Правозащитники: в Азербайджане парализована работа независимых НПО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Законодательство Азербайджана, регулирующее деятельность институтов гражданского общества, не соответствует стандартам Совета Европы и ОБСЕ. Из-за ограничений в законодательстве и уголовного преследования активистов ухудшилась среда для деятельности структур гражданского общества, иностранные доноры покинули страну, работа независимых НПО парализована, говорится в исследовании «Правовые ограничения деятельности структур гражданского общества Азербайджана", проведенном Центром мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД).
"Кавказский узел" сообщал, что президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ "О применении принципа "единого окна" при выдаче иностранных грантов на территории Азербайджана" 21 октября 2016 года. Документ вступил в силу с 1 января 2017 года. Координирующим государственным органом при выдаче грантов коммерческим структурам является Минэкономики, религиозным организациям – Госкомитет по работе с религиозными структурами, а остальным НПО и физическим лицам – Минюст.
В феврале 2014 года в Азербайджане были приняты поправки, в соответствии с которыми незарегистрированные Минюстом НПО фактически потеряли возможность пользоваться грантами. Теперь законодательство обязывает НПО каждые 90 дней сообщать в госорганы об изменениях в своих реестровых списках, введены новые правила проверок деятельности НПО и установлены новые виды нарушений, за которые полагаются крупные штрафы для НПО и их руководителей.
Проблема институтов гражданского общества в Азербайджане исследована в свете анализа практики стран "Восточного партнерства" Евросоюза, куда также входят Армения, Белоруссия, Грузия, Украина и Молдова.
«Целью исследования является проведение сравнительного анализа законодательства Азербайджана с законами других стран «Восточного партнерства», установление недостатков и ограничений в законодательстве, представление рекомендаций государственным органам, НПО, медиа и другим заинтересованным структурам Азербайджана по их устранению», - сказано в отчете ЦМВОД, распространенном 15 августа.
В документе отмечено, что в 2013-2015 годах в законодательство Азербайджана были введены нормы, создающие правовые препятствия для деятельности институтов гражданского общества. Они ухудшили работу НПО с трех точек зрения: регистрации НПО, грантов и доноров; финансирования НПО и санкций, применяемых в отношении НПО.
Анар Мамедли: деятельность большинства местных НПО оказалась парализованной
«Процесс регистрации НПО, грантов и доноров был существенно осложнен. Деятельность НПО без регистрации стала невозможной. Также стала обязательной регистрация грантов и самих доноров. В результате этих нововведений Азербайджан были вынуждены покинуть многие иностранные НПО и донорские институты. Деятельность большинства местных НПО оказалась парализованной», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» председатель ЦМВОД Анар Мамедли.
В рамках уголовных дел, расследуемых Следственным управлением по тяжким преступлениям генпрокуратуры Азербайджана, с 2014 года налоговым штрафам и замораживанию банковских счетов подверглись десять иностранных НПО. Они были вынуждены свернуть деятельность и покинуть страну. В их числе основанное в Оксфорде Oksfam, немецкие фонды Фридриха Эберта и Фридриха Наумана, американские НПО "Совет по международным исследованиям и научным обменам" (IREX), "Американская ассоциация юристов" (ABA CEELI), Национальный демократический институт (NDI), а также международные институт "Открытое Общество" (Фонд Сороса), организация «Взгляд на мир» (WVI) и ряд других.
Аналогичные санкции были применены также в отношении 17 местных НПО, в том числе ЦМВОД, Общества правого просвещения (руководитель - правозащитник Интигам Алиев), Института свободы и безопасности репортеров (на тот момент им руководил Эмин Гусейнов), Клуба прав человека (руководитель - правозащитник Расул Джафаров) и другие.
В 2013-2014 были арестованы и осуждены правозащитники Анар Мамедли, Гасан Гусейнли, Эмиль Мамедов, Башир Сулейманлы, Интигам Алиев, Расул Джафаров, Лейла Юнус и Ариф Юнус. Они были освобождены в 2015-2016 годах либо условно решениями судов, либо распоряжениями о помиловании.
Кроме того, из-за уголовного дела против НПО введен запрет на выезд из страны руководителями десяти местных НПО, а также 26 гражданским активистам и журналистам.
Глава ЦМВОД сообщил, что «за период с 2014 года стало невозможным осуществление серьезных по масштабу проектов, касающихся мониторинга и просвещения в области прав человека, выборов».
"Из-за создания препон для иностранных доноров реализация крупных проектов стала невозможной. Мы, ЦМВОД, не можем, в частности, проводить мониторинг выборов. Потому что нужны средства для обучения персонала, командировочных для поездок в регионы, закупки компьютерного оборудования, оплаты расходов за Интернет, мобильную связь, офисы, транспортные услуги. Гражданский сектор ведет работу на волонтерской основе. Удается только проводить небольшие исследовательские работы, как наш нынешний отчет. Небольшие средства выплачиваются непосредственным исполнителям на основе контрактов об услугах, которые облагаются налогами как коммерческие договора. То есть гражданскому сектору удается работать на этих условиях", - заявил Мамедли.
