Ростовский суд проигнорировал заявление о нарушении прав обвиняемых по делу "Хизб ут-Тахрир"*
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отсутствие конкретики в обвинительном заключении создает проблемы защите, заявили адвокаты по делу "ялтинской ячейки" запрещенной в России по решению суда и признанной террористической организации "Хизб ут-Тахрир", потребовав вернуть дело в прокуратуру. Однако Ростовский военный гарнизонный суд отклонил это и другие ходатайства защиты.
Как писал "Кавказский узел", сегодня Ростовский военный гарнизонный суд приступил к новому рассмотрению дела о "ялтинской ячейке "Хизб ут-Тахрир"*. На скамье подсудимых оказались Муслим Алиев, Вадим Сирук, Энвер Бекиров (Инвер Бекиров), Рефат Алимов, Арсен Джеппаров и член "Крымской контактной группы по правам человека" Эмир-Усеин Куку. Все они заявили о невиновности.
Впервые предварительные слушания по делу о "ялтинской ячейке "Хизб ут-Тахрир"* прошли в Северо-Кавказском окружном военном суде 24 января 2018 года. В августе 2018 года оно было возвращено в прокуратуру в связи с переквалификацией действий Энвера Бекирова на более тяжкую статью УК РФ.
На сегодняшнее заседание суда прибыли двое представителей генконсульства Украины в Ростове-на-Дону, семь представителей СМИ и 10 посетителей, в том числе супруги подсудимых. Судьи разрешили фото- и видеосъёмку в начале заседания. Зал еле вместил желающих, передаёт корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
В начале заседания суда Эмир-Усеин Куку, как и на предыдущих заседаниях, заявил об отказе от адвоката по назначению, которые есть и у других фигурантов дела. Он указал, что имеет трёх независимых адвокатов Сергея Локтева, Александра Попкова и Алексея Ладина. "Я не доверяю назначенному адвокату, не по личным мотивам, а в связи с наличием других, по соглашению. Запрещаю ему осуществлять мою защиту", - заметил подсудимый. Однако коллегия судей в отводе адвоката по назначению отказала.
После установления личностей подсудимых военный прокурор зачитал короткое обвинительное заключение в отношении каждого из подсудимых. Согласно данным следствия, Муслим Алиев и Энвер Бекиров, "действуя умышленно, в неустановленное следствием время, но не позднее 18 сентября 2015 года, в нарушение федерального закона № 35 "О противодействии терроризму" организовали деятельность ячейки партии "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"*. Другие подсудимые были участниками партийной ячейки на территории Ялты и Алушты до момента задержания сотрудниками спецслужб, считает следствие.
Кроме этого, всем фигурантам дела вменяется "совершение умышленных действий группой лиц по предварительному сговору: приискание других соучастников, сговор на совершение преступления и создание условий для насильственного захвата власти в Российской Федерации".
Правозащитный центр "Мемориал" признал всех обвиняемых по этому делу политзаключенными. Один из подсудимых Эмир-Усеин Куку с 26 июня по 19 июля 2018 года проводил голодовку в СИЗО с требованием освободить из мест заключения в России граждан Украины.
Тракторист и электрик из села Верхняя Кутузовка в пригороде Алушты Муслим Алиев заявил, что обвинение он по-прежнему отвергает. "Моя позиция в отношении обвинения не изменилась: обвинение в организации деятельности террористической организации я отвергаю, к насильственному захвату власти в России не готовился. Считаю, что ни о чём, кроме идейного банкротства государства оно не говорит", - сказал Алиев.
В своей объёмной речи он также выразил недоверие к судебной системе в целом. "Если нам инкриминируют захват государственной власти, получается, что и суд, и прокуратура являются потерпевшими, то есть заинтересованными в исходе дела. Естественно, никакого доверия к суду здесь быть не может, но не к личности, а к системе в целом", - подчеркнул Муслим Алиев.
Школьный сторож из посёлка Краснокаменка в пригороде Ялты Энвер Бекиров также заявил о несогласии с обвинением. "Мусульман преследуют, разрушается основа 19-й и 28-й статей Конституции Российской Федерации (эти статьи говорят о свободе совести, вероисповедания и запрете ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, – прим. "Кавказского узла"), и президент РФ перестаёт быть её гарантом", - сказал Энвер Бекиров.
Эмир-Усеин Куку — правозащитник, член крымской Контактной группы по правам человека из Кореиза (Ялта) не признал обвинение в полном объёме. "Меня обвиняют в участии в террористической организации, то есть я террорист, но упрекнуть меня в террористической деятельности ни у кого нет ни желания, ни возможности", - прокомментировал обвинительное заключение Куку. Он сказал, что не понимает ряд "нелогичных и противоречащих здравому смыслу" формулировок.
