Изменит ли наше общество ценностные рельсы своего существования?
Проблема Амулсара продолжает застревать в горле "революционного" руководства. Изначально было предсказуемо, что в этом вопросе правительство Пашиняна столкнется с чрезвычайно сложными и кажущимися неразрешимыми проблемами.
Фото arminfo.info
Оставим в стороне относящийся к этому предметный и фактический материал и попытаемся рассмотреть вопрос в ценностном диапазоне, что, по моему убеждению, гораздо важнее.
Английский историк А. Тойнби в своей парадигме "вызов-ответ" выдвигает на первый план то обстоятельство, что общество постоянно сталкивается с различными вызовами, и от их ответов зависит дальнейшее качество и непрерывность существования данного общества в целом. То есть, проблема Амулсара отнюдь не является необычным откровением, существование данного вызова уже закономерно и логично.
Но если наличие вызова логично, то методология его решения, по крайней мере, непонятна, или в действительности нет никакой методологии, не существует. Задача состоит из многих подзадач: для методологии урегулирования какой-либо произвольной проблемы необходимы фундаментальные концепции, а они, в свою очередь, проявляются в результате дискурса и столкновения мнений. Но, как видим, у правящей команды нет не только точки зрения, но и вообще она боится мысли иметь свою точку зрения. Примерно получается следующее изображение: есть вызов, нет методологии, нет концепции, нет точки зрения, но есть страх, который преследует революционную команду. То есть, ничего нет, только страх и вызов друг против друга, молча и неопределенно.
А чего боится "революционное" правительство? Попробуем понять. Государство, как система, является также следствием экзистенциальных постановок вопроса. Начиная с 16-го века приоритетным вопросом зарождающихся в Западной Европе национальных государств было следующее: как организовать эффективное управление? Политическая философия Ф. Бэкона, Т. Хобса, Дж. Лока и их последовавателей строилась именно вокруг этого вопроса. Вопрос эффективного управления в армянской среде никогда не становился предметом дискурса. Естественно, что этно-религиозное общество, кое-как влачащее свое существование под османским и русским владычеством, не могли интересовать подобные проблемы. Поэтому в нашей среде всегда доминирующие позиции занимала постановка вопроса "как просуществовать".
Не углубляясь в исторические и философские слои проблемы, отмечу, что в 2018 году революция дала возможность армянскому обществу изменить ценностные рельсы своего существования и перейти в более высокую культурную среду. То есть, из лишенной государственности этноконфессиональной единицы трансформироваться в государственно-генерирующую политическую нацию, которая ставит перед собой принуждения к эффективному управлению.