Четыре жительницы Сочи пожаловались на бездействие следствия по делу о мошенничестве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вложившие деньги в коллективный бизнес жительницы Сочи утверждают, что были обмануты и не могут добиться возвращения своих средств, при этом следствие необоснованно приостанавливает расследование их дела. Женщины пожаловались на следователя в суд. Заемщица, которую сочинки обвиняют в мошенничестве, заявила, что брала деньги, но расплатиться с потерпевшими не может.
Сообщение от жительниц Сочи Нины Стуловой, Ларисы Шевелевой, Этери Джангджавы и Жанны Козаевой о том, что они стали жертвами мошенничества и не могут добиться возвращения своих денег, поступило на SMS-сервис "Кавказского узла". "Нарушены наши права, издевательство со стороны полиции и прокуратуры, лишены доступа к правосудии. Просим помощи", – говорилось в сообщении.
Потерпевшие: следствие не оповещает нас о своих решениях
Женщины рассказали корреспонденту "Кавказского узла", что в 2013 году отдали деньги местной жительнице Любови Гараевой, родственнице высокопоставленного сотрудника полиции, для организации коллективного бизнеса по продаже в Сочи одежды из Турции. Однако впоследствии вкладчицы выяснили, что статус индивидуального предпринимателя у Гараевой был ликвидирован еще в 2012 году. Переданные деньги они вернуть так и не смогли. Женщины утверждают, что они не единственные, кто давал деньги Гараевой. В первую очередь речь идет о пожилых людях, некоторые из которых уже скончались, так и не дождавшись возвращения средств, заявили вкладчицы.
4 декабря вкладчицы провели собрание, на котором подготовили коллективную жалобу к генеральному прокурору. Согласно жалобе, копия которой имеется в распоряжении "Кавказского узла", Стулова отдала организатору коллективного бизнеса 495 000 рублей, Шевелева – 1 600 000 рублей, Джанджгава – 400 000 рублей и 16 500 долларов, Козаева – 25 000 долларов. Передачи денежных средств были зафиксированы в расписках с указанием сроков, когда их необходимо было вернуть.
В жалобе к генпрокурору женщины пишут, что организатор бизнеса действовала "обдуманно и спланировано", злоупотребила их доверием и тратила полученные деньги "на покупки дорогих подарков себе и членам своей". После многочисленных жалоб вкладчицам в январе 2016 года удалось добиться возбуждения уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч.4, ст.159 УК России).
По мнению заявительниц, должным образом дело не расследуется. 26 октября следствие было приостановлено уже в четвертый раз. Сегодня вкладчицы обратились в суд с жалобой на бездействие следователя. Копия документа имеется в распоряжении "Кавказского узла".
"Прошло более 11 месяцев, но ни одной из потерпевших не выданы постановления о возбуждении уголовного дела... Дело без оснований, со слов следователя, приостанавливалось четыре раза, и сам же следственный орган это отменял. Однако никому из потерпевших не были направлены процессуальные документы о приостановлении или о возобновлении уголовного дела", – пишут они.
Потерпевшие выражают несогласие с тем, что Любовь Гараева в деле фигурирует как неустановленное лицо, несмотря на наличие расписок, подтверждающих передачу средств, и проведение очных ставок.
Представитель суда Центрального района Сочи Наира Вартанян сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что заявление о бездействии следствия действительно поступило, зарегистрировано и будет рассмотрено в течение пяти дней.
Гараева не отрицает, что брала деньги, но остается в деле "неустановленным лицом"
Ведущий дело следователь Андрей Новак подтвердил корреспонденту "Кавказского узла", что приостановил дело, поскольку подлежащее уголовному преследованию лицо не установлено.
"В настоящее время проводится почерковедческая экспертиза для установления принадлежности почерка на расписках", – отметил он.
Новак заверил, что его решение о приостановлении дела никак не связано с родственными связями женщины, которую потерпевшие требуют привлечь к ответственности.
Сама Любовь Гараева сказала корреспонденту "Кавказского узла", что действительно брала у потерпевших деньги под расписки.
"Да, я брала деньги, я писала расписки, но сейчас у меня нет бизнеса. Я его закрыла в 2012 году. Мне нечем в настоящее время вернуть деньги – кризис. Многие люди, у которых я занимала деньги, это понимают. Но есть такие, кто не хочет ждать и устраивает конфликты. Но Бог все видит!" – заявила она.