"Да, я состоял в правозащитной организации. Кто может нарушать права людей? Те, кто может оказать давление на слабых, незащищённых: государственная власть и силовые органы. Разве у нас запрещена правозащитная деятельность? Получается так, по версии обвинения", - сказал Эмир-Усеин Куку.
Выпускник аграрного лицея из Ялты Вадим Сирук, указал суду на то, что представители российских властей проводили переговоры с представителями движений "Талибан"* и "Братья-мусульмане"*, которые считаются запрещёнными, однако их не задержали правоохранительные органы. "Те, кто смело говорит тирану: "Ты тиран", мгновенно превращаются в угрозу общественной безопасности. Полицейский ботинок здесь священен до такой степени, что его необходимо целовать, показывать по телевизору и восхвалять", - заявил он.
Несмотря на ненасильственный характер организации, "Хизб ут-Тахрир" (Партия исламского освобождения)* запрещена в целом ряде стран мира. В России она признана террористической, в Казахстане, Киргизии и Таджикистане — экстремистской, говорится в опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" справке об организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами*".
"Хизб ут-Тахрир"* признана террористической организацией безосновательно, считает председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. "За организацией не отмечено ни одного террористического акта. В ряде стран Европы она существует законно", – заявила ранее Ганнушкина.
Торговый представитель фирмы "Крымские продукты" из посёлка Краснокаменки Рефат Алимов заявил, что обвинение ему непонятно. "Вину я не признаю, и мне непонятно, когда я участвовал (в деятельности партии), не указано время, какие именно "агитационные навыки" приобретал, какие "меры конспирации" соблюдал, а также какую "антиконституционную деятельность" вел и какие "традиционные ценности" какими подменял", — сказал он.
Техник-технолог из Ялты Арсен Джеппаров отметил, что считает обвинение сфабрикованным: "Я террористом не являюсь и к терроризму отношения не имею… По захвату власти — никто из нас не проходил обучения боевым действиям, не был в "горячих точках", не являлся депутатом". Он заявил о приоритете норм международного права и напомнил о резолюциях ООН, Европарламента и Парламентской ассамблеи Совета Европы с требованием к России освободить крымских татар.
После этого защитники Алимова и Куку попросили гособвинителей разъяснить предъявленное обвинение, либо вернуть дело в прокуратуру для его конкретизации. Адвокат Рефата Алимова Эдем Семедляев назвал обвинение "аморфным" и подчеркнул, что от такого обвинения сложно защищаться, что нарушает права подсудимых. В свою очередь, гособвинители посчитали, что все требования законодательства были выполнены, а разъяснение не входит в их обязанности.
В итоге суд отказал защитникам в возвращении дела в прокуратуру. Отказано было и в просьбе адвокатов изменить подсудимым меру пресечения на более мягкую — домашний арест. Энвер Бекиров, Эмир-Усеин Куку и Арсен Джеппаров заявили о наличии у них проблем со здоровьем, однако суд отклонил ходатайство адвокатов об их медобследовании. Также было отклонено ходатайство о нахождении Арсена Джеппарова вне стеклянной клетки-"аквариума" в ходе заседаний суда.
Рассмотрение дела продолжится завтра, 5 апреля, в 10.00 мск. Запланировано, что будут допрошены первые свидетели обвинения.
Повторное следствие затянулось из-за этапирования обвиняемых из Ростова-на-Дону в Крым и обратно, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Рефата Алимова Эдем Семедляев. "Пока их туда (в Крым) отвезли, только обратно они ехали месяц. Там были следственные действия, снова ознакомление с делом, пока заново ознакомились со всеми материалами, длительность связана с этим", - рассказал адвокат.
"Жалоб на моральное, психологическое давление у моего подзащитного не было. Условия содержания в Ростове-на-Дону чуть лучше, чем в Симферополе, но, конечно же, не соответствуют европейским стандартам", - заявил Эдем Семедляев.
Голодовка отразилась на здоровье Эмир-Усеина Куку, сказал его защитник Сергей Локтев. "Естественно, голодовка сказалась, без медицинского обследования сейчас сложно конкретно об этом сказать, его (обследования) пока не было", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат. По его словам, жалоб на давление после возвращения дела в прокуратуру Куку не высказывал.
* - "Хизб ут-Тахрир", "Талибан", "Братья-мусульмане" - организации признаны террористическими и запрещены в России судом.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35