Дома оползневиков новые, а проблемы старые (фото)
Вот по этой ссылке, https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/342/posts/50386, я опубликовал заявление жителей Малгобекского района, ставших жертвами природной стихии и вынужденных жить в условиях, далеко не безопасных для их здоровья и жизни.
Суть сложившейся ситуации в том, что 16 августа этого года, в с.п. Нижние Ачалуки прошел ливневые дожди, в результате чего, произошел раскол почвы. В некоторых местах раскола, местные жители даже не смогли определить его глубину, но пока они пытались это сделать, его стенки осыпались и отчасти скрыли ужасающую картину. Трещина проходит по подворьям жителей нового городка, построенного по программе переселения жителей оползневой зоны в Малгобекском районе. В некоторых местах, раскол подошел вплотную к домам и уходит под их фундамент. Сами жители не могут до конца оценить масштаб случившегося, в виду отсутствия специальных знаний и возможностей, а вот государство делать что-либо, походу не собирается. На заявление жителей отреагировал только глава сельского поселения, вместе с ним приехали чиновники из районной администрации и Минстроя, которые подтвердили опасность произошедшего и составили соответствующий акт.
Кстати, приехавшие чиновники, докладывая кому-то по телефону, говорили о том, что на этом месте был раскол и когда было принято решение о строительстве там целого поселка, предупреждали о нежелательности делать это именно там. Но особо одаренные чиновники тогда решили, что раскол можно просто засыпать грунтом, преступно, или наивно полагая, что этого достаточно.
Так вот, конкретно этот раскол, проявился только сейчас, но вот по улицам этого поселка, уже давно идут трещины, разрывая и уничтожая их асфальтовое покрытие. А у въезда в поселок, стоит так и не введенное в эксплуатацию здание скорой помощи, стены которого покрыты трещинами. Рядом с этим поселком, стоит школа, в которой учатся дети с ограниченными возможностями. Со слов местных жителей, с этой школой тоже все не хорошо. Здание школы было закрыто в виду его аварийного состояния, ставшего следствием непригодности грунта, для капитального строительства. Тогда, решая внезапно возникшую проблему, чтобы укрепить здание, сделали «инъекции» с использованием арматуры и бетона. Есть такой метод, применяемый для восстановления целостности строительной конструкции или ее укреплении. Кстати, применяется он в том числе и для сохранения памятников архитектуры. Но время показало, что в конкретном со этой школой случае, этого метода недостаточно, проблема решена не была. Здание хоть и открыли для учеников, но вот проблема с его разрушением, осталась не решенной.
Аналогичная ситуация и почти по всем жилым домам и объектам инфраструктуры, возведенным в рамках программы переселения жителей оползневой зоны, за время правления экс-главы Ингушетии Евкурова. Проблема как обычно заключалась не только в безграмотности управления, но и в отсутствии желания поистине решить проблему людей, оказавшихся в трудной ситуации. Переселяя людей из оползневой зоны, руководство республики не стало давать жилищные сертификаты на полагающуюся им сумму государственной поддержки. Чиновники тогда продавили решение о строительстве жилья государством, через подрядные организации. Эта система конечно же выгодна именно коррумпированному чиновнику, который может откусить большой кусок от этого «бюджетного пирога» и договариваться об откате, ему нужно будет с минимальным количеством участников, т.е. застройщиками. Получить откат от каждого жителя расселяемых населенных пунктов, было практически невозможно, по крайней мере без скандалов этого не получилось бы. И результат не заставил себя ждать.
Первый поселок вырос в чистом поле рядом с г. Малгобек и состоит он из 508 коттеджей. Спустя небольшое время после его сдачи и заселения, грунт стал проседать и первыми пострадали именно улицы, с их асфальтовым покрытием. Затем стали расходиться по швам и сами коттеджи. Евкуров тогда обвинил самих новоселов, которые якобы внесли свой негативный вклад в разрушение нового поселка, так как сразу принялись строить во дворах различные хозяйственные постройки. Виновным в конечном счете сделали некоторых застройщиков, которые вполне вероятно тоже могли быть виновны, так как люди массово жаловались на низкое качество возведенных домов.
Там же возвели школу и детский сад, а затем все это пришло в аварийное состояние и находится в них детям стало реально опасно. Насколько я помню, этим фактом возмущался и сменивший Евкурова на посту главы Махмуд-Али Калиматов.
Дальше больше. Не блещут своим качеством и другие возведенные при Евкурове, в Малгобекском районе объекты. Конечно, множество претензий и к объектам в других городах и районах республики, но здесь отчасти проблема связана именно с качеством грунта в тех местах, которые выбирались для строительства этих объектов. Одним словом, людей переселяли из опасной оползневой зоны и расселяли там, где они возвращались к привычным условиям жизни, где им вновь угрожает аварийность возведенных объектов. Местные жители рассказывают, что перед началом строительства одного объекта около Малгобека, из другого региона пригласили специалиста, который после изучения грунта, дал заключение о невозможности его строительства именно на этом месте. Пригласившие его заказчики, остались недовольны таким заключением и со скандалом выгнали его, в результате построили объект, пришедший в последствии в аварийное состояние. В теории он мог стать местом паломничества туристов, так как очень напоминает Пизанскую башню, демонстрируя свой крен в сторону земли.
Каждый возведенный объект сдавался с такой помпой, что казалось – вот люди сейчас заживут, а по факту, позитив остался исключительно в отправленных в федеральный центр отчетах, об успешно реализованных программах и освоенных миллиардах. Сложившаяся ситуация говорит только о том, что разработанная для улучшения жизни людей программа, была реализована как минимум не эффективно. То есть выражаясь языком обывателя, миллиарды рублей были выкинуты на ветер. Кстати, об этом я ранее неоднократно писал. Единственным правильным решением, было выделение собственникам жилья в оползневой зоне, жилищных сертификатов, которые они могли бы использовать по своему усмотрению, приобретая жилья там, где захотят сами. Кстати, при переселении, власти не учитывали тот факт, что сельский житель, тем более в регионе, с самым высоким уровнем безработицы, живет за счет своего подсобного хозяйства. А огромное количество переселенцев, были вынуждены переехать в построенные для них квартиры, загубив свое подсобное хозяйство и лишились единственного источника пропитания.
Но самое отвратительное это то, что по факту, республика вернулась к изначальной проблеме – необходимости переселения жителей опасной для проживания зоны, вот только теперь это не те старые ветхие дома что были раньше, а то самое, казалось бы новое современное жилье, нарадоваться которому, люди так и не успели. Многие сегодняшние жители этих домов, купили там жилье за свои деньги и по сути, стали жертвами манипуляций чиновников и коммерсантов, обогатившихся на «решении» проблем переселенцев.
Сложившаяся в с.п. Нижние Ачалуки ситуация, пока еще не привела к какой-либо трагедии, но ее вероятность увеличилась многократно после прошедших 16 августа ливневых дождей. Если сегодня, республиканские власти не возьмутся за решение этой проблем, то завтра, этой трагедии явно не избежать. Поэтому руководство республики будет вынуждено вернуться в начало пути расселения жителей оползневой зоны и выделяя им жилищные сертификаты, обеспечивать для них безопасные условия жизни. И как бы властям этого не хотелось, это единственный правильный путь.