Омбудсмен обрел ключевую роль в этапировании на родину участников беспорядков в аэропорту Махачкалы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обращение Уполномоченного по правам человека о переводе в дагестанские колонии осужденных участников беспорядков в аэропорту Махачкалы имеет особое значение, поскольку норма закона об отбывании наказания в регионе проживания нередко не исполняется.
Как писал "Кавказский узел", уголовные дела об участии в беспорядках в аэропорту Махачкалы рассматривают суды в Краснодарском и Ставропольском краях. С августа 2024 года по март 2025 года по обвинению в участии в беспорядках были осуждены 84 человека, они приговорены к лишению свободы на сроки от 4,5 до 10,5 года.
Во время обсуждения 24 апреля в Народном собрании Дагестана доклада Уполномоченного по правам человека Запира Алхасова депутат Мухтарпаша Умаханов задал вопрос: «Обращались ли к вам родственники подсудимых по "аэропортовскому делу"? Они несут большие материальные затраты на поездку в другие регионы и организацию защиты своих близких (в судах)». «Статус Уполномоченного по правам человека не позволяет вмешательства в отправление правосудия. В чём мы уже принимаем участие — чтобы лица, которые получили сроки, были этапированы в Дагестан для отбывания наказания», — цитирует ответ Алхасова издание «Черновик».
Роль Уполномоченного по правам человека в вопросе перевода заключенных в колонии по месту проживания прокомментировали корреспонденту «Кавказского узла» правозащитник Валентин Богдан, специализирующийся на защите прав заключенных, и юрист Патимат Абдулаева.
Омбудсмен может содействовать процессу перевода заключенных в колонию в регионе их регистрации, считает Валентин Богдан. «Омбудсмен может обратиться к тем органам, которые принимают решения. В этом случае — это ФСИН, а также прокуратура, если есть факт нарушения прав заключенного. Но если речь идет об осужденных по статьям, связанным с экстремизмом или терроризмом, то их отправляют в специальные колонии. Остальные осужденные должны отбывать наказание по месту регистрации или совершения преступления. Согласно ст. 73 УИК РФ, осужденные отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены», — сказал Богдан.
Однако на практике осужденные нередко направляются в колонии других регионов, отметил он. «Этот пункт практически не выполняется. Причина в том, что, как только приговор вступает в законную силу, у начальника СИЗО есть 10 дней, чтобы перевести осужденного в колонию. Для него важнее уложиться в срок, чем направить в колонию по месту проживания. Либо в нужной колонии нет свободных мест, и осужденного временно направляют в другую, обещая перевести позже, но этого не делают», — отметил правозащитник.
Богдан подчеркнул, что случаев перевода заключенных по просьбе депутатов и омбудсменов зафиксировано немало. «Проблема в том, что, когда с просьбой о переводе обращается обычный гражданин или сам заключенный, ФСИН может ответить коротко, не объясняя причин отказа. Когда обращается депутат или омбудсмен, перевод обеспечить проще, чем искать причины для отказа», — указал он.
Уполномоченный по правам человека в Дагестане может обращаться во ФСИН с просьбой о переводе заключенных в республику, считает юрист Патимат Абдулаева. «Законодательство позволяет ему взаимодействовать с ФСИН по вопросам обеспечения прав заключенных. Согласно ст. 15 ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ", региональный омбудсмен имеет право обращаться во ФСИН с ходатайствами и рекомендациями. В данном случае Запир Алхасов может направлять обращения с просьбой рассмотреть возможность перевода осужденных в исправительные учреждения Дагестана, опираясь на принцип отбывания наказания вблизи места жительства, закрепленный в УИК РФ», — сказала она «Кавказскому узлу».
Примеры успешного вмешательства депутатов и омбудсменов в вопросы этапирования не единичны.«В 2022 году по ходатайству депутатов Госдумы и региональных правозащитников нескольких осужденных из Дагестана перевели из колоний в Мордовии в Дагестан. Другой случай также был в 2022 году. Тогда перевели группу осужденных по делам об участии в незаконных вооруженных формированиях из колоний в Свердловской области в Дагестан после вмешательства омбудсмена и представителей духовенства», — сказала Патимат Абдулаева.
Массовые беспорядки в аэропорту Махачкалы произошли 29 октября 2023 года из-за сообщения о прибытии самолета с пассажирами из Израиля. В беспорядках пострадало более 20 человек, в том числе девять полицейских. 1200 человек были привлечены к административной ответственности. Что произошло в аэропорту Уйташ и как идет следствие, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Дело о погроме в аэропорту Махачкалы".
С 26 по 29 октября 2023 года массовые антисемитские акции прошли в трех республиках Северного Кавказа - Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. "Кавказским узлом" подготовлены справки "Антисемитские акции Северного Кавказа: как это было" и "Волна антисемитских акций на Северном Кавказе".
Читайте "Кавказский узел" и смотрите наши видео в Telegram без установки VPN . Установите наше мобильное приложение для Android и IOS, а также используйте браузер CENO для обхода блокировок. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X (бывший Twitter). Смотреть видео "Кавказского узла" можно и в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"