Размышления накануне выборов в Арцахе
На самом деле я спокоен касательно грядущих арцахских выборов, поскольку победит Масис Маилян. В данном случае это не прогноз, а уверенность и знания, опирающиеся на внутренние модели моего арцахского друга Рачьи Арзуманяна (он сам их так называет), историю Арцаха. Но Масису Маиляну и его команде лучше не читать данное мнение, и вести избирательную кампанию.
Фото armenpress.am
Во-вторых, у армянского народа есть методы работы с катастрофическими сценариями. А приход к власти представителя старой власти это, безусловно, катастрофа. Это старое и хорошо изученное зло, с которым наш народ справится. Сохранение постсоветской властвующей элиты в Арцахе сделает необходимым сохранения системы "микроменеджмента", когда все решения принимаются исключительно в Ереване. Это не сложно, так как именно в таком режиме существовал Арцах предыдущие 20 с лишним лет.
Речь, на самом деле, идет о становлении гражданского общества и власти в Арцахе, способной брать на себя ответственность. Арцах умеет принимать решения в условиях войны, и апрельская война это вновь наглядно показала. Но в состоянии ли арцахское общество принимать решение в условиях мира? Готовы ли арцахцы и Степанакерт взять на себя ответственность за свое будущее или предпочтут передать такие решения Еревану? Желает ли Степанакерт принимать участие в выработке военно-политических решений или только сбор налогов и распределение местного бюджета?
"Выбор представителя старой власти будет свидетельствовать о неспособности и нежелании арцахского общества брать на себя ответственность за свое будущее. Это будет неприятный результат, не скрою, так как субъективен, как арцахский армянин", - сказал в нашей беседе мой друг. Кроме того, для армянской государственности состоятельность Арцаха, как идеологического и политического актора, дает массу преимуществ.
Армянскому народу, Еревану, гораздо комфортнее иметь дело с сильным, жестким Арцахом, способным послать в пешее путешествие всех и вся, нежели аморфным образованием, за которое надо принимать и проводить решения. Плюс угрозы "внешней инфекции", которые вполне могут присоединиться к слабому государственному организму. Лечить, вкалывать антибиотики и прочая ерунда на пустом месте.
Арцах может, и убежден должен, взять на себя не только общеармянские, но и региональные функции в рамках Объединенной Армении. Есть задачи, которые нам, как народу, будет несравненно проще решать в этом случае, и я, другие армяне, способные мыслить такими категориями, обещаем не только проговорить, но и описать данные задачи. Если арцахское общество покажет свою способность взять на себя свое будущее.
В противном случае придется продумывать и расписывать "микроменеджмент" и директивное управление Арцахом из Еревана. Это качественно более простая и даже линейная задача, нежели сценарий Арцаха-актора. Реализовать данный сценарий будет несравненно проще, но при этом произойдет сужение пространства возможных решений армянской государственности на Ближнем Востоке, Кавказе.
Поэтому и я, и Рачья надеемся, что арцахское общество выберет первый путь и сделает очередной шаг на пути решения уже арцахской, а не нагорно-карабахской проблемы, как элемента Армянского вопроса и ответа в 21 веке.