02:27, 15 августа 2003

Исламское возрождение и конфликты в дагестанских семьях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В настоящей работе нас интересуют причины конфликтов в дагестанских семьях, вызванные возрождением Ислама, которые вкратце будут изложены ниже.

Семейные конфликты в дагестанских, мусульманских семьях, на первый взгляд, носили парадоксальный характер, поскольку Ислам культивирует почтительное отношение к родителям, строго требует поддерживать родственные узы, упорядочивает и нормализует супружеские взаимоотношения. Однако конфликт в дагестанских семьях был социально неизбежен и закономерен, в силу того, что он носил острый религиозно-идеологический характер. Советская эпоха породила целые поколения мусульман, которым были чужды и необъяснимы мораль, принципы и этика собственной религии.

В семейных конфликтах сталкивались два абсолютно разных миропонимания, две противоположные точки зрения на мир и на место в нем человека. Помимо этого Ислам, как религия, не терпит социального лицемерия, то есть духовные, внутренние преобразования человека должны обязательно выражаться и подкрепляться соответствующим вероисповедным поведением в его личной, семейной, общественной жизни, что увеличило разрыв между противоположными идеологическими полями. Следует подчеркнуть, что подобный процесс семейных конфликтов наблюдался на заре Ислама, когда призыв Пророка Мухаммада (мир ему) разбил языческие семьи, разрушил мощные, ранее незыблемые и святые родственно-племенные арабские узы. В первых войнах Ислама (битвы Бадр, Ухуд, Ахзаб и др.) столкнулись члены близкородственных арабских племен: отец убивал сына, сын - отца, брат - брата, племенник - родного дядю. Ислам возвысил вероисповедные узы и принципы выше племенных, вследствие чего родственники разделились на два враждующих лагеря: мусульман и язычников.

Разумеется, нельзя назвать ситуацию в Дагестане идентичной, так как подавляющее население республики (85%) являются этническими мусульманами. Но, тем не менее, аналогичный, схожий процесс все-таки наблюдался. Дагестанские мусульмане, выросшие и воспитанные в советское время, являлись мусульманами формально, статистически, т.е. по названию, но не по убеждениям, принципам и поведению. Большинство взрослого и среднего поколения дагестанцев (признавая себя номинальными мусульманами) питают полное равнодушие к Исламу и его принципам, идентифицируя себя при этом с нормами российско-европейской, светской культуры. Воспитанная в духе непримиримого атеизма светская дагестанская интеллигенция категорически выступала против исламского возрождения на всех уровнях.

В силу этого многие новые дагестанские приверженцы Ислама считали эту часть общества "потенциальными" или, по крайней мере, неполноценными мусульманами, и в своей вражде с ними ориентировались на идеал ранней мусульманской общины, конфликтовавшей со своими единоплеменниками. Надо учитывать, что среди новых приверженцев Ислама было немалое число тех, кто свою приверженность Исламу считал "новобращением", принятием Ислама, а прошлый отрезок жизни - "куфром", "неверием" (условно их можно назвать "неофитами"). Соответственно, своих родственников, этнических мусульман, они не признавали "мусульманами" по определению. То есть вражда с родственниками переходила в плоскость идеологическую, в конфликт между "Исламом" и "язычеством" ("ширк") или "неверием" ("куфр"), принимая благородный, религиозный характер. И даже если дагестанские "неофиты" признавали их мусульманами, семейно-родственный конфликт не терял своего религиозно-идеологического характера. Таким образом, в дагестанском обществе с возрождением Ислама сформировалось два конфликтующих лагеря, в силу объективных социальных условий.

Однако конфликты возникали не только в светских, но и в религиозно-традиционных дагестанских семьях, которые оставались верны традициям Ислама и в советскую эпоху. Причина конфликтов в подобных семьях, как правило, сводилась к тому, что данные семьи, воспитанные в религиозно-традиционном духе, зачастую исповедовали Ислам, густо смешанный с адатами, местными верованиями и традициями. Помимо этого их религиозность слабо проявлялось (или вообще не проявлялась) в социальном плане. Они торговали спиртными напитками, посещали винные застолья и т. д. Но главным образом, конфликт был связан с тем, что традиционные религиозные мусульмане смешивали исламские обряды с местными адатами, что, с точки зрения Ислама, крайне неприемлемо. В этом смысле справедливо мнение о "конфессиональной неполноценности" северокавказских мусульман, для которых горские традиции являются более значимыми, чем Ислам. Здесь можно говорить о том, что, по сути, утверждение Ислама и его принципов на Северном Кавказе (в частности в Дагестане) - есть процесс не завершившийся, все еще продолжающийся, растянувшийся на многие столетия.

На почве конфликта горских традиций и Ислама в традиционалистских дагестанских семьях возник конфликт так называемого "нового" Ислама и Ислама "обычного" или "традиционного". Традиционно религиозные села (например, с. Кванада Цумадинского района), а, соответственно, и семьи были разбиты на два лагеря. Конфликты в дагестанских семьях возникали на трех уровнях: отцы и дети, муж и жена, родственники.

Конфликт отцов и детей

Настоящий семейный конфликт являлся конфликтом двух поколений: старшего (отцов), выросших в советское время, и младшего (детей), выросших в перестроечную и постперестроечную эпоху. Максимализм, проявляемый молодыми "неофитами", сталкивался с крайним консерватизмом, непониманием, неприятием старшего поколения. Родители не хотели понимать чувства, настроения, новый образ жизни своих детей. Строго религиозное отношение детей к жизни расценивалось родителями как идеализированное, не приспособленное и оторванное от реалий жизни умонастроение.

Известны случаи, когда родители запрещали детям ходить в мечеть, совершать молитву и соблюдать пост, носить дочерям длинную мусульманскую одежду. После событий 1999 года конфликт в таких семьях только обострился. Примерное соблюдение норм исламской обрядности (пятикратная молитва, совершаемая в мечети, добровольные посты, чтение Корана) расценивалось не иначе, как приверженность "ваххабизму", "экстремизму".

Конфликт между супругами

С возрождением Ислама конфликт супругов в дагестанских семьях был предопределен. Отношения между супругами накалялись в силу того, что один из них, став приверженцем Ислама, не хотел продолжать супружескую жизнь с человеком, который не разделял его взглядов на жизнь, относился пренебрежительно к исламским принципам. Многие дагестанские браки были разрушены. С распространением и культивированием исламской культуры острой стала проблема многоженства, вследствие которой пострадали также многие дагестанские семьи.

Конфликт между родственниками

Социализация Ислама значительно ослабила родственные узы дагестанских семей. Конфликты, возникали, главным образом на почве несоблюдения или неуважения местных традиций, обычаев. Так дагестанские "неофиты" отказывались посещать различные мероприятия своих родственников (свадьбы, торжества, поминки), прохождение которых было связано с нарушением норм исламской морали (распитие спиртных напитков) или с отправлением противоречащих шариату традиций (поминки в честь усопшего на 40- или 50 день). Подобное поведение расценивалось родственниками, этническими мусульманами, как неуважение к себе, своим праздникам.

В свете вышесказанного мы можем констатировать факт того, что многочисленные семейные конфликты, вызванные реисламизацией Ислама, возникли как закономерное и временное социальное явление. В их основе лежат следующие причины:

  • принципы Ислама, возвышающие вероисповедные принципы над родственно-этническими узами;
  • категорическое неприятие Исламом традиций и местных верований, противоречащих его учению;
  • крайний максимализм дагестанских "неофитов" (частично объясняющийся неосведомленностью в делах религии);
  • радикальный консерватизм "старого", "советского" мышления и сознания;
  • полярность российско-европейской и восточно-мусульманской культур.

Статья подготовлена при поддержке СМИ "Кавказский узел", общества "Мемориал" и ИОО Фонда Сороса в рамках проекта "Поддержка объективного освещения и анализа ситуации в зонах конфликта".

Автор: Ясин Расулов

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Темы дня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

21 ноября 2024, 15:47

21 ноября 2024, 13:50

21 ноября 2024, 12:02

20 ноября 2024, 17:25

Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ "Точка невозврата еще не пройдена", — заявил президент Абхазии, не уточнив, что он имеет в виду. При этом Аслан Бжания согласился подать в отставку при условии, что участники протестной акции разойдутся, в противном случае он отзовет заявление, следует из текста соглашения с оппозицией. Подробнее читайте на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/category/abkhazia_crisis 19 ноября 2024, 01:20 Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Наблюдатели, проводившие мониторинг выборов в парламент Грузии, организовали акцию протеста в Тбилиси. Их протест поддержали оппозиционные партии, которые провели шествие в центре города. Протестующие собрались перед зданием парламента и потребовали провести повторные выборы. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405691 18 ноября 2024, 00:36 Ереван: Тунберг протестует против COP29 Ереван: Тунберг протестует против COP29 НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Перед зданием офиса ООН в Ереване прошла протестная акция "Stop Greenwashing Genocide!" Экоактивисты организовали акцию в ответ на решение ООН провести климатическую конференцию COP29 в Баку. В акции протеста в Ереване приняла участие Грета Тунберг, ранее присоединившаяся к протестующим в Тбилиси, но отказавшаяся ехать на COP29 в Баку. Между тем конференция в Азербайджане стала одним из самых глобальных саммитов на постсоветском пространстве. В Баку прибыли свыше 50 глав государств и правительств, 80 тысяч участников саммита. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405639 15 ноября 2024, 23:49 Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Участники протестов против инвестиционного соглашения с Россией прорвались во двор парламента Абхазии. Силовики вытеснили толпу за ограду и перекрыли брешь машиной спецтехники. Протестующие продолжили сносить забор, в ответ силовики начали забрасывать их дымовыми шашками. Позже к участникам протеста вышел глава СГБ и министр МВД. После переговоров силовики отправились передавать требования протестующих президенту. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405616 15 ноября 2024, 15:10 Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Жесткое задержание противников инвестиционного соглашения с Россией спровоцировало массовые беспорядки в Абхазии. Силовики в Сухуме 11 ноября задержали пять человек, участвовавших в собрании общественности Гудаутского района. С требованием освободить задержанных возмущенная толпа попыталась штурмовать здание Службы госбезопасности. Протестующие перекрыли мосты на въездах в Сухум. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405502 12 ноября 2024, 13:49 Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54