2016 год для Дагестана ознаменовался проблемами на выборах, в ЖКХ и с правами человека
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Коммунальные проблемы Махачкалы и нарушения на выборах выделили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты в числе причин падения рейтинга главы Дагестана в 2016 году. Также эксперты указали на продолжающуюся практику массовой постановки на профучет МВД местных жителей, которая, по их мнению, не способствует стабилизации ситуации и будет продолжена в 2017 году.
На падение рейтинга Абдулатипова оказали влияние коммунальные проблемы Махачкалы, считают эксперты
Местные эксперты считают, что ряд событий, имевших место в 2016 году, "подкосил" как рейтинг главы республики, так и рейтинг его команды. В числе причин этого названы остающиеся ключевые коммунальные проблемы Махачкалы.
Рамазан Абдулатипов на момент своего назначения делал громкие заявления, и многие дагестанцы связывали с ним определенные надежды, но в последующем, когда люди стали видеть, что по факту ситуация не меняется, доверие местного населения начало падать, считает заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов.
Таким образом он подтвердил данные "рейтингов выживаемости губернаторов", составленных фондом "Петербургская политика" и холдингом "Минченко консалтинг", о снижении рейтинга главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.
По словам Магомеда Магомедова, о том, что доверие жителей Дагестана к Абдулатипову также поступательно снижается, говорят данные, которыми располагает "Черновик". В 2013 году, согласно данным фонда "Общественное мнение" (ФОМ), Абдулатипову доверяли 75%; в 2015 году, согласно исследованию Службы спецсвязи и информации ФСО России, - 12%, а в 2016 году, согласно опросу самого "Черновика", – 3-5%, привел корреспонденту "Кавказского узла" статистику журналист.
Отметим, что все упомянутые Магомедовым опросы не являются равнозначными, и точных данных о выборке и других тонкостях по ним нет.
Так, в одной из статей на сайте "Черновика" со ссылкой на сообщение пресс-службы президента и правительства Дагестана от 11 апреля 2013 года говорится о том, что на вопрос ФОМ "Как Вы считаете, руководитель вашего региона работает на своём посту хорошо или плохо?" 72,2% дагестанских респондентов дали положительную оценку. Информация об этом опросе на сайте ФОМ на данный момент отсутствует. Обычно в своих опросах фонд, согласно данным из его последних исследований, изучает мнение от 1500 до 3000 человек, а статистическая погрешность этих опросов не превышает 3,3-3,6%.
Согласно результатам исследования Службы спецсвязи и информации ФСО России в марте 2016 года, который также приводит "Черновик", на вопрос "Как вы относитесь к деятельности высшего должностного лица субъекта РФ, где вы живёте?" ответ "безусловно положительно" дали 7,8% опрошенного населения Дагестана, ответ "скорее положительно" – 17,4%. При этом данных о выборках и погрешностях опросов ФСО не приводится.
И, наконец, согласно опубликованным 23 декабря 2016 года "Черновиком" результатам опроса, проведенного газетой совместно с PR-агентством "Медиафакт", на вопрос о доверии к чиновникам Дагестана 2,2% местных жителей заявили, что полностью доверяют Абдулатипову, а 3,4% - "скорее доверяют". "Черновик" пишет, что на вопросы анкеты ответили 1 987 человек, указывая, что "такое количество респондентов в социологической науке считается вполне приемлемым для того, чтобы делать выводы о настроениях, царящих в обществе". Соцопрос проводился через сайт газеты, и основное ядро респондентов – это традиционные читатели "Черновика", отмечает издание.
Магомед Магомедов считает, что одной из причин падения рейтинга главы республики является то, что после многочисленных кадровых перестановок в мэрии Махачкалы в столице республики не решены ключевые коммунальные проблемы.
Схожего мнения относительно причин падения рейтинга Абдулатипова, о которых говорил Магомед Магомедов, придерживается и главный редактор еженедельника "Новое дело" Гаджимурад Сагитов. Он считает, что рейтинговый провал политики Абдулатипова также носит характер "планомерного следствия, накопленного годами".
