Эскалация насилия в Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Март 2004 года в Республике Ингушетия характеризуется всплеском активности различных силовых структур по "проверкам паспортного режима" и нейтрализации вооруженных формирований ЧРИ. ПЦ "Мемориал" зафиксировал шесть случаев похищений, 11 убийств. Три человека были ранены, два - задержаны и после избиений и истязаний отпущены. В лагере вынужденных мигрантов силовиками проводилась одна сплошная "зачистка" по классическому сценарию. В этом месяце также наметилась новая тенденция - взятие в заложники родственников членов вооруженных формирований ЧРИ сотрудниками российских силовых структур (через несколько дней после случая с Х.-А. Висаитовым данный способ оказания давления на родственников будет применен к М. Хамбиеву).
Конечно, среди убитых и похищенных были и боевики, однако большая часть потерпевших - мирные жители.
У Правозащитного центра "Мемориал" нет сомнения в том, что при наличии информации о присутствии боевиков на территории Ингушетии российские силовые ведомства имеют полное право осуществлять мероприятия по их задержанию. Однако у нас вызывает серьезное беспокойство, что в Ингушетии, как это уже происходило на территории Чеченской Республики, подобные мероприятия проводятся с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и сопровождаются серьезными нарушениями прав человека.
Ниже приведена хроника насилия в Ингушетии за период 2-29 марта 2004 г.
2 марта 2004 года
Около 16.00 в м/о Альтиево (Ингушетия) сотрудники неизвестных российских силовых структур провели спецоперацию, в ходе которой один человек был убит и как минимум двое мирных жителей получили ранения. По неподтвержденным данным, в ходе беспорядочной стрельбы была убита еще и школьница по фамилии Цолоева.
По словам очевидцев, силовики (примерно 10 человек) в масках на двух автомашинах: УАЗ-452 и "Жигули" 21009 серебристого цвета (все машины были с тонированными стеклами) заблокировали выезд из туннеля. Очевидно, они преследовали а/м "Жигули" 21006 белого цвета и ехали со стороны остановки "Коммунальная".
Силовики открыли стрельбу по автомобилю и убили его водителя. В зоне обстрела оказалось большое количество мирных жителей, в том числе и дети, возвращавшиеся из расположенной неподалеку школы. Военные кричали прохожим ругательства, смысл которых заключался в следующем: "Вы приютили у себя бандитов, развели тут бандитский притон". В результате беспорядочной стрельбы был легко ранен водитель проезжавшей мимо машины "Жигули" темно-синего цвета и тяжелое ранение в шею получила находившаяся в этой машине девушка по фамилии Хазбиева, 1979 г. р.
Некоторые очевидцы утверждают, что в руки убитого силовики положили гранату. Очевидцы происшествия попытались помочь раненным и прекратить противоправные действия. Однако военные вели себя очень агрессивно: мужчину, бросившегося в сторону силовиков, после того как он увидел истекающую кровью молодую девушку, они попытались затолкать в свою машину, избивая прикладами автоматов, но людям, находившимся поблизости, удалось его отбить.
Раненая девушка была доставлена в Назрановскую республиканскую больницу. Ее состояние в настоящее время врачами оценивается как тяжелое.
3 марта 2004 года
После 6.00 из с. Пседах Малгобекского района Республики Ингушетия сотрудниками неизвестных российских силовых структур был задержан и увезен в неизвестном направлении, вынужденный мигрант из Чечни, Хож-Ахмед Шайхиевич Висаитов, 1985 г.р., временно проживающий по адресу: с. Пседах, ул. Почтовая, 37.
По словам очевидцев задержания, силовики (около 60 человек, некоторые были в масках) подъехали к дому на белом автобусе и нескольких а/м УАЗ и "Нива". Ворвавшись в дом, они стали требовать у хозяйки Луизы Гулуевой, 1964 г. р., сказать, где находится ее муж, Шайхи Висаитов. Один из военных приставил дуло автомата к голове ее дочери, Жарадат, 1988 г. р., пригрозив, что убьет девочку, если они им не скажут, где находится хозяин. Луиза ответили, что два дня назад муж уехал в Назрань и еще не вернулся.
