Не по-вайнахски....
Все могут обсуждать, предлагать решение проблемы ситуации на Кавказе, только вот нет права решения этой проблемы у людей, которые испытывают их. И сколько развелось знатоков особенностей устройства вайнахских обществ,специалистов по Кавказу?.. Все экспертные оценки подчас сводятся ситуация к тому, что проблемы эти выросли на месте, без чьего-либо активного участия или при полном безучастии.
При обсуждении ситуации на Северном Кавказе надо вернуться, как минимум, к временам массовой раздачи суверенитетов. «Берите столько, сколько хотите!» - сказано это было то ли с пьяного бодуна, то ли от чистого сердца, остается гадать. «Прислушавшись» к призыву Ельцина, Чечня сделалась его же врагом. Первая военная компания не принесла Ельцинской России желаемых результатов. Понадобилась передышка, чтобы подготовиться и взять реванш. В первую очередь на информационном поле с учетом «издержек» в этой сфере в первую войну. Идею независимости и свободы нужно было, во что бы то ни стало, маргинализировать. Справились с этой задачей: во вторую военную компанию представители ни российских, ни международных СМИ, не могли попасть на территорию военных действий для объективного освещения пролонгированной трагедии. Аня Политковская – исключение! Часто устраивали эдакие экскурсии на войну в сопровождении военных.
После завершения «активной фазы наведения порядка», надо было подумать о том, в чьи руки все это «хозяйство» вручить. Понятно, что только в руки чеченцев же, меньше головной боли, а они там пусть друг друга поперережут.
Но если в Чечне, как принято сейчас говорить, похищают, убивают представители нынешней власти, кто же этим занимается в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии? Насколько справедливо все подряд списывать на вооруженное подполье, когда на всю мощь запущен механизм развязывания гражданской войны на Северном Кавказе с вовлечением в нее максимального количества людей и территорий в регионе? Кому, как говорят в таких случаях, выгодна гражданская война? Кому выгодно муссировать слухи об объединение двух республик, нагнетать ситуацию и без того накаленную обстановку? Если временные полномочия фактического исполнения обязанностей президента можно возложить на Кадырова, почему нельзя их дать Аушеву? Почему ингушскому народу, наконец-то, нельзя дать права самому решить свою судьбу? Почему надо так рьяно пытаться стравить народы? К сожалению, все эти почему, как и множество других вопросов нашей современной жизни, рискуют остаться риторическими.
Но ясно одно: крайне неуместно сейчас подливать масла в огонь. В первую очередь, у вайнахов должно хватить благоразумия и достоинства, чтобы уважать хозяина в доме и оставить места смотреть в глаза друг друга в дальнейшем. Тем, более, что тяжело раненный президент Ингушетии Ю-Б. Евкуров, кажется, пытался сделать для этого, все, что мог.