Убитый в Губдене Хамутаев считался "старожилом" вооруженного подполья
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Алигаджи Хамутаев, убитый 17 декабря в спецоперации в селении Губден, возглавлял крупное объединение боевиков, справиться с которым силовикам не удавалось шесть-семь лет, заявили Милрад Фатуллаев, Ахмет Ярлыкапов и Орхан Джемаль. Обострение ситуации в регионе может быть связано с возвращением боевиков из Сирии, отметили эксперты.
Как писал "Кавказский узел", 16 декабря в селении Губден был введен режим контртеррористической операции. Силовики блокировали частный дом, а утром 17 декабря вступили в перестрелку с находившимися в нем предполагаемыми боевиками. Режим КТО отменили после того, как трое находившихся в доме человек были убиты.
Один из убитых опознан как Алигаджи Хамутаев - разыскиваемый с 2012 года лидер "губденской" группировки боевиков, причастный, по версии силовиков, к убийству восьми человек и нападении на автоколонну МВД. В доме были найдены удостоверение депутата собрания МО "Карабудахкентский район", а также несколько автоматов Калашникова, магазины к ним, патроны, пакеты с селитрой, бутылки с ацетоном и предмет, похожий на самодельное взрывное устройство, сообщил источник.
Алигаджи Хамутаев мог вернуться в Россию из Сирии
По словам главного редактора РИА "Дербент" Милрада Фатуллаева, Хамутаев был известен оперативникам шесть-семь лет. "Последние пять лет он находился в федеральном розыске. Но раньше он считался лишь сочувствующим подполью и радикальным взглядам. В последние годы о нем не было ничего известно. Возможно, он не находился на территории республики и как только вернулся, сразу попал в поле зрение силовиков", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Милрад Фатуллаев.
Милрад Фатуллаев считает, что стоит ожидать "усиления борьбы с экстремистами на Северном Кавказе". Он предположил, что это может быть связано с предстоящими президентскими выборами, завершением военной операции российских военнослужащих в Сирии.
"В Сирии остается осталось большое количество боевиков. Ирак и Сирия оказались, в основном, зачищены, и поэтому определенная часть боевиков может оказаться в России. Возможно возвращение радикальных представителей на территорию России", - говорит Фатуллаев.
"Одни уроженцы Северного Кавказа, самые радикальные, ехали в Сирию и Ирак умирать, как они считали, за правое дело. Другие хотели принять участие в боевых действиях и внести свой вклад в "джихадистское" движение. Третьи хотели жить в государстве с исламскими законами. И сейчас эти люди ищут новое применение – уезжают в новые страны, или же возвращаются на родину", - заметил Фатуллаев.
Депутатское удостоверение, найденное на месте спецоперации в дагестанском селе Губден, принадлежало одному из убитых, Магомед-Хабибу Касимову. Он в прошлом был депутатом собрания Карабудахкентского района.
Ранее группировку возглавлял Магомед-Али Вагабов
Алигаджи Хамутаев "действительно являлся старожилом дагестанского вооруженного подполья", отметил старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
По его словам, с 2014 года наблюдался спад активности дагестанского подполья. Как считает Ярлыкапов, "затишье было связано с тем, что произошел исход всех, кто хотел заниматься деструктивными делами, на территорию Ближнего Востока".
"Сейчас молодежь, которой не предложена альтернатива радикализму, продолжает поддаваться на агитацию ИГ*. Эта агитация уже не зовет новых сторонников на Ближний Восток, а направлена на то, чтобы они создавали террористические сети на местах. Они ориентируют своих последователей на то, чтобы устраивали хоть и примитивные, но теракты с применением подручных средств – те же ножи, автомобили. Заканчивается эпоха "Имарата Кавказа" (запрещенная в России судом террористическая организация. – Прим. "Кавказского узла") и наступает эпоха одиноких волков", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ярлыкапов.
От сложно организуемых групповых атак боевики "Исламского государства"* переходят к одиночным акциям, требующим минимальной организации и средств, прокомментировали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты августовские нападения на людей с ножом в Сургуте и Каспийске, а также теракты в Европе. Российские реалии предоставляют для идеологов ИГ* благодатную среду с протестной активностью, отмечает руководитель Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM Денис Соколов в материале "Соколов: в Сургуте ИГ* выиграло войну за умы мусульман".
По словам журналиста Forbes Орхана Джемаля, "губденская" группировка "являлась очень старой". "Ее возглавлял Магомед-Али Вагабов - один из грозных лидеров вооруженного подполья своего времени. После него уничтожались другие лидеры группировки, но на их место становились другие", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Джемаль.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ". Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказским узлом" собраны на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* - организация признана террористической и запрещена в России судом.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
03 ноября 2024, 16:24
-
03 ноября 2024, 14:26
-
03 ноября 2024, 10:38
-
03 ноября 2024, 09:42
-
03 ноября 2024, 07:53
-
03 ноября 2024, 06:02