрвадтæлтæ. Хъанами называли тех, кто принимал ребенка, то бишь аталыков. Ниже аула Дур-Дур, что находится намного южнее моей дороги, не жил ни одни из дигорских князей и дворян. Вспоминаются рассказы моих знакомых кабардинцев, что почти все княжеские дети у них воспитывались в дигорских семьях. А раз это происходило на уровне князей, то и их подданные не стали бы отказываться от возможности такого побратимства. Как мне полагается, Хъандзауи къолæ - это место, где и происходил обряд передачи детей аталыкам с обеих сторон. Ну что ж, алдаром я не являюсь, хоть и фамилия отчасти из ездонов, да и в Кабарде князей не осталось, а вполне возможно и такое, что Хъандзау - это имя мужчины, который, так или иначе, связан с этой местностью. Так что еду дальше.
Вот из-за придорожных деревьев выглядывает арка Чиколы, "Западные ворота княжества Дигорского" как я их называю. Въезжаю в уютный убранный городок по ул. Фадзаева. В центре городка сворачиваю налево. Дорога в сторону ущелий идет мимо мусульманского кладбища. Будучи убежденным православным (я чихтхуар, а мы живем в Киристонгъæуе), проезжая, я все же поклонился, как учили меня с детства.
Все! Еще 2 равнинных аула и я в горах! Æхсæрисæр... Всегда поражался тому, сколько коров держат абсолютно везде в Дигории, от самых высокогорных аулов до "мегаполиса" Дигоры. Вот и тут на маленькое поселение приходилось огромнейшее стадо ухоженных с лоснящейся шкурой буренок. Кæлух... Вплотную приблизился к горам. Поворот и... Резко из ниоткуда вырастают каменные слоистые махины, обтянутые зелеными полосами растительности.
Дороги в плачевном состоянии, а рельеф сложнее не бывает. Иной раз смотришь на путь, уже в глазах мелькает твой полет с обрыва и удар о противоположную сторону теснины. Но дорога круто разворачивается, повторяя изгибы реки, шумящей где то внизу, и снова стена гор нависает над тобой.
В фейсбуках и твитерах каждое второе сообщение касается Анжи. И разводят говносрач, и разводят. Ну появился в жизни богом забытого клуба миллиардер, ну купил он им хороших футболистов. Так радоваться надо. Будь это любая другая команда, так все от счастья б сдохли, что тот же Роберто Карлос играет в российском клубе. Но тут же другая тема. Кавказ бля, и что еще невыносимее - Дагестан.
Патриотка из меня - хуже некуда. Я не хожу с шарфиком Анжи, не слежу за турнирной таблицей и понятия не имею кто такой Это'О. Но в одном я убеждена точно. Когда в таком бесперспективном регионе появляется хорошая футбольная команда, то у подрастающего поколения появляется надежда. Мальчишки, у которых нет блатных отцов и дядей, верят, что однажды они смогут стать членами этой команды и вносить свой вклад в победы. Они найдут себя в этой жизни и не будут слоняться без дела с мыслью уйти в лес. Надежда - это очень важно.
И еще я отношусь с безграничным уважением к Гаджи Муслимовичу Гаджиеву, которого, кстати, все любили и обожали, когда он тренировал Крылья. Ну а Сулейманчика Керимова (шикарный мужчина, красавец!) я просто люблю. Правда, пока безответно.
8. Фатима - nafitsa, КБР: (ФОТО)
9. Как я ходил на футбик. - ruslanred, Дагестан
Эт вообще было неделю с лишним назад. Не думал что так затяну с историей про Спартак-Анжи. Просто приезд Адика спутал все карты ) Утро началось с понимания того, что я иду на пикет "я за настоящие семейные ценности" (об этом постараюсь позже рассказать). И как бы зудела в голове мысля, что не плохо было бы попасть на футбик то. Играют наши, будет Адик на игре, да и Басика думал напрячь по билетам в пресс-ложу. После окончания пикета звонит сам Адик, мы стыканулись, закинули ко мне домой его сумку. и начали решать вопрос с билетами. К нам присоеденился еще и дядя Абдулыч. Ближе к 5 мы тронулись на дядиной машине в сторону Лужников. Надежда на пресс-ложу еще теплилась в наших головах :-) И вот, мы рядом с эпицентром футбольного противостояния Спартак-Анжи
ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Блогеры «КУ» могут это делать в каждом последнем посте с той же пометкой. Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь