Имам Шамиль и его "русский" сын- Джамалуддин. Плавильные котлы vs этнические "гетто"
Cын Шамиля - Джамалуддин заинтересовал меня еще в студенческие годы, когда я, прочитал небольшую книжку Лесли Бланч - "Сабли рая". Недавно "пробежался" по книжке, и конечно, нашел ее уже не столь привлекательной, но, с книгами - как с людьми, все ведь, часто, зависит от времени и душевного нерва в момент прочтения...:-)
Пару дней назад я написал материал: Как чеченцы относятся к русскому названию столицы - Грозный и к генералу Ермолову?
И решил, немного, продолжить тему, но, в несколько ином направлении.
В 1839 году после штурма Ахульго Шамиль согласился на перемирие с русскими и отдал в аманаты (заложники) своего восьмилетнего сына Джамалуддина. Мальчик рос в Петербурге. Требования Шамиля вернуть ему сына император, игнорировал. Шли годы, Джамалудин окончил Кадетский корпус, стал русским офицером.
В 1854 году горцы совершили стремительный набег на Кахетию, взяли в плен княгинь Орбелиани и Чавчавадзе. Шамиль предложил царскому правительству в обмен на этих пленниц вернуть ему старшего сына, еще троих родственников, взятых в заложники. Вместе с княгинями в плен попала и бывшая гувернанткой в семействе Чавчавадзе Анна Дрансе, которая приехала в Тбилиси из Парижа в 1853 году. После освобождения она выпустила в свет воспоминания о своем пребывании в плену. Но еще до выхода этой книги русский исследователь Евгений Вердеревский писал:
«Г-жа Дрансe, отправившаяся с семейством князя Чавчавадзе в Москву из Петербурга , не желает более возвращаться на Кавказ, а думает ехать в Париж, где намерена написать и издать в свет свои записки о плене у Шамиля. Так писал он в своей книге с длинным названием «ПЛЕН У ШАМИЛЯ.Правдивая повесть о восьмимесячном и шестидневном (в 1854-1855 гг.) пребывании в плену Шамиля семейств покойного генерал-майора князя Орбелиани и подполковника князя Чавчавадзе, основанная на показаниях лиц, участвовавших в событии».
Вероятно, это сочинение будет иметь большой успех в Европе; но, к сожалению, еще вероятнее то, что оно распространит там новые заблуждения относительно России вообще и Кавказа в особенности». (согласен с Вердеревским и, чем больше знакомлюсь с "подобными трудами", тем меньше у меня доверия "эмоциональным повествованиям многих представителей Европы - о России". Не всегда, но, довольно часто, это либо откровенная ложь, либо глупость, либо - оба этих "состояния души" присутствуют в "воспоминаниях" - одновременно).
А вот отрывок из книги Лесли Бланч: «18 августа Шамиль с тоской и печалью согласился выдать презренным неверным маленького Джамалуддина в качестве заложника. Мальчик не плакал; отец и мать, оба, велели ему вести себя с врагом гордо; плен его долгим не будет — только на время переговоров. Тебе следует покориться, сказали ему родители, ибо только так можно спасти Ахульго, дать отцу возможность сохранить жизнь и, когда пробьет час, вновь начать борьбу. Веди себя достойно,. наказывал сыну Шамиль, будь мужествен и терпелив. Настанет день — и ты вновь встанешь рядом с отцом. Мать велела мальчику напоследок никогда не забывать, что он — сын Шамиля Аварца, имама Дагестана.
В общем, чтобы не растекаться мыслью...коротко - суть! И обозначу я ее в вопросах, чтобы не слишком утомлять - своим, разумеется, уже устоявшимся мнением по тем событиям и ее главным героям.
Но, прежде чем, перейти к вопросам, очень коротко и просто опишу одну из главных версий...
Джамалуддин не смог привыкнуть к горскому окружению и к новой, старой Родине. Он был воспитан по другому, сильно тосковал, и в конце концов, умер, так и не найдя себя среди "своих" и скучая по "чужим"... То есть, вы понимаете, какие огромные амлетуды колебания - для фантазий и предположений...
Сражение на реке Валерик ( 1840 г.). Худ. М. Лермонтов. Г.Гагарин
1. Шамиль - символ непримиримой борьбы горцев против Российской империи, или, вы отдаете себе отчет, что " непримиримым" Шамиля называть, очень сложно, если читать о его жизни после пленения и сравнительных компромиссов?
2. Если брать за правду главную весию истории Джамалуддина - для вас это, показательное воспитание и эффективная работа "плавильных котлов", или, просто, печальная история отдельного человека?
3. "Джамулуддинов" стало больше, или, напротив, меньше, потому что в Москве и Петербурге, Париже и Берлине, Лондоне и Мадриде... сильное влияние на подобных людей имеют "этнические и религиозные гетто" - землячества, не позволяющие многим, легче адаптироваться к другой культуре?
4. Прошли столетия... что изменилось в мышлении коллективного "Шамиля", "Хаджи Мурата", "Джамалуддина" в современно мире, с интернет-технологиями, СМИ, и прочим современным антуражем... И кого, на ваш взгляд, сегодня условно, больше? И почему? Стали ли "гяуры" ближе к "шамилям"?
Ведь если вспомнить 90-ые... то, империя получила целую россыпь людей, менталитет и непримиримость которых, фактически, никак не изменилась за столетия? Более того, многие из них, выросшие и служившие в большой стране, при первой же возможности, с острейшей ненавистью и непримиримостью, стали ее врагами с оружием в руках?
Кто виноват во всем этом? В чем причина, на ваш взгляд? И кто виноват, в первую очередь?