Гараева подтвердила, что ее сын работает в правоохранительных органах. Но, с ее слов, никакого отношения к делу он не имеет и в следствие не вмешивается.
"Если суд присудит мне платить? Ну что ж, буду отдавать со своей пенсии. Сейчас идет следствие, и я давала все пояснения", – сказала она.
Сведения о том, что индивидуальный предприниматель "Гараева Любовь Павловна" был ликвидирован 2 августа 2012 года, находятся в открытом доступе. ИП был зарегистрирован 3 апреля 2006 года для розничной торговли одеждой, обувью и изделиями из кожи, причиной ликвидации стало собственное решение предпринимателя, сообщается на портале Rusprofile.ru.
Юрист: действия следователя могут расцениваться как злоупотребление полномочиями
Если четверо потерпевших указывают на одного человека и предъявляют расписки о том, что именно этот человек брал у них деньги, то приостановка дела под предлогом неустановления лица, подлежащего уголовному преследованию, необоснованна, заявил корреспонденту "Кавказского узла" не участвующий в деле адвокат, заведующий сочинским филиалом Коллегии адвокатов Москвы Александр Бойченко.
По его мнению, тот факт, что дело приостанавливалось четыре раза, может указывать на умышленную волокиту в интересах предполагаемого подозреваемого (ст.316 УК "Укрывательство преступлений") и рассматриваться как злоупотребление следователем своим положением (ст.285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями").
"Данный маневр используют недобросовестные следователи, когда надо до бесконечности затянуть дело", – пояснил Бойченко.
Он также отметил, что, согласно п.1 ст.162 УПК России, срок предварительного следствия уголовного дела составляет максимум два месяца. "То есть, если дело было возбуждено 13 января, то должно быть завершено 13 марта", – указал он.
Вместе с тем, согласно п.6 той же статьи, при возобновлении производства по делу следователю дается еще один месяц на предварительное следствие, отметил Бойченко. Нарушения сроков следствия и незаконные постановления о приостановке расследования должны быть обжалованы в прокуратуре и суде, подтвердил юрист.
По словам Бойченко, то, что потерпевших не информируют о ходе следствия, нарушает ч.2 ст.24 Конституции, по которой госорганы обязаны обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Если потерпевшему отказано в получении процессуальных документов, он также должен обжаловать это через прокуратуру и суд, указал адвокат.
По оценке Бойченко, освобождена от уголовной ответственности из-за истечения сроков преследования Гараева, если она будет привлечена к ответственности, не может, поскольку если ущерб от преступления составляет больше миллиона рублей, оно квалифицируется как тяжкое. В этом случае срок привлечения к уголовной ответственности составляет десять лет с момента преступления.
Экспертиза расписок подтвердила получение Гараевой денежных средств
Адвокат потерпевших Родион Пономарев сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что оригиналы расписок у потерпевших изымались с нарушением закона – в отсутствие понятых. Сегодня следователь оригиналы расписок вернул.
"Экспертиза проведена, и она установила, что почерк на расписках, данным потерпевшим, принадлежит Гараевой", – сообщил он.
При этом на просьбу ознакомить участников уголовного процесса с результатами экспертизы следователь сегодня ответил отказом, объяснив это тем, что "с материалами предварительного следствия знакомиться нельзя", добавил Пономарев.
В УПК нет прямого запрета на знакомство с материалами предварительного следствия, прокомментировал ситуацию Александр Бойченко.
"Все это выдумки следователя, нарушающие статью 24 Конституции РФ и право участников процесса на знакомство с материалами дела", – считает он.
Юрист также подтвердил, что изъятие расписок без понятых является нарушением статьи 170 УПК, которая обязывает следователя привлекать к данному процессуальному действию не менее двух понятых. Адвокат согласился с тем, что потерпевшим необходимо добиваться от уполномоченных органов проверки как в отношении Любови Гараевой, так и в отношении ведущего дело следователя.
"Также правильным является решение адвоката потерпевших обжаловать действия следователя в суд", – отметил Александр Бойченко.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
13 ноября 2024, 00:44
-
12 ноября 2024, 14:07
-
12 ноября 2024, 13:56
Житель Карачаево-Черкесии получил 12 лет колонии за хранение взрывных устройств
-
12 ноября 2024, 13:09
Дело о дискредитации армии ахтубинцем Журавлевым дошло до суда
-
12 ноября 2024, 13:00
-
12 ноября 2024, 12:25