Правозащитники включили 166 человек в новый список политзаключенных Азербайджана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Три четверти списка политических заключенных, разработанного тремя правозащитными организациями Азербайджана, составили жители страны, которых власти преследуют за их религиозные убеждения. В новый список вошли все 94 человека, которых ранее политзаключенными признала другая рабочая группа из числа активистов, журналистов, юристов и правозащитников.
Как писал "Кавказский узел", последняя версия списка политических заключенных, который составила и продолжает обновлять рабочая группа активистов гражданского общества Азербайджана была опубликована 17 октября. В этом списке 94 человека.
18 октября, на следующий день после публикации последней версии вышеупомянутого списка, Институт мира и демократии, общественный альянс "Азербайджан без политзаключенных" и Центр мониторинга политзаключенных представили свой список из 166 человек, которые признаны представителями этих организаций политическими заключенными.
В новом списке 120 из 166 человек - верующие
Презентация нового списка прошла в офисе "Объединения интеллигенции Азербайджана", передает корреспондент "Кавказского узла". Среди тех, кто представлял новый список, была и директор Института мира и демократии Лейла Юнус. Вышедшая на свободу в декабре 2015 года правозащитница находится сейчас в одной из европейских стран и выступала по Skype.
Власти больше всего сейчас боятся верующих
"В настоящее время в Азербайджане в общей сложности 166 "узников совести" и политзаключенных. Число политзаключенных постоянно меняется. Власти Азербайджана по настоянию местной и международной общественности освобождают одну группу, а затем арестовывают другую. 120 человек из этого списка – верующие. Это свидетельство того, что власти больше всего сейчас боятся верующих", – сказала на презентации Лейла Юнус.
Новый список формировался на основе критериев, установленных в резолюции ПАСЕ № 1900 от 3 октября 2012 года об определении критериев понятия "политзаключенный", пояснил на презентации координатор альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюлалыев.
В новом списке оказались все те, кто был включен в "список девяноста четырех". Список 166 политзаключенных разделен на группы: "Журналисты и блогеры" – семь человек, "Писатели/поэты" – двое, один человек, Алиаббас Рустамов, указан в разделе "Правозащитники", пятеро – в группе "Молодежные активисты", еще семеро – в группе "Политики, активисты политических партий". Наибольшей группой, действительно, оказались "Верующие", среди которых 120 человек. Кроме того, в списке указаны пятеро человек из группы "Политические заложники", трое – из группы "Бывшие представители власти" – 3, а также 15 осужденных из тех, кто отбывает пожизненное заключение. В отдельную категорию попал активист Васиф Ибрагимов – как "Осужденный в связи с беспорядками в Исмаиллы в январе 2013 года".
Разница в количестве политзаключенных между списками вызвана методикой определения, пояснил Огтай Гюлалыев.
"У нас список получился более многочисленным, потому что мы включили в списки всех арестованных по "Нардаранскому делу" в различных регионах страны, – а это 80 человек, хотя по части из них пока нет конкретных материалов. Мы исходили из того, что если главные фигуранты – лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и его соратники, которые признаны политзаключенными, значит других верующих, арестованных по этому делу, надо тем более считать таковыми. Ведь они пострадали только из-за своей поддержки Талеха Багирзаде", – сказал он.
26 ноября 2015 года в поселке Нардаране, азербайджанском центре шиитского ислама, силовики задержали 14 членов движения "Мусульманское единство". Протестующие жители поселка устроили массовые беспорядки, в ходе которых были убиты семь человек. После этого задержания сторонников "Мусульманского единства" начались уже по всей стране. В "Справочнике" "Кавказского узла" опубликована статья "Нардаран", в которой рассказывается о конфликтной ситуации, сложившейся в поселке за последние годы, и приводится хроника преследования обвиняемых по делу Талеха Багирзаде и его сторонников.
