Александр Искандарян: власти Армении испугаются только полумиллиона манифестантов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Спрос на протесты в Армении в последние годы является огромным, однако на фоне слабой оппозиции и децентрализованных протестных движений власти отказываются слышать жителей страны, заявил в интервью «Кавказскому узлу» директор и основатель Института Кавказа, политолог Александр Искандарян. Протесты в Армении будут возникать до тех пор, пока в стране не появится реальная политическая оппозиция, считает политолог.
С 17 июня, после решения о повышении тарифов на электроэнергию, в Армении начались протестные акции. На проспекте Баграмяна произошли столкновения демонстрантов с полицией. Власти республики пошли навстречу протестующим, пообещав провести аудит ЗАО, до окончания которого правительство будет субсидировать повышенный тариф. Российские политики заявляли, что рассчитывают на скорейшее урегулирование ситуации в Армении.
Чтобы добиться отмены решения о повышении тарифов на электроэнергию, протестному движению необходимы новые методы, констатировали в сентябре общественные и политические деятели Армении. Однако повышение цен на электроэнергию стало лишь поводом для активизации протестного движения в Армении, заявили опрошенные "Кавказским узлом" армянские эксперты. Истинные причины протестных настроений они видят в массовом недовольстве социальной ситуацией в стране и властью.
«Митинговавшие не вышли за пределы своего социального круга»
Основной проблемой митинговавших является то, что они не смогли выйти за пределы своего социального круга, заявил в интервью «Кавказскому узлу» Александр Искандарян.
«Можно сказать, что в основном митинговали «люди из «Фэйсбука», которые могут собираться вместе с помощью соцсетей. И в основном люди собирались на протестные мероприятия вечером – допустим, какой-нибудь менеджер, отработав днем, приходил на акцию. Затем он мог остаться протестовать на ночь, но ведь утром ему все равно нужно идти на работу», - заметил политолог.
По его словам, для того, чтобы власти прислушались к мнению митингующих, необходимо было вывести на улицы не менее полумиллиона человек. Тогда как количество участников акций в Ереване «измерялось тысячами», заявил политолог.
«Даже очень молодой, здоровый, воодушевленный человек – не может не спать пять ночей, и приходить регулярно на акции протеста. И сколько таких людей можно собрать на протестные акции? Уверен, что количество измеряется тысячами. Тогда как для достижения результата, чтобы власть испугалась, необходимо собрать вместе не менее полумиллиона протестующих», - сказал Александр Искандарян.
Не менее важным моментом являлось то, что у протестного движения отсутствует лидер, заметил директор Института Кавказа. «Протесты в Армении были децентрализованными. Более того, протестующие отвергали предложения о создании иерархии, структуры [в своем протестном движении]», - заметил политолог.
«Оппозиция исчезла с политического поля Армении»
Данная ситуация сложилась на фоне того, что оппозиция в Армении «как политическая сила исчезла», считает Александр Искандарян.
«В последние годы укреплялись позиции «республиканцев» (правящей Республиканской партии, - прим. «Кавказского узла»), они победили на президентских и парламентских выборах, на местных выборах в Ереване. Одновременно с этим шел процесс «маргинализации» оппозиции. К февралю текущего года она фактически исчезла с политического поля Армении», - привел свою точку зрения политолог.
«Да, в парламенте есть депутаты от оппозиционных партий. Но «республиканцы» на них не обращают никакого внимания. А их митинги, этих оппозиционных партий, собирают меньше людей, чем митинги «самоорганизовавшейся» молодежи», - добавил Александр Искандарян.
Вместе с тем «спрос на протесты в Армении является огромным», считает директор и основатель Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
«Даже условный работяга с кувалдой, который работает и не имеет возможность участвовать в акциях протеста, приходя домой с работы – он ведь на кухне говорит то же самое, что и манифестанты. Спрос на протесты в Армении – большой, а предложений – нет. И до тех пор, пока в стране не родится политическая оппозиция, не заработает нормальная партийная система – в Армении будут время от времени вспыхивать молодежные протесты», - прогнозирует политолог.
«Манифестанты сознательно не шли на контакт с властями»
У участников акций в Армении были пусть неоправданные, но все же надежды на то, что в стране можно что-то изменить, также отметил в интервью «Кавказскому узлу» Александр Искандарян.
В этой связи он привел пример с выборами президента Армении в 2013 году, когда за оппозиционного кандидата Раффи Ованнисяна проголосовало 36,75% избирателей. По мнению политолога, уже тогда было понятно, что люди голосуют не за Раффи Ованнисяна, а против Сержа Саргсяна.
«Это было «негативное» голосование, голосование против Саргсяна. Протесты в Армении тоже были связаны с тем негативом, который манифестанты испытывали к властям. Именно поэтому они не пошли митинговать к офису «Электросетей Армении», именно поэтому они сознательно не шли на то, чтобы начать взаимодействовать с властями», - заявил Александр Искандарян.
Перекрывшие проспект Баграмяна манифестанты не хотели говорить о проблеме ценообразования тарифов на электроэнергию и о продаже «Электросетей Армении». Они в целом протестовали против существующего в стране политического режима, констатировал Александр Искандарян.
«Протесты в Армении не приведут к потере Нагорного Карабаха»
Политолог также обратил внимание на то, что любое протестное движение на постсоветском пространстве Россия воспринимает как антироссийское.
«Я не сторонник конспирологических теорий и не считаю, что протесты были инспирированы извне. Об этом и говорит разная реакция на протесты в Армении, которая наблюдалась в России, Грузии, Азербайджане и на Украине. Каждая страна реагировала по-разному, с точки зрения своей политической парадигмы. Что касается России, то российские СМИ вообще в последнее время смотрят на мир через призму «оборонного сознания». Для них весь мир, и особенно соседние государства – это такие страны-«майданы», - привел свою точку зрения Александр Искандарян.
Политолог также сравнил ситуацию в Армении с протестным движением на Украине в 2013—2014 годах, называемом "Евромайданом".
«Есть главное отличие – на Украине можно легко мобилизовать многомиллионную протестную массу. К тому же к протестам на Украине, в том числе, привели этнокультурные и субэтнические разногласия. В армянском обществе тоже есть разделение – но оно в основном социальное», - заметил Александр Искандарян.
При этом, по его словам, массовые протесты в Армении не приведут к потере Арменией Нагорного Карабаха, как это произошло в ситуации с Украиной, потерявшей Крым.
«Армянское общество, даже на фоне протестов, не считает, что существует угроза потери Нагорного Карабаха. В том момент, когда общество поймет, что такая угроза есть - оно сразу же мобилизуется. По этому вопросу в нашем обществе есть полный консенсус», - подчеркнул Александр Искандарян.
"Кавказский узел" освещает развитие событий, связанных с повышением электротарифов в Армении, в "Хронике протеста против новых цен на электроэнергию в Армении". Новости на эту тему публикуются на странице "Протесты в Армении".
-
25 ноября 2024, 08:54
-
25 ноября 2024, 05:57
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25