После этого военные вошли в дом N 21, расположенный на той же улице, и схватили и допросили Хож-Ахмеда, сына Шайх-Магомеда и Луизы, ночевавшего у своего родственника Саид-Магомеда Висаитова.
Не получив желаемого ответа, силовики сказали: "Если не знаете, где отец, мы забираем сына". Мать молодого человека попыталась уговорить военных не трогать ее сына, а когда поняла, что это бесполезно, попросила сообщить ей, куда его увозят. Но и эта просьба сотрудниками силовых структур была проигнорирована. Хож-Ахмеда избили, поместили в одну из машин и увезли в неизвестном направлении.
В ситуацию пытались вмешаться сотрудники местной милиции, однако к месту проведения спецоперации их не подпустили. Силовики, производившие задержание, сделали несколько выстрелов в воздух и пригрозили, что откроют огонь на поражение, если те попытаются приблизиться.
Очевидцы задержания предполагают, что группа неизвестных силовиков состояла как и из сотрудников российских силовых структур, так и из сотрудников службы безопасности президента ЧР А. Кадырова.
Семья Висаитовых, родом из с. Махкеты Веденского района ЧР. В с. Пседах проживают с 2001 года в качестве беженцев. В семье шесть человек: Лиза Сайпудиновна Гулуева, Хож-Ахмед, 18 лет, и четыре девочки (Джарадет, 1988 г. р., Айдат, 1990 г. р., Рукеят, 1998 г. р., Иман, 2000 г. р.). Глава семейства - Шайхи Абубакарович Висаитов, 1957 г. р., уже три года живет с другой семьей и лишь изредка навещает своих детей. По некоторым данным, Висаитов как в первую, так и во вторую чеченскую войну поддерживал активные отношения с боевиками.
На третий день после задержания Лиза Гулуева получила известие, что ее сын находится в родном с. Махкеты Веденского района. Его содержат в расположении стрелковой роты, командиром которой является местный уроженец Ибрагим Хултыгов (при А. Масхадове он был начальником Национальной службы безопасности ЧРИ). Это подразделение создано в 2003 году для охраны ряда населенных пунктов Веденского района, входит в структуру службы безопасности А. Кадырова и подчиняется сыну последнего - Рамзану.
Как сообщили Л. Гулуевой, И. Хултыгов позволил ее матери, Лиде Гулуевой, и Абубакару Висаитову, отцу бывшего мужа, встретиться и пообщаться с Хож-Ахмедом. И после этого Хултыгов заявил старикам, что парень будет отпущен только в том случае, если к ним явится его отец, которого они разыскивают.
4 марта 2004 года
Примерно в 7.35 на окраине с. Пседах (Ингушетия) сотрудникам неизвестной силовой структуры, пытавшимся задержать группу людей в одном из домов на ул. Энгиноева, было оказано вооруженное сопротивление.
Бой продолжался почти час. В результате боя пять человек - все, кто находился в доме, были убиты. Двое из них оказались местными жителями: Хамзат Энгиноев, 1978 г р., и Анзор Кукиев, 1973 г. р.; трое приезжие: Муслим Джаниев, 1976 г. р., житель с. Эли-Юрт Надтеречного района Чечни, Асланбек (Аслан) Хамидов, 1978 г. р., житель г. Грозный и Джамалай (фамилия неизвестна), предположительно жители с. Знаменская Надтеречного района Чечни.
По официальной информации, данную спецоперацию проводили сотрудники УФСБ РФ по РИ совместно с мобильным отрядом МВД РФ в РИ и МВД РИ. Все пятеро убитых являлись боевиками. Со стороны сотрудников УФСБ есть один раненый. В доме, где они скрывались, обнаружено большое количество оружия. По этой же информации, в ходе боя ранение в голову получил мирный житель Ахмет Кортоев, 1969 г.р.
5 марта 2004 года
В 7.20 в пос. Старый Малгобек (Ингушетия), расположенном в нескольких километрах от г. Малгобек, сотрудниками неизвестных российских силовых структур была проведена адресная спецоперация.
