12:06, 5 августа 2004

"Российский след" в грузинской церкви

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Быть православным в Грузии легко: рядовому гражданину достаточно соблюдать посты и изредка наведываться в храм, но не забывать осенять себя крестным знамением, находясь в виду какого-нибудь церковного купола; в более продвинутых слоях общества желательно иметь исповедника - особенно, если вы журналист, телеведущий или кто-либо еще, способный влиять на формирование общественного мнения; для состоятельных же людей, независимо от происхождения их имущества, бытие православным подразумевает лишь одно правило: необязательность всех обязательств, кроме материальных пожертвований.

Создавшееся положение трудно охарактеризовать даже известным термином "обрядоверие", поскольку значение собственно обряда - иными словами, богослужения - в грузинской православной практике принижено до предела. Важны лишь два фактора, лежащие в основе православной идентичности: бытовые обычаи и стремление сохранить "чистоту веры", даже не понимая содержания последней. Одним словом, сделано все, чтобы оправдалось самое простое, по словам Славоя Жужека, определение идеологии, которое можно найти в "Капитале" Маркса: "Они этого не осознают, но они это делают". В устах самой церковной иерархии марксистское определение звучит как объединение двух логически противоречивых высказываний: "большинство нашего общества не осведомлено о смысле религии - большинство нашего общества православно".

Итак, православие выродилось в идеологию, но идеология получилась весьма низкого качества, потому что рассчитана лишь на весьма узкий круг людей. Такая несовершенная идеология нуждается в постоянной поддержке и подпитке извне.

Российские эксперты, знакомые с грузинской ситуацией, склонны говорить о влиянии маргинальных религиозных групп из Греции, но остается непреложным фактом, что подавляющее большинство духовенства Грузинской православной церкви не знает ни одного иностранного языка, кроме русского.

Литература, распространяемая в храмах и специализированных магазинах, на 99% представляет собой переводы с русского. Переводятся писания митр. Иоанна Снычева, протоиерея Александра Шаргунова, Константина Душенова, Владимира Махнача. Не обойдены вниманием и авторы из Русской зарубежной церкви: сочинения архиепископа Аверкия Таушева и набившие оскомину тексты иеромонаха Серафима Роуза. Особенным вниманием пользуется небезызвестная книга "Россия перед Вторым пришествием" - "православный триллер", по меткому определению диакона Андрея Кураева. Не остался без внимания и образчик оккультной христианской "науки" - "Основы геополитики" Александра Дугина.

Все это духовное наследие приходит в Грузию благодаря личным контактам между духовными лицами. Этому способствуют и различные благотворительные организации. Как видно, не обходится и без участия пресловутого "Союза православных братств" (по образу и подобию которого и в Грузии начинают создаваться странные объединения, из которых наиболее известны два: "Союз православных родителей", яро выступающий против введения в средние школы факультативного предмета гигиенического и полового воспитания, и "Союз им. Святого Царя Давида Строителя" - именем этой организации бывают подписаны статьи мракобесного характера в грузинских газетах).

И это при том, что получить из православной России грант на издание серьезного журнала о русской религиозной культуре представляется совершенно нереальным.

Известная кампания против российских духовных академий и богословских традиций, развернутая тбилисским архимандритом Рафаилом Карелиным, которого в российской печати именуют "грузинским архимандритом", хотя тот за более чем сорокалетнее жительство в Грузии не умудрился освоить ни одного грузинского слова, имеет единственную цель: дискредитировать в Грузии саму идею академического духовного образования и отвратить грузинских православных от лучшего, что можно найти в российской традиции. Других целей преподобный борзописец иметь не может - слишком уж не с руки теленку бодаться с дубом.

Как видим, текущие из России тексты подобраны с умыслом, ведь среди авторов невозможно найти Афанасьева, Шмемана, Мейендорфа, Флоровского...Основная часть литературы - анонимные брошюры с описанием разного рода чудес, жития никому не известных старцев и стариц. На память приходит анонимная книга совершенно иного содержания, изданная в России в начале прошлого века, - "История 25 российских дураков и дур", - которая начинается знаменательной фразой: "Российские юродивые бывают двух родов: собственно юродивые и те, кто в них верит". На первый взгляд, во всем этом нет ничего особенно опасного, ибо такого рода литературой изобиловала православная Россия в течение последних двухсот лет. Но в Грузии этот маргинальный, по существу, поток стал центральным и полностью заполонил церковное сознание.

У этих процессов можно обнаружить достаточно прозрачную политическую подоплеку: чудеса происходят только в двух странах - в России и в Грузии. Чудеса, главным образом, представлены мироточивыми иконами и разного рода визионерами, с поразительной легкостью получающими легитимацию от самой Патриархии. Все эти благословенные чудеса происходят только в России и Грузии, в то время, как руководство последней таким предательским образом стремится к сближению с Западом, с тем, что в той же православной литературе именуется "Мировой закулисой". В грузинской религиозной периодике появляются статьи в духе депутата российской Думы Натальи Нарочицкой -иными словами, появляется новая форма расизма, направленная против "англо-саксонской протестантской расы". Постоянно проповедуется сумасбродная доктрина о всемирном еврейском заговоре. В газете "Хареба" ("Благовещение") за 1.02.04 можно прочесть, например, перевод статьи Олега Платонова "Христианство и глобализация", содержащей следующую "благую" весть: "Антихристианская глобализация готовит мир к власти избранных, которые разделят мировоззрение фарисеев и талмудистов, а все остальные станут жертвами жестокой эксплуатации, лишившись возможности жить согласно евангельским ценностям".

Внедряется и православная политическая мистика: среди грузинских верующих все больше популяризируется личность российского императора как последнего препятствия на пути всемирного зла, олицетворяемого тайным масонским правительством. Рядовыми членами этого "правительства" в грузинских православных газетах и журналах предстают конкретные руководители грузинского государства.

Идеологическая работа подкрепляется и конкретными политическими шагами. 2-4 марта 2004 года в Москве проходил Второй межрелигиозный миротворческий форум, на который была приглашена делегация Грузинской православной церкви. Основную идею этого собрания кратко выразил один из лидеров российских мусульман Мухаммедгали Хузин: "70 лет мы жили в великой стране. Сегодня ее у нас отняли, растащили по кусочкам, и наш форум будет своего рода ответом на эти события". Но если лидеры Российского государства и РПЦ приглашают Грузинскую церковь на мероприятия в масштабе бывшего СССР, то на Конгресс духовных лидеров Европы, организованный по инициативе Московской патриархии, такого приглашения не последовало: слишком много чести.

Подобные явления, конечно же, весьма вредят отношениям между церквами двух стран: как если бы официальные отношения между Россией и Грузией происходили посредством лексических и политических средств уровня Лужкова или Жириновского.

Последнее время в грузинской прессе все чаще говорят о деятельности российских спецслужб в Грузинской православной церкви. Трудно говорить о чем-то конкретном, не впадая в обычную паранойю советских времен, когда везде и во всем то и дело мерещились агенты КГБ. Но нельзя и не обращать внимания на тревожные совпадения интересов, когда зомбированные с помощью низкопробной русской литературы грузинские верующие становятся выразителями тех взглядов и настроений, которые выгодны определенной части российского общества и политической элиты.

20 июля 2004 г.

Автор: Нодар Ладариа, доцент Тбилисского университета языка и культуры и пресс-омбудсмен ежедневной газеты "Оцдаотхи саати" ("24 часа")

источник: Российско-грузинский аналитический веб-сайт "Pankisi.info"

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Темы дня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

09 ноября 2024, 18:14

09 ноября 2024, 13:19

09 ноября 2024, 11:21

08 ноября 2024, 18:47

Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54 Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19 Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11