"Однако тем самым выхолащивается сущность поддержки гражданского общества. Поэтому доноры предпочитают финансировать проекты в странах, где созданы благоприятные условия для НПО», - добавил он.
Самед Рагимли: сроки регистрации НПО в Азербайджане противоречат рекомендациям Венецианской комиссии
"В законодательстве Азербайджана установлены очень длительные сроки для регистрации НПО. Они противоречат рекомендациям Венецианской комиссии Совета Европы. Так, Минюсту отводится 30 дней для рассмотрения обращения о регистрации НПО, и этот срок может быть продлен еще на 30 дней. Помимо этого, Минюст может возвращать документы для исправления недостатков и отказывать в регистрации, не поясняя в деталях причины отказа. На практике многие НПО годами не могут получить регистрацию даже обращаясь в суды. Все тот же ЦМВОД с 2008 года тщетно добивался регистрации", - сказал корреспонденту «Кавказского узла» один из соавторов исследования, эксперт в области права Самед Рагимли.
По его словам, из стран «Восточного партнерства» похожая сложная процедура регистрации НПО только в Белоруссии. В остальных странах программы регистрация осуществляется в течение 1-7 дней, сказал эксперт.
Рагимли также отметил, что «существуют серьезные проблемы для финансирования НПО, особенно из иностранных источников».
"B Азербайджане для финансирования НПО иностранными донорами требуется двухступенчатая регистрация. Необходима регистрация в Минюсте как самого донора, так и гранта. Кроме того, Минфин должен дать заключение о финансово-экономической целесообразности проекта. Среди стран «Восточного партнерства» только в Азербайджане и Белоруссии такая сложная и ограничительная система иностранного финансирования НПО», - заявил Рагимли.
По его словам, в последние годы было ужесточено административное законодательство в отношении НПО.
«НПО даже за небольшие административные проступки, технические недостатки в документации могут подвергаться штрафам на суммы, исчисляемые тысячами долларов», - продолжил Рагимли.
В целом, по его словам, местное законодательство об НПО противоречит статье 11-й Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рекомендациям Совета Европы и Венецианской комиссии.
"Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства", - сказано в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с текстом которой можно ознакомиться в разделе "Нормативные акты" на "Кавказским узле".
Губад Ибадоглу: помимо законодательных ограничений отсутствует нормальная среда
Соучредитель Центра экономических исследований и глава Центра общественных инициатив Губад Ибадоглу разделяет выводы, сделанные в докладе ЦМВОД.
«Действительно, в 2013-2015 годах в законодательство были приняты реакционные поправки, существенно усложнившие регистрацию грантов и иностранных доноров. Из-за критики международных организаций с 2016 года власти начали имитировать исправление ситуации. В январе этого года были изданы распоряжения президента о якобы упрощении процедур регистрации грантов и доноров по принципу "единого окна". Однако никакого реального упрощения не произошло. Так, иностранный донор обязан каждый раз регистрироваться, выдавая очередной грант. Кроме того, сохранен порядок одобрения Минфином "экономической целесообразности" проекта. Не случайно даже после «упрощения процедур» ни один проект независимых НПО не прошел регистрации в Минюсте», - сказал Ибадоглу корреспонденту «Кавказского узла».
Кроме того, по его словам, «сейчас расширены полномочия Минюста вплоть до проведения расследования документов НПО под предлогом борьбы с терроризмом».
«Помимо законодательных ограничений отсутствует нормальная среда. Активисты подвергаются арестам, закрыты офисы, заблокированы банковские счета, применены штрафы, произвольно начисляются налоги, не предоставляются конференц-залы для мероприятий, активисты подвергаются унизительным проверкам при выезде за рубеж и обратно, а многим выезд запрещен», - заявил Ибадоглу.
Представители властей Азербайджана отрицают наличие проблем для работы НПО и заявляют, что нововведения в законодательстве связаны необходимостью обеспечения прозрачности гражданского общества.
В заключении исследования выдвинуты девять рекомендаций. В частности, предлагается сократить сроки рассмотрения обращений о госрегистрации НПО до трех дней, как у коммерческих юридических лиц, или хотя бы до пяти дней.
Предлагается уточнить и сократить перечень оснований для отказа в регистрации НПО, существенно сократить суммы штрафов за правонарушения со стороны НПО, уменьшить число административных правонарушений, по которым НПО могут быть привлечены к ответственности.
Кроме того, рекомендуется разрешить принудительное приостановление деятельности или отмены регистрации НПО лишь в исключительных случаях, когда допущены серьезные нарушения закона.
"Кавказский узел" также информировал, что 6 июня азербайджанский Центр защиты политзаключенных обновил список политзаключенных. Общее число политзаключенных в списке составило 165 человек.
"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" размещена статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35
-
08 ноября 2024, 21:03
Арестован подозреваемый в покушении на главврача больницы в Карачаевске