Силовики полностью блокировали ул. Западную и взяли в плотное кольцо дом N 102/2. По данному адресу проживает Иса Торшхоев (Торчхоев), 26 лет. Из зоны блокирования не выпускали никого, включая детей, направлявшихся в школу. Люди, находившиеся в доме Торшхоева (Торчхоева), при попытки военных проникнуть в дом, оказали вооруженное сопротивление. В результате боя, который, по некоторым данным, продолжался около двух часов, пять человек, находившихся внутри дома, были убиты, двоим, включая хозяина, удалось бежать. Один сотрудник силовых структур ранен.
После окончания боя силовики задержали двоих проживающих по-соседству молодых людей, Султана Гариева, 1988 г. р., ученика 10-го класса, и Адама Пошева, 20 лет. В тот же день их, сильно избитых, отпустили. Гариев и Пошев с множественными ссадинами, ушибами и травмами, в том числе и головы, госпитализированы в больницу г. Малгобек.
По словам местных жителей, накануне вечером из с. Пседах в поселок пришли шесть чеченцев в возрасте от 16 до 22 лет. Иса Торшхоев (Торчхоева) пустил их к себе в дом.
Следует отметить, что 4 марта в с. Пседах была проведена спецоперация по задержанию боевиков.
6 марта 2004 года
Рано утром в ст. Орджоникидзевская (Ингушетия) на территории лагеря вынужденных мигрантов "Сацита" сотрудниками неизвестных российских силовых структур была проведена "зачистка".
Когда многие люди еще спали, на территорию лагеря заехали четыре БТРа, 12-13 а/м УАЗ и несколько легковых автомобилей. По словам очевидцев, на БТРах и в а/м УАЗ находились российские военные в основном без масок; в легковых машинах ехали сотрудники силовых структур, которые разговаривали по-чеченски, в масках. Силовики стали заходить в палатки и проводить несанкционированные обыски. При этом они вели себя грубо, оскорбляли хозяев. Ни в одном случае они не представились и не объяснили причин своего визита. Осмотр палаток начали с 0-го ряда, примыкающего к помещению администрации лагеря. В некоторых палатках обыск носил поверхностный характер, в других, например, в палатке N 7, обыскивали с особой тщательностью, вскрывая даже полы. Все это время сотрудники силовых структур ЧР не принимали активного участия в происходящем.
Вынужденные мигранты, возмущенные происходящим в их лагере, обратились за разъяснением к одному из военных в звании полковника, который уклончиво ответил, что данное мероприятие - простая проверка паспортного режима. Тогда люди спросили его: "Для чего тогда проводить обыски в палатках?" На этот вопрос отреагировал другой военный, заявив: "За то, что вы сделали в московском метро, надо смести с лица земли три ваших села...".
Около 9.00 проверки в лагере были завершены. Силовики задержали пятерых молодых людей и собирались увезти их с собой. Вынужденные мигранты, в основном женщины, блокировали военную колонну и потребовали отпустить задержанных. После получасовых переговоров военные отпустили молодых людей, но пообещали вернуться обратно.
В г. Карабулак Республики Ингушетия сотрудниками российских силовых структур похищен Сосланбек Даудович Ульбиев, 1973 г. р., вынужденный мигрант из Чечни. По словам родственников, между 16.00-17.00 к дому N 47 на ул. Бачалова, где временно проживают Ульбиевы, на пяти или шести автомобилях подъехали от 35 до 40 вооруженных людей в камуфляжной форме (некоторые из них были в масках). Войдя в дом, они заставили лечь на пол Сосланбека и его жену Фатиму и без предъявления каких-либо документов произвели в комнатах тщательный обыск. После окончания проверки, которая продолжалась около часа, силовики увезли с собой Сосланбека. На вопрос жены, по какой причине и куда забирают ее мужа, неизвестные ответили, что у них вызывает сомнение подлинность паспорта С. Ульбиева, а искать посоветовали в ГОВД г. Карабулак.
В городском отделе милиции, куда через час поехали родители Сосланбека, сотрудники заявили, что Ульбиева у них нет, и что ничего неизвестно о факте его задержания. Родственники подали в ГОВД заявление о похищении. В этот же день они объехали и обзвонили все правоохранительные органы республики, в том числе и ФСБ, однако обнаружить следы пребывания Сосланбека нигде не удалось.
11 марта Ульбиевы направили жалобы и запросы на имя прокурора Республики Ингушетия, министра внутренних дел и заместителя начальника Управления ФСБ РФ по РИ и в тот же день обратились в Представительство ПЦ "Мемориал" в г. Назрань. Причина похищения Ульбиева неизвестна. По словам родственников, они с начала военных действий (октябрь 1999 г.) выехали из Чечни и проживали в Ингушетии. Ничем противоправным Сосланбек не занимался.
11 марта 2004 года
Днем на посту ГИБДД, расположенном на развилке дорог, ведущих из г. Назрань в с. Кантышево, г. Малгобек и пос. Майский Республики Ингушетия, неизвестные вооруженные лица в масках, одетые в камуфляжную форму, на автомобилях "Нива" и "Газель" похитили троих местных жителей.
По словам очевидцев, сотрудников ГИБДД, на подъезде к посту военные обстреляли ехавшую впереди автомашину "Жигули" 7-й модели белого цвета. "Жигули" заехала на территорию поста и остановилась. Нападавшие, представившись милиции сотрудниками ФСБ, вытащили находившихся в "семерке" троих мужчин (один из них был ранен), насильно затолкали их в "Газель" и уехали в сторону г. Владикавказ.
Впоследствии удалось выяснить имена похищенных: Тамерлан Саварбекович Цечоев, 1962 г.р., Рашид Борисович Оздоев, помощник прокурора РИ по надзору за силовыми структурами, и Евлоев, сотрудник МВД РИ.
Родственники похищенных обратились в правоохранительные органы республики и параллельно занялись самостоятельным поиском. По информации, полученной ими из неофициальных источников, раненый Евлоев находится под охраной в больнице г. Владикавказ (или Ставрополя). Следы Цечоева и Оздоева пока найти не удалось.
Причина похищения вышеназванных людей неизвестна. Известно лишь, что в последнее время Оздоев неоднократно в устной и письменной форме требовал от сотрудников ФСБ Ингушетии прекратить нарушения закона, осуществлял меры прокурорского реагирования в их отношении: вносил представления, протесты и т.д. Возможно, что такая активность послужила поводом для задержания зампрокурора.
20 марта родственники направили телеграммы в Администрацию Президента РФ, в Верховный суд, в Генпрокуратуру РФ, в Администрацию Президента РИ с просьбой вмешаться в ситуацию и помочь разыскать исчезнувших людей.
По другой версии, изложенной на сайте www.ingushetiya.ru , помощник прокурора РИ Рашид Оздоев был задержан сотрудниками УФСБ РФ по РИ 12 марта, когда садился в свою машину на автостоянке у комплекса правительственных зданий в г. Магас. Несколько человек видели автомобиль Оздоева, ВАЗ-21099, во дворе здания УФСБ. По некоторым данным, из Ингушетии Оздоева вывезли в г. Владикавказ. Как сообщают журналисты ингушского сайта, начальник УФСБ РФ по РИ Коряков был недоволен активной позицией прокурорского работника, надзиравшего за ФСБ.
15 марта, по настоянию Бориса Оздоева, отца похищенного, прокуратурой Ингушетии по факту похищения Рашида Оздоева возбужденно уголовное дело по ст. 126 УК РФ (похищение человека).
16 марта 2004 года
Около 17.00 в г. Назрань Республики Ингушетия на выходе из проходной ОАО "Ингушэнерго" неизвестными людьми в черных масках и камуфляжной форме похищен Тимур Магомедович Яндиев, 1979 г. р., проживающий в г. Карабулак. Свидетелями похищения молодого человека были сторожа этой организации.
Люди, похитившие Т. Яндиева, приехали на двух машинах: а/м "Нива" и микроавтобус "Газель" - обе белого цвета с тонированными стеклами и без номеров. Т. Яндиева затолкали в одну из машин, после чего они уехали в неизвестном направлении. По словам очевидцев, все произошло мгновенно, никто ничего не успел понять, что говорит о том, что люди, совершившие покушение, имеют профессиональную подготовку.
У родственников Яндиева есть информация, что указанные автомашины после похищения Тимура направились в сторону Чечни, проехав через пост "Кавказ-1".
Причина похищения Яндиева неизвестна. Т. Яндиев женат, имеет дочь (младше года). В 1996 году он окончил Назрановский гуманитарно-технический колледж по специальности "Вычислительная техника". Студент заочного отделения ИнгГУ.
С 1997 по 1999 год работал в Ингушской таможне Государственного таможенного комитета РФ в отделе по контролю за доставкой товаров. Был уволен по сокращению штатов. С 2001 по 2003 год работал в ОАО "Ингушэнерго". Уволен также по сокращению штатов.
С октября 2003 г. - системный администратор ЗАО "ИТТ" (Информационные технологии телекоммуникаций). Все знакомые похищенного отзываются о нем только с положительной стороны.
19 марта 2004 года
Недалеко от с. Экажево Республики Ингушетия около 150 родственников похищенных в республике людей предприняли попытку провести митинг протеста.
Основное требование к властям республики - выяснить, кем и почему были похищены их родные, и где они содержатся в настоящее время.
К собравшимся приехал замминистра МВД РИ З. Котиев, который попросил людей разойтись, сказав, что их действия противозаконны и что таким методом решить проблему все равно не удастся. Он предложил митингующим выбрать группу из нескольких человек, которые могут поехать с ним в МВД РИ и там изложат все свои требования и претензии.
В этот момент к месту проведения акции протеста приехал первый заместитель министра МВД РИ А. Костоев, который в грубой форме приказал всем собравшимся немедленно разойтись. При этом замминистра не стеснялся в выражениях и допускал грубое обращение даже с седобородыми стариками. Жителей Ингушетии возмутило такое отношение 1-го замминистра МВД РИ, который, по их мнению, должен был проникнуться вниманием к их бедам и помочь им в поисках похищенных людей.
Через некоторое время митинг закончился, и несколько человек последовали с З. Котиевым в здание МВД РИ.
За последнее две недели в Ингушетии от непрофессиональных действий сотрудников неизвестных силовых структур РФ по меньшей мере погибли два мирных жителя и два человека получили ранение. Последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей Ингушетии, стало похищение Тимура Яндиева, 1979 г. р. Официальные власти Ингушетии никак не прокомментировали эти события, а республиканские силовые органы не предприняли серьезных шагов для того, чтобы установить и наказать виновных данных происшествий.
25 марта 2004 года
Согласно предварительной информации, в 22.30 в ст. Слепцовская (Орджоникидзевская) Республики Ингушетия в районе маслозавода (юго-западная часть станицы) военный вертолет, прилетевший со стороны Чеченской Республики, в течение 20-25 минут выпустил четыре ракеты и, сделав несколько кругов над этой территорией, улетел в Чечню.
В результате обстрела был убит Хамхоев, примерно 18 лет, местный житель; братья Хашагульковы, примерно 15-16 лет, ранены (один из них очень тяжело).
29 марта 2004 года
Силовые структуры Чеченской Республики начали ликвидацию лагерей вынужденных переселенцев в Ингушетии. Их обитателей насильственно перевозят в Чечню.
Согласно предварительной информации, около 9.00 лагерь вынужденных мигрантов "Спутник" был блокирован сотрудниками силовых структур Чеченской Республики. На территорию лагеря въехало большое количество техники, включая грузовики КАМАЗ.
Цель этой "спецоперации" - ликвидация лагеря. При этом тех вынужденных мигрантов, кто ранее не подал заявление о том, что желает остаться на территории Ингушетии, предполагается перевезти в пункты временного размещения в Чечне. Также блокирован лагерь "Сацита".
Лагеря расположены в окрестностях станицы Слепцовской (Орджоникидзевской) административного центра Сунженского района Республики Ингушетия, рядом с административной границей Чеченской Республики.
Ранее представители власти - как федеральной, так и местной - отрицали какие-либо планы или намерения силовой ликвидации лагерей и принудительного возвращения мигрантов в Чечню. Такие обещания делались не только представителям прессы, но и правозащитникам - представителям как общественных организаций, так и президентской Комиссии по правам человека.
29 марта 2004 г.
источник: Правозащитный Центр "Мемориал" (Москва)
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13