Кто будет следующим президентом Арцаха?
Несколько слов касательно встреч Никола Пашинян с кандидатами избирательной кампании в Арцахе, и уже отдельно с Масисом Маиляном. Ситуация прозрачная, на мой взгляд, но похоже нужны комменты.
1. Араик Арутюнян. Один из богатейших людей Арцаха. На протяжении 12 лет был премьер-министром, главный «комбинатор» и автор проектов по освоению бюджета и ресурсов Арцаха. Возглавляет клиентелистскую партию, обладающую большинством в парламенте – наследие прежних времен, когда был премьером.
Основной кандидат власти. Уже больше года проводит агрессивную избирательную кампанию, стремясь подкупить всех и вся. Раздает направо-налево популистские обещания, деньги, кредиты и пр. Сформировал "теневое правительство" и обещает должности, по преимуществу старой гвардии, склоняя на свою сторону клановые сети поддержки последних.
Цель – показать обществу и Еревану, что против него не сыграешь. Он уже победил и всем придется с этим смириться. И где-то я уже слышал этот лозунг. Удивляет мнение некоторых знающих арцахское общество лиц, которые считают, что он вполне может победить, когда общество, ненавидя Араика Арутюняна, проголосует за него. От безысходности, отсутствия альтернативы – аналог победы РПА в 2017 году и те же движущие факторы такого результата.
В политике, арцахском урегулировании, на мой взгляд, не разбирается и намерений разбираться не имеет. "Дайте мне бюджет и увольте от всего остального – подпишусь под чем скажите. Куда поставить подпись?".
Фото aysor.am
2. Ашот Гулян, спикер парламента Арцаха. Возглавляет состоявшуюся партию, предоставленную в парламенте. Говорят, что у партии неплохая молодежь - энергичная, грамотная.
Я бы его охарактеризовал, как запасного кандидата власти. У Араика Арутюняна такое досье, что его нейтрализация может произойти в любой момент при наличии политической воли. Поэтому лучше иметь еще одного кандидата. Араик Арутюнян президент, Ашот Гулян – снова спикер. Или наоборот, смотря как карта ляжет. Главное политическая система остается под контролем старой власти, приход революционных изменений в Арцах откладывается.
Знает "политическую механику" Арцаха, внешнеполитическую арену, арцахское урегулирование. Каким владеет финансовым капиталом не знаю, надо спросить знающих.
Фото newsarmenia.am
3. Масис Маилян. Партии и финансов не имеет. Был в оппозиции властям с 2007 г. вплоть до 2017 г., когда его попросили поднять рухнувший после апрельской войны внешнеполитический фронт. Фронт восстановил. Наиболее значимые достижения за два года - заключение договора между МИД РА и Арцаха и распределение функций и ролей в рамках арцахского урегулирования. Достаточно давно погружен в проблему и могу ответственно сказать, - столь хороших отношений между двумя МИД не припомню.
Капитал – в основном внешнеполитический. Партии не имеет, предвыборную кампанию пока не ведет, поддерживается интеллигенцией и прочими думающими, не купленными кандидатом пункта 1.
Фото lragir.am
4. Прочие кандидаты, не имеющие шансов, но всегда присутствующие в любой такой гонке и преследующие цели - личной политической раскрутки, отнятия голосов у потенциального кандидата общества, интересы внешних центров силы, просто политически неадекватные и пр.
Исходя из вышесказанного можно говорить о дилемме, перед которой стоит арцахское общество.
1. Первое. Обреченно махнуть рукой и дать мандат старой власти, смирившись с тем, что в Арцахе изменений не будет. Выбрать старое привычное зло, взяв подачку и забыв даже об апрельской войне, погибших воинах, потерянных землях.
Ну а что… Земля на могилах уже улеглась, боль ушла внутрь, на глубину, перышки почищены, - остается сохранить власть, а там, глядишь, появится и потускневший блеск. И тогда наверняка, вдруг запляшут облака на продолжающемся празднике жизни и нон-стоп фестивале, который всегда с тобой. Ну а для успокоения чего-то там внутри - "глубокомысленные" рассуждения для местного быдла, мол, кнутом полено не перешибить, у общества нет шансов, так что, бери протянутую милостыню и марш голосовать. Простите, срываюсь…
2. Второе. Стряхнуть с души и ушей агрессивную кампанию старой власти и заявить, что надо оставить своим детям другое будущее, что они граждане и хозяевами своей судьбы.
В этом случае появляется шанс опрокинуть расчеты и перевернуть уже сформированную пирамиду состоявшейся победы старой власти с уже распределенными постами и теми, кто покинет Арцах в результате такой победы. У общества, слава Богу, есть кандидат, который в состоянии возглавить такой процесс. Но на сегодняшний день можно уверенно говорить только о его поддержке со стороны думающих.
Захочет ли арцахское общество, осмелится ли выбрать вторую опцию и поддержать кандидата, намеренного изменить правила игры? Захочет ли оно пойти по данному пути? Хватит ли у кандидата воли к победе, готов ли он взять на себя такой мандат?
Поживем увидим. Во всяком случае на сегодняшний день есть дилемма и поддержка армянской власти в Ереване и всего армянского народа. Есть шанс, и это уже неплохо, надо признать.