В "списке ста шестидесяти шести" в категории "Пожизненно заключенные" указаны 15 человек, в то время как в списке "94" их только трое, отметил на презентации руководитель Центра мониторинга политических заключенных Эльшан Гасанов.
"15 человек – это бывшие офицеры отряда полиции особого назначения (ОПОН), бывшие члены воевавшего в 1992 – 1993 годах в Карабахе отряда "Гарангуш" и осужденные по делу бывшего премьер-министра Сурета Гусейнова", – сказал другой соавтор списка Гасанов.
Ранее политзаключенными были признаны только офицеры ОПОН Эльчин Амирасланов, Сафа (Шафа) Поладов и Ариф Казымов (Казимов), такое решение в начале 2000-х годов приняли эксперты Совета Европы. Однако азербайджанские правозащитники считают, что остальные 12 пожизненно осужденных также подверглись наказанию по политически мотивированным делам.
"На момент их осуждения в Азербайджане не было наказания в виде пожизненного заключения. После отмены смертной казни им заменили это наказание автоматически на пожизненное заключение. Однако на момент их осуждения такого наказания не было и, согласно требованиям Европейской конвенции, им должны были назначить альтернативное смертной казни наказание, то есть 15 лет лишения свободы", – пояснил правозащитник.
Еще одним новым человеком в "списке 166" является журналист Джавид Ширалиев, осужденный в мае 2016 года к пяти годам лишения свободы по обвинению в вымогательстве.
Состав нового списка на презентации поддержали ведущие активисты гражданского общества страны, представители интеллигенции и независимых медиа. Среди них: председатель Национального совета демократических сил (НСДС ) Джамиль Гасанли, директор агентства Turan Мехман Алиев, главред газеты "Хурал" Аваз Зейналов, главред газеты "Толыши садо" Гилал Мамедов, правозащитники Эльчин Мамед, Самира Агаева, Талех Хасмамедов, юристы Намизад Сафаров, журналист Натиг Адилов и другие.
Председатель партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли на презентации выступил с предложением выделить в списке отдельно арестованных членов его партии.
"Наша партия подвергается самым мощным репрессиям, и это требует отдельного внимания, – заявил он, отметив, что сейчас заключенными являются 11 членов ПНФА, однако в списках они указаны в разных подгруппах в зависимости от специфики их дел.
Замечание Керимли авторы списка приняли во внимание. Также на церемонии выступил глава НСДС Джамиль Гасанлы, призвав объединиться "демократов, исламистов, представителей других политических и религиозных течений, чтобы вместе отстаивать права всех, кто был незаконно арестован или подвергнут преследованиям".
Лейла Юнус в заключение встречи особо акцентировала внимание на необходимости выявления тех, кто причастен к неправомерным задержаниям, пыткам, незаконным судебным решениям. Эти люди должны быть привлечены к ответственности, подчеркнула она.
Авторы "списка 94": оба списка являются достоверными, разница лишь в методиках
Разночтение в списках ста шестидесяти шести и девяноста четырех политзаключенных связано в первую очередь с тем, что рабочая группа второго списка признавала политзеками лишь тех, о ком обладала полной информацией, пояснила корреспонденту "Кавказского узла" член этой рабочей группы, журналистка Хадиджа Исмайлова.
"В отношении остальных мы продолжим собирать информацию, то есть те, кто потенциально могут стать политзаключенными, находятся под нашим мониторингом", – сказала Исмайлова.
"Список 94" был принят на основе консенсуса и с участием в обсуждениях в том числе и авторов нового списка, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" еще один представитель рабочей группы по созданию первого списка, глава Клуба прав человека Расул Джафаров.
"Никаких проблем нет, мы готовы к сотрудничеству с коллегами и сотрудничаем с ними, поскольку у нас общая цель – добиться освобождения всех политзаключенных. У нас могут различия в методологических подходах, но это не сбивает нас со стратегического пути. Наш список не окончателен", – сказал Джафаров.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, которые освещаются "Кавказским узлом", опубликованы на специальной тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, "Кавказским узлом" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21