Жители Дагестана связали празднование Ураза-байрама с уровнем доходов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Сотни тысяч верующих в Дагестане сегодня совершили праздничные намазы, отчитались в муфтияте. Махачкалинцы накануне праздника пожаловались на рост цен на продукты.
Как писал "Кавказский узел", в Дагестане по случаю Ураза-байрама были объявлены выходными днями 14 и 15 июня по просьбе муфтия для подготовки и соблюдения религиозных традиций.
Пост в честь священного месяца Рамадан в Дагестане начался 17 мая. В этом вопросе муфтият республики разошелся с Советом муфтиев России, объявившим началом Рамадана 16 мая. В вопросе даты празднования Ураза-байрама дагестанский муфтият согласился с мнением Совета муфтиев России.
Махачкалинцы пожаловались на рост цен перед Ураза-байрамом
Сотни тысяч верующих во всех мечетях Дагестана сегодня совершили праздничные намазы. В Центральной джума-мечети Махачкалы первый заммуфтия Абдулла Аджимоллаев рассказал о правилах совершения праздничного намаза, а после молитвы прочел хутбу (мусульманскую проповедь), в которой затронул такие темы, как братство и добрые отношения между мусульманами, говорится в сообщении на странице дагестанского муфтията в Instagram.
После общей молитвы в мечети мусульмане обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе. В этот день принято выставлять на стол самые изысканные блюда, навещать родителей, старших. Ураза-байрам является прощанием с днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся, передает РИА «Дагестан».
Жители Махачкалы, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Кавказского узла» 14 июня, сообщили, что будут праздновать Ураза-байрам согласно своим финансовым возможностям, а также пожаловались на рост цен перед праздником.
«Мясо стоит 300-400 рублей, еще недавно стоило максимум 250. Подорожали фрукты, сладости», - рассказала Раиса Османова.
«В праздник к нам приходит много гостей, всех надо угостить, накормить, раздать подарки. Дело, конечно, затратное, но что поделаешь. У нашей семьи на это уйдет приблизительно 20 тысяч рублей», - заявила Патимат Омарова.
Зарипат Махмудова рассказала, что у ее семьи нет финансовых возможностей широко отмечать праздник. «У меня трое детей, муж не работает. Накроем обычный стол, только купим детям немного сладостей. Все дорого на базаре, надеюсь, хоть после праздника опустят цены», - рассказала женщина.
При этом ранее муфтият Дагестана выступил с призывом не повышать цены на продукты в канун Ураза-байрама. Это обращение было опубликовано на официальном сайте муфтията.
Исламоведы положительно отозвались о традиции массовых ифтаров
Накануне праздника, 13 июня, на стадионе «Труд» в Махачкале состоялся республиканский ифтар (разговение), в котором приняли участие несколько тысяч человек. Среди них - муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдулаев. Как рассказали корреспонденту «Кавказского узла» в муфтияте республики, для угощения были закуплены полторы тонны риса, столько же мяса. 120 поваров готовили плов в 60 казанах. Для верующих приготовили 7 тысяч бутылок воды и других напитков.
Массовые ифтары вполне соответствуют исламским традициям, считает историк-исламовед, директор Фонда Марджани Игорь Алексеев.
«Практика массовых ифтаров есть во всех мусульманских странах и регионах. Возле мечетей, кафе, иногда просто какой-то отдельный человек выставляет прямо на улице столы с угощениями ближе ко времени ифтара. Угощение может быть скромным, но оно массовое, рассчитанное на большое число людей, кто просто окажется рядом. Для того, кто даёт средства на такое угощение, это садака (акт благотворительности)», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Игорь Алексеев.
По его словам, в Турции, как правило, устраиваются специальные шатры Рамадана за счет благотворителей. «Обычно у мечетей или там, где много людей, на базарной площади где-нибудь. А в арабских странах, к примеру, в Египте, такого рода массовые угощения - на каждой улице и не обязательно только возле мечетей. В Каире в Рамадан столы с бесплатной едой стали деталью повседневного быта», - рассказал Игорь Алексеев.
Причем, по словам Алексеева, угощают всех, кто пожелает отведать, вне зависимости – постящийся или нет, голодный или сытый, нуждающийся или обеспеченный. «Нередко организуют благотворительные акции те, кто сам по состоянию здоровья не может соблюдать пост, или те, у кого трудные обстоятельства в жизни, или чувствуют приближение смерти. Еда сама по себе обычная, без особых разносолов. Но сама практика массовых угощений производит очень позитивное впечатление всеобщего милосердия и гостеприимства», - отметил Игорь Алексеев.
При этом, по его словам, в России бывают «свои особенности в проведении коллективных ифтаров». «Были случаи, что на некоторые ифтары людей чуть ли не по билетам или пригласительным пропускают. Это немного странно. Так как в мусульманских странах можно увидеть, что особенность любого ифтара – это общедоступность», - заявил Игорь Алексеев.
Иногда коллективные ифтары превращаются в заорганизованные мероприятия, которые критикуют местные жители. Так, читатель «Кавказского узла», оставивший свой комментарий под одной из статей издания 12 июня, сообщил, что не посещает массовые мероприятия в Чечне, подобных которым не было во времена пророка Мухаммада, а «сам пророк разговлялся финиками и водою». Под критику местных жителей также попал коллективный ифтар, организованный в Грозном 11 июня руководством Чечни на средства фонда имени Ахмата Кадырова. В нем, по официальным данным, приняли участие порядка 20 тысяч человек. В меню был плов, сделанный поварами, которые специально приехали из Узбекистана. Часть грознецев увидели в мероприятии самопиар властей.
Игорь Алексеев упомянул Шатер Рамадана на Поклонной горе в Москве. По его словам, таких мест в России, где почти повсеместно живут мусульмане, должно быть больше. «Но здесь ситуация наверное как и с мечетями. Известно, что в Москве не все люди в мечети попасть могут, не всем места хватает, приходится на улице молиться. Так и с местами для ифтаров. Возможно, сделать их повсеместными в России сложно, в том числе по финансовым причинам», - полагает Игорь Алексеев.
С ним согласен главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Дмитрий Микульский, который утверждает, что традиция проведения массовых ифтаров восходит к эпохе пророка Мухаммада и праведных халифов.
«Исконно считалось, что во время ифтара трапезу должны вкушать не только члены одной семьи, жители одного квартала, но и любой нуждающийся – странник, путник, бедняк. Совместный ифтар – это очень важный и одновременно радостный элемент мусульманского поста», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Дмитрий Микульский.
По его мнению, возрождение такой традиции в России дело благое. «Потому что действительно любой нуждающийся может прийти поесть, кроме того, люди общаются между собой», - подчеркнул Дмитрий Микульский.
Как писал "Кавказский узел", Шатер Рамадана, в котором проводятся благотворительно-просветительские акции священного для мусульман месяца, организован в Москве в этом году в 13 раз подряд. 1 июня в Шатре Рамадана состоялся вечер Дагестана. Гости послушали стихотворения Расула Гамзатова, которому был посвящен праздничный ифтар, и Альфии Идрисовой, традиционные песнопения-нашиды в исполнении Али Магомедова и Гамзалава Гамзалова и угостились блюдами дагестанской кухни. Чиновники, пришедшие в Шатер Рамадана, действовали по разнарядке, сочли опрошенные тогда "Кавказским узлом" участники вечера.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29