По мнению журналиста, нередко федеральные эксперты при подсчете рейтинга того или иного субъекта или города дают одну оценку, а местное экспертное сообщество и население - совершенно противоположную.
Сагитов напомнил, что ранее Махачкала называлась в числе самых благоустроенных городов России. "Местные жители удивлялись данному факту, в то время как федеральные эксперты по рейтингам присвоили городу почетное звание. На данный момент местное экспертное сообщество и федеральные рейтинговые агентства сошлись в оценке деятельности республиканских властей", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Гаджимурад Сагитов.
Сагитов, так же, как и Магомедов, назвал среди признаков провала политики руководства республики то, что после многочисленных кадровых ротаций в Махачкале город "утонул в мусоре и коммунальных проблемах".
Дагестан не отличался высокими показателями в серьезных рейтингах, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев, указав на то, что "в регионе не развивается инфраструктура" и "нет серьезных инвестиций".
Тем не менее, как считает Гереев, не следует целиком и полностью винить местную власть, так как в решении большинства проблем республики наравне с местной должна участвовать и федеральная власть.
Эксперты констатируют дискредитацию института выборов в Дагестане
Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты также едины во мнении, что одним из ключевых факторов, ударивших по рейтингу Абдулатипова в 2016 году, стали допущенные в ходе выборов многочисленные нарушения.
По мнению Гаджимурада Сагитова, вся ответственность за нарушения на выборах лежит на руководстве республики.
"Появление на политическом поле республики Максима Шевченко, партии "Народ против коррупции" и их раздражительное поведение в связи с проявлением конкуренции на выборах говорило о неуверенности власти, что, естественно, и отразилось на настроениях в обществе",- заявил эксперт.
"Факты нарушения на выборах носили доселе не виданный массовый характер и благодаря техническим средствам данные нарушения стали достоянием широкой общественности", - отметил Гаджимурад Сагитов.
По словам Магомеда Магомедова, громкие заявления о нарушениях в Дагестане и отсутствие реальных действий в связи с этим лишь подтвердили процесс легитимации выборов.
Журналист отметил, что по итогам проверок Центризбиркома по Дагестану практически нигде определенных весомых решений принято не было, а массовое увольнение председателей УИК после выборов 18 сентября он назвал "показухой".
Сам факт внимания Центризбиркома России к Дагестану не является чем-то новым, отметил Руслан Гереев, указав на то, что из года в год руководители ЦИК также говорили о нарушениях на выборах в республике, но реальных мер так и не было принято.
Эксперты указали на внеправовую практику массовой постановки людей на профучет МВД
Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты также указывают на то, что в 2016 году в Дагестане приобрела широкие масштабы практика постановки местных жителей на профилактический учет в полиции.
"В то время как сотрудники ФСБ борются с людьми, которые ведут деятельность антигосударственного характера, активизировалось освобождённое от части функций МВД, чтобы оправдать свое существование как структуры", - заявил Гаджимурад Сагитов
Характер и массовость постановки на профучет МВД не претерпели существенных различий в работе полицейских за прошедший год, считает Руслан Гереев. При этом, по его словам, в 2016 году данная сторона работы силовых структур приобрела известность в широких кругах населения.
"Целенаправленно расширять базу тех, кто стоит на профучете, силовые структуры не заинтересованы, потому что за каждую единицу им придется отвечать", - уверен Гереев.
Первое полугодие 2016 года было ознаменовано массовой постановкой на учет жителей Дагестана, а также рейдами на спортивные залы Махачкалы, отметил Магомед Магомедов. Во втором полугодии 2016 года, как считает Магомедов, произошла резкая смена тактики работы сотрудников силовых структур – вместо массовых облав они стали вести точечную работу.
"Это можно связать с тем, что в Дагестане сменился первый заместитель министра МВД. На эту должность пришел человек, который имеет очень большой опыт работы в ГУ МВД по городу Москве именно по линии ЦПЭ (Центр по противодействию экстремизму)", - рассказал Магомедов. По его словам, на характер действий силовиков повлияла и смена начальника Главного управления МВД по СКФО.
При этом, по словам журналиста, в республике снова участились похищения молодых людей и бессудные казни, за которыми могут стоять силовики. В качестве примера он назвал гибель 23 августа 2016 года в Шамильском районе братьев Наби и Гасангусейна Гасангусейновых из села Гоор-Хиндах. Молодые люди, по данным силовиков, были причастны к вооруженному подполью и были убиты ответным огнем, при том, что односельчане братьев заявили, что убитые никак не были связаны с боевиками.
Как предположил Магомедов, незаконные действия силовиков способствовали активизации находящихся в подполье боевиков, которые в последние дни 2016 года совершили несколько нападений на полицейских.
Созданная МВД Дагестана система оперативного учета по религиозному признаку не соответствует федеральным нормативным актам, затрагивает права и свободы граждан, в том числе право на свободу совести и вероисповедания, право на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения, имущественные и политические права, считает эксперт СПЧ, дагестанский адвокат Расул Кадиев.
По мнению Кадиева, эта практика, по сути, не является профилактической, а создает условия для криминализации лиц, попавших на учет.
Кадиев представил подготовленный им для СПЧ доклад, в котором говорится, что по итогам 2015 года в столице Дагестана на профучете в полиции состояли 5903 человека, в том числе 2776 определены как "религиозные экстремисты". В 2014 году, согласно данным махачкалинской полиции, на учете состоял 1581 "приверженец религиозно-экстремистских течений", а годом ранее – 719.
Согласно данным из полиции других муниципальных образований, на конец 2015 года на профучете в городе Дагестанские Огни по категории "религиозный экстремист" состояли 117 человек, из которых 21 – женщины. В Дербентском районе на конец 2014 года на профучете состояло 264 человека, которых силовики обозначили как "ваххабиты", 50 из них – женщины.
Как считает Кадиев, в 2017 году практика постановки на профучет жителей Дагестана продолжится, но будет видоизменена.
"Одним из факторов этого видоизменения является то, что дагестанские силовые структуры уже практикуют постановку на учет не только взрослых, но и детей. Показателем усиления данной политики является недавнее объявление о создании интерната для детей боевиков", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Расул Кадиев.
"Практика постановки на учет и действия сотрудников МВД по признаку религиозной принадлежности может распространиться на всю территорию Российской Федерации",-считает адвокат.
Сейчас постановка на профилактический учет в Дагестане грозит не только за религиозные взгляды, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Елена Денисенко, которая сама, по ее словам, состоит на таком учете в полиции.
По словам Денисенко, особенностью 2016 года можно назвать то, что жители Дагестана все чаще стали обращаться в суды с требованием снять их с профучета МВД. На данный момент существует как минимум три решения суда, которые обязывают силовые структуры снять определенного человека с профучета, отметила адвокат, добавив, что ни одно из этих решений все еще не выполнено.
Денисенко констатирует увеличение обращений граждан за помощью в снятии с профучета. Как сообщила Денисенко, если в 2015 году к ней обратилось за помощью в этом порядка 25 человек, то в 2016 году таких обращений было более 50.
По мнению Денисенко, обращений в суд с заявлениями о снятии с профучета МВД могло быть на порядок больше, если бы люди не опасались негативных последствий.
Адвокат считает, что если граждане не будут подавать в суд по незаконные постановки на учет, то и в 2017 году "тенденция постановки на учет всех подряд возрастет".
"Если люди будут оспаривать постановку в судебном порядке, и если такого рода обращения приобретут массовых характер, то, возможно, МВД республики прекратит практику безразборной постановки на учет", - подытожила Денисенко.
Новости о событиях в регионах юга России, связанных с прошедшими 18 сентября 2016 года выборами, "Кавказский узел" публикует на странице "Выборы в России-2016". Материалы о ситуации в столице Дагестана размещаются на тематической странице "Кризис в Махачкале". Также "Кавказский узел" следит за вооруженным конфликтом в Дагестане и ведет хронику происходящих в республике спецопераций, обстрелов, терактов и похищений людей.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
03 ноября 2024, 16:24
-
03 ноября 2024, 14:26
-
03 ноября 2024, 10:38
-
03 ноября 2024, 09:42
-
03 ноября 2024, 07:53
-
03 ноября 2024, 06:02