НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Расформировать государственное унитарное предприятие "Тидибский", созданное на базе одноименного совхоза, и раздать его земли и имущество в виде паев работникам и пенсионерам совхоза требуют от властей жители сел Тидиб и Нактиль Шамильского района Дагестана. Правительство республики тем временем включило предприятие в план приватизации.
Бакар Магомедов: "Имуществом джамаата распоряжается один человек"
Как рассказал
"Кавказскому узлу" бывший агроном совхоза Бакар Магомедов, совхоз (а прежде колхоз) когда-то был передовым животноводческим хозяйством.
"В 2000 году в нем работали около 130 человек, не считая пенсионеров. Ему принадлежало около 6 тысяч гектаров земли в горах и еще примерно столько же отгонных земель на равнине: в Бабаюртовском, Кизилюртовском, Тарумовском и других районах. Совхоз занимался разведением крупного и мелкого рогатого скота. В 2000 году он был реорганизован в ГУП. Тогда никто из работников совхоза не понимал, что это незаконно, что наши стада и земли, которые наши отцы отдали в колхоз, вдруг стали государственными. Пока была работа, всех это устраивало. Но с тех пор многое изменилось. Получилось, что нашим совместным имуществом распоряжается один человек - директор ГУПа. Ни нам, ни государству никакой прибыли от его деятельности нет, весь доход идет одной семье и чиновникам, которые получают свою долю", - утверждает Бакар Магомедов.
Тогда никто из работников совхоза не понимал, что это незаконно, что наши стада и земли, которые наши отцы отдали в колхоз, вдруг стали государственными. Пока была работа, всех это устраивало.
По его словам, жители Тидиба обратились в прокуратуру Шамильского района с просьбой проверить законность создания ГУПа. Проверка установила, что ГУП "Тидибский" было создано в соответствии с приказом Минсельхоза Дагестана от 5 декабря 2000 года №130. Однако еще 4 декабря того же года в администрации Шамильского района вынесли постановление №242 о преобразовании совхоза в ГУП, и в тот же день зарегистрировали его в едином государственном реестре юридических лиц.
"Основанием для этого якобы послужило общее собрание работников совхоза 2 декабря, но на самом деле такого собрания не было, и протокола его, естественно, нет. По сути, это был рейдерский захват имущества джамаата. Чиновники воспользовались безграмотностью людей, которые не понимали, что их просто грабят", - считает Бакар Магомедов.
Прокуратура: ГУП создано с нарушением законодательства
В своем ответе от 12 апреля 2013 года районная прокуратура сообщила жителям Тидиба, что государственное унитарное предприятие было создано с нарушением законодательства.
"Положением "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" предусмотрено, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации госсельхозпредприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность создания на базе совхозов и колхозов государственных унитарных предприятий", - сказано в письме прокурора района Рамазана Омарова.
Кроме того, отмечает прокурор, ГУП может быть создано только решением органа государственной власти субъекта, а не руководителя муниципалитета.
Законодательством не предусмотрена возможность создания на базе совхозов и колхозов государственных унитарных предприятий.
Прокурор предложил бывшим работникам совхоза обратиться в суд с иском о признании недействительными документов, вынесенных в целях создания ГУПа.
Как пояснил "Кавказскому узлу" Рамазан Омаров, выводы, сделанные прокуратурой в 2013 году, актуальны и на сегодняшний день.
"С тех пор ситуация не изменилась. Насколько я знаю, жители Тидиба собирались писать главе республики, депутатам Госдумы. Мы со своей стороны сделали все возможное, чтобы им помочь. Но прокуратура не может подавать иски в суд в интересах физических лиц, если только это не престарелые, не инвалиды или другие категории граждан, которые не могут сами защищать свои интересы", - сказал прокурор.
Мухтар Ибрагимов: "ГУП получает многомиллионные дотации"
Однако жители Тидиба сначала попытались разрешить вопрос без суда.
"Никто ведь не спорит с тем, что ГУП создано незаконно, - ни администрация района, ни Минсельхоз. Зачем же обращаться в суд? Нужно просто восстановить законность. Но никто не торопится это сделать. Мы обратились к главе республики Рамазану Абдулатипову с просьбой принять наших представителей и решить этот вопрос по справедливости. Обращение подписали более 550 человек. Он прислал в район свою комиссию. Члены комиссии заявили нам, что мы хотим невозможного. "Покажите нам хотя бы одно ГУП, которое разделили бы на паи", - сказали они. Мы нашли такое хозяйство в Кизилюртовском районе - в 2005 году Арбитражный суд признал незаконным ГУП "Султанянгиюртовский". Когда мы показали решение суда членам комиссии, они вообще перестали отвечать на наши звонки", - рассказал "Кавказскому узлу" бывший заведующий прикутанным хозяйством ГУПа Мухтар Ибрагимов.
В итоге общественный совет Тидиба пришел к выводу, что ему тоже придется действовать через суд. Сейчас его представители собирают документы и ищут юриста, который будет защищать их интересы. Мухтар Ибрагимов и Бакар Магомедов возмущены тем, что чиновники игнорируют законные требования народа.
"Можно было бы понять их логику, если бы хозяйство приносило прибыль республике. Так ведь наоборот, каждый год оно получает многомиллионные дотации из бюджета якобы на племенную работу. Когда мой дед вступал в колхоз, он отдал 300 голов баранов и 60 коров. Я не требую их назад. Но я не могу понять позицию правительства. Мы бьемся уже год - в ответ молчание. Народ волнуется. Сейчас оказалось, что ГУП включили в план приватизации, после этого у джамаата вообще не останется ни прав, ни земли. Одни скалы. Должны же они понимать, чем может кончиться такое противостояние", - говорит Мухтар Ибрагимов.
ГУП включили в план приватизации, после этого у джамаата вообще не останется ни прав, ни земли.
Согласно "Прогнозному плану приватизации государственного имущества", утвержденному 20 декабря 2012 года, ГУП "Тидибский" должно быть приватизировано в 2014 году в числе 20 ГУПов (среди них "Зирани", "Чиркейское", "Дылымское", "Башлыкентский", "Геджух", "Буйнакский"). Еще 21 предприятие планируется приватизировать в 2015 году.
Алибек Алиев: "Вернуть имущество джамаату можно только через суд"
Член комиссии главы республики, начальник отдела по работе с органами местного самоуправления Алибек Алиев считает, что у тидибцев есть лишь один путь для решения их проблемы - обратиться в суд.
"Я дважды выезжал в Шамильский район, чтобы разобраться в ситуации. По-человечески это никуда не годится - один человек взял и присвоил то, что колхозники и совхозники копили десятилетиями своим потом и кровью. Была б моя воля - я отобрал бы все у директора ГУПа и отдал людям. Но юридически он оформил все правильно, по букве закона, он подготовил все документы. Не понимаю, почему люди так долго молчали, позволили ему распоряжаться их имуществом. Как будто все эти годы ждали, что Абдулатипов приедет из Москвы и все за них сделает. Но волевым решением главы республики или еще кого-то в данном случае сделать ничего невозможно. Нужно обращаться в суд", - сказал Алибек Алиев.
Он подтвердил, что ГУП включено в план приватизации.
Магомед Ункилов: "Имущество ГУПа принадлежит государству"
Директор ГУП "Тидибский" Магомед Ункилов заявил "Кавказскому узлу", что не имеет никакого отношения к преобразованию колхоза в совхоз, совхоза в ГУП, а ГУПа - в акