Прихожане заявили о недоверии следствию по делу об убийстве Махмутова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Убийство заместителя имама аула Иргаклы Ставропольского края Замирбека Махмутова не может быть связано с внутрирелигиозными конфликтами, считают представители ногайской общины. Они опасаются, что убийство, как и другие аналогичные преступления в регионе, раскрыто не будет.
Как сообщал "Кавказский узел", тело Замирбека Махмутова было обнаружено утром 20 августа. Родственники Махмутова связывают убийство с его профессиональной деятельностью. Прихожане мечети в селе Иргаклы сообщали, что Замирбек Махмутов пользовался большим авторитетом в местной мусульманской общине.
Убийство заместителя имама аула Иргаклы Степновского района Ставропольского края Замирбека Махмутова не связано с его деятельностью, предположил муфтий Ставрополья Мухаммад Рахимов. По его словам, угрозы в адрес Махмутова не поступали. О том, что убийство может привести к обострению межконфессиональных и межэтнических отношений в крае, заявили в свою очередь опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Прихожане опасались за жизнь Махмутова
Большинство местных жителей связывают убийство с религиозной деятельностью Махмутова, заявили корреспонденту "Кавказского узла" его односельчане. Убийство стало для них настоящим шоком, сказал на условиях анонимности член ногайской общины села Иргаклы.
"Замирбека знали как миролюбивого человека, который был очень полезным для общества и для уммы. Он был человеком, к которому люди обращались за советом, он был носителем исламских знаний. Настроения в общине разные, но из среды соблюдающих мусульман все были огорчены и расстроены", – сообщил он.
По словам члена общины, есть и те, кто относятся к фигуре Махмутова с недоверием.
"Среди несоблюдающих мусульман есть такие мнения: "наверное, есть за что убивать", "просто так не убивают", "заслужил наверное". С молчаливого согласия таких людей и убивают наших духовных лидеров, и их это вообще не заботит, – заявил он. – Им выгодно, чтобы их не осуждали за употребление алкоголя и другие грехи и новшества. Если бы народ был сплочен, то после каждого такого громкого убийства требовали бы справедливого и немедленного расследования".
Мы всегда переживали за него, так как знали, что авторитетных мусульман убивают в нашем регионе
В целом Замирбек Махмутов пользовался у прихожан большим уважением, продолжил представитель ногайской общины.
"В глубине души мы всегда переживали за него, так как знали, что авторитетных и знающих мусульман убивают в нашем регионе. Замирбек был одним из немногих таких людей. Пообщавшись с родственниками, жителями села и гостями, можно сделать однозначный и единогласный вывод, что убийство связано с религиозной деятельностью Замирбека", – сказал он.
Махмутов стал шестой жертвой среди мусульманских активистов на Ставрополье с 2012 года. 21 июля 2014 года сотрудниками правоохранительных органов был убит активист Алмаз Абдулнасыров, 14 июня 2014 года после вызова на беседу с сотрудниками ФСБ был найден мертвым Замир Таибов. 30 декабря 2013 года было обнаружено тело члена мусульманской общины Ибрагима Нурова, 6 ноября 2013 года скончался задержанный силовиками заместитель имама села Канглы Мансур Аджигисиев. 13 февраля 2012 года в Пятигорске при взрыве автомобиля погиб заместитель муфтия края Курман Исмаилов.
У Махмутова не было конфликтов с местными жителями, но на него обращали внимание правоохранительные органы, заявил корреспонденту "Кавказского узла" житель Иргаклы Мансур.
"Правоохранительные органы регулярно вызывали его на допросы, изымали компьютер, проявляли пристальный интерес к нему. У ногайской общины с другими общинами не было конфликтов, все живут мирно. Во время джаназа (погребальной молитвы — прим. "Кавказского узла") один из родственников убитого публично заявил, что Замирбека убила система, так же, как и других мусульман; что это дело рук одних и тех же; что власть не оставляет в покое нас", – рассказал Мансур.
По его мнению, власти необходимо начать вести полноценный диалог с мусульманами.
"Так дальше нельзя, надо что-то с этим делать. Конечно, в рамках закона, необходимо вести диалог. Мусульмане не враги этой страны, это нужно понять", – заключил местный житель.
Махмутов выступал против "Исламского государства"
21 августа после джума-намаза (пятничная молитва – прим. "Кавказского узла") в Иргаклы состоялось собрание, на котором новым заместителем имама был избран Батырбек Аджигисиев. Иргаклы насчитывает около четырех тысяч жителей, основная часть сельчан не практикуют ислам, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" прихожанин местной мечети Абдул-Алим.
"Мечеть посещают примерно пятьдесят человек. Конфликты на национальной почве изредка происходят в ногайских аулах, обычно с дагестанским и туркменским населением. Религиозной подоплеки в них не бывает. Последний раз о таком конфликте шла речь в 2009 году, и он не нес в себе какой-то межконфессиональной составляющей, серьезного раскола среди сельчан это не вызвало", – подчеркнул он.
Убийство произошло не в самом Иргаклы, а в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района, но и там внутриконфессиональных или этнических конфликтов не было, добавил Абдул-Алим.
"Там была конфликтная история лишь с хиджабами. У нас в Иргаклы старейшины даргинской диаспоры очень уважали Замирбека. На похоронах тоже они были, и весь день даргинская молодежь приходила на соболезнования. Вообще продолжают из разных сел и регионов приезжать на соболезнования", – рассказал он.
По словам Абдул-Алима, местные жители не связывают убийство с конфликтами внутри джамаата (общины – прим. "Кавказского узла") и межконфессиональными противоречиями. В Иргаклы действуют мечеть и православная церковь, рассказал он. У мусульманской общины хорошие взаимоотношения и с местной администрацией.
"Глава администрации Татьяна Малышева всегда шла навстречу мусульманам. И впервые в этом году был открыт летний детский лагерь при мечети Иргаклы. В селе летом работа есть у всех, практически все население занимается летом сельским хозяйством, выращивают арбузы, кормовые культуры, овощи, а зимой с работой проблема, молодежь разъезжается на заработки в города", – рассказал Абдул-Алим.
На сегодняшний день не известно ни об одном случае отъезда жителей Иргаклы для вступления в ряды сторонников "Исламского государства" (признано в России террористической организацией – прим. "Кавказского узла"), подчеркнул сельчанин.
"В этом есть заслуга и лично Замирбека. С Нефтекумского района уехало несколько человек, единицы. Замирбек лично ездил потом по этим селам, проводил беседы с джамаатами. В районе у нас нет вооруженного подполья. Сторонников ИГ тоже как таковых нет, не говоря уже о том, чтобы кто-то из них решил убить Замирбека. Грамотная работа имамов района с джамаатами сел стоит заслоном от таких деструктивных идей", – считает Абдул-Алим.
Разными источниками, включая ФСБ России, подтверждена информация о том, что на стороне "Исламского государства" (ИГ, ранее – ИГИЛ), признанного террористической организацией, воюют боевики из России. ИГ (ранее – ИГИЛ) демонстрирует себя как перспективный для молодых радикально настроенных мусульман проект, отмечали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"
Силовики пытались провести обыск в доме Махмутова
В день похорон Махмутова в его доме в Кара-Тюбе сотрудники правоохранительных органов пытались провести несанкционированный обыск, сообщила на своей странице в Facebook дальняя родственница убитого. По ее словам, люди в форме "просили родственников открыть дверь для осмотра".
"Родители недавно вернулись со вчерашней джаназы Абдул-Малика (второе имя Замирбека Махмутова – прим. "Кавказского узла"), говорят, что вчера, в то время когда тело его еще не отдали, теща Абдул-Малика пошла в его дом (в Кара-Тюбе), когда он был заперт и все были в соседнем селе Иргаклы. Она пошла, чтобы взять детские вещи и переодеть детей. Как только она подошла к дому, к ней тут же подошли люди в форме и просили открыть дверь для осмотра дома! Благо, она сообразила и сказала, что у нее нет ключей от дома и ушла оттуда", – написала женщина.
По ее мнению, силовики могли попытаться подбросить в дом Махмутова незаконные предметы с целью его дальнейшей дискредитации.
"Эти люди как всегда хотели провести все по своему сценарию и "что-то" подбросить в дом нашего Абдул-Малика! Пока у них это не получилось! Они хотят напоследок очернить нашего брата своими "подкинули – нашли" методами", – предположила родственница, попросив односельчан "быть бдительными".
Сельчане не среагировали на звуки стрельбы из-за свадьбы в ночь убийства
Село Кара-Тюбе, где был убит Махмутов, расположено в 37 километрах от Иргаклы. Религиозный деятель был убит возле местной мечети, рассказали корреспонденту "Кавказского узла" местные жители.
"Он здесь тоже жил, у него здесь был второй дом. Он в районе считался знающим исламским ученым. Мы до сих пор не можем в себя прийти. Верующие люди, мусульмане, и не только практикующие, все очень расстроены, мы шокированы", – сказал, в частности, член мусульманской общины Равиль.
Махмутов учил местных многих детей Корану и арабскому языку, продолжил прихожанин.
"Все к нему шли со своими проблемами, кто с семейными, кто с духовными. Он никогда не отказывал никому", – подчеркнул местный житель.
В ночь убийства Махмутова здесь была свадьба, и сельчане не среагировали на услышанные выстрелы.
"От его дома до мечети метров сто, там пустырь, люди особо не ходят, поэтому его сразу не обнаружили. Утром шли люди и увидели тело. В ту ночь у нас была свадьба в селе, и эти выстрелы многие люди слышали – подумали, что в саду стреляют на свадьбе, потому не придали этому особого значения", – пояснил Равиль.
Махмутов был сторонником мирного разрешения конфликтов и умело справлялся с протестными настроениями прихожан, продолжил житель Кара-Тюбе.
"Он всегда пытался со всеми договориться, всех примерить, сгладить углы. Выстраивал взаимоотношения с администрацией, чиновниками, правоохранительными органами. Когда происходило очередное ЧП, он становился инициатором сбора подписей под обращениями к президенту, в различные органы, он канализировал протестную энергию в законное русло, а сейчас я не знаю, кто еще это будет делать", – признался Равиль.
Местные жители не доверяют следствию, заявил корреспонденту "Кавказского узла" другой житель Кара-Тюбе Тимур. Он напомнил об обстоятельствах убийств Алмаза Абдулнасырова и Замира Таибова.
"Замир пропал после вызова в ФСБ, а потом его нашли в лесу убитым. Алмаз ехал домой, позвонил, что его останавливают гаишники, а после его нашли запытанным и объявили, что он убит при сопротивлении. А парень лишь занимался торговлей арбузов, о каком сопротивлении могла идти речь? У всех убитых были следы пыток, кроме Замирбека, – подчеркнул он. –У Алмаза были все ноги обожженные, пальцы переломаны. Алмаз был обычным парнем, продавал овощи, ничем особым не выделялся. Замир Таибов учил детей чтению Корана".
По мнению Тимура, правоохранители знают об этих убийствах больше, чем сообщают общественности.
"Следствие, наверное, тоже понимает, что мы им не верим. Они лишний раз и не хотят обманывать, нам ничего не говорят. Не думаю, что местные правоохранительные органы в этом замешаны, они даже взгляды прячут от нас, им стыдно – мы вместе живем и при каждом убийстве им неудобно, потому что они заметают чьи-то следы", – уверен житель Кара-Тюбе.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей правоохранительных органов относительно заявлений членов ногайской общины.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
03 ноября 2024, 16:24
-
03 ноября 2024, 14:26
-
03 ноября 2024, 10:38
-
03 ноября 2024, 09:42
-
03 ноября 2024, 07:53
-
03 ноября 2024, 06:02