Памятник Грибоедову и 100-летие Московского договора
В Ереване совершен акт вандализма, краской был облит памятник Александру Грибоедову. Как отмечает "Кавказский узел", ответственность за содеянное взял на себя Шаген Арутюнян, сын главы партии "Цехакрон" Шанта Арутюняна. Об этом Шаген Арутюнян сделал запись на своей страничке в Facebook. По его утверждению, это своеобразный ответ на решение о снятии памятной таблички посвященной Гарегину Нжде вблизи армянской церкви в Армавире. Естественно, как гражданин я осуждаю любые проявления вандализма, в любой стране мира и считаю, что вандалы должны быть строго наказаны судом.
Фото lragir.am
Ну что тут комментировать?
В армянской культуре и обществе не воюют с памятниками и мертвыми. Нельзя осквернять могилы и памятники. Перезахорони останки или сними памятник, если посчитаешь необходимым и уверен в общественной поддержке. Но обливать краской? Во всех смыслах неприемлемое поведение и акт, который наносит только вред – прежде всего армянскому обществу. Вынуждает покраснеть, появляется раздражение.
Так поступать нельзя и чем думал молодой человек – какая разница? Действие произошло, и оно привело к эффектам.
И Грибоедов тут совершенно не причем, не надо его защищать и пр. Выражение страстной любви, которое также проходит по ленте, тоже неуместно. Это не проблема Грибоедова и не проблема армянского общества, но отдельной личности, которую осудили практически все. Во всяком случае у меня в ленте не было ни одной одобрительного или оправдывающего поста.
Какие нежелательные эффекты вызвала краска на памятнике?
Их много, но раздражение вызывает то, что действия молодого человека заземлили начинающийся в Сети дискурс касательно большевистского и российского культурного наследия. Какое оно должно занимать место в Армении 21 века, какое должно быть к нему отношение, каков удельный вес и пр. Критически важные проблемы и вопросы в преддверии 2021 года и 100-летия Московского договора.
Задача армянского народа и государственности придать данному договору тот же статус на международной арене, какой имеет пакт Риббентропа-Молотова. Это будет непросто, так как в данном случае мы будем практически в одиночестве, рассчитывать на поддержку центров силы, международной общественности не приходится. Разговор начинался уже, и тут краска. Ну как так можно…
Если бы не знал отца парня, подумал бы о сознательной диверсии, а так просто дурость, уверен. Хотя достигнутые эффекты как от хорошей диверсии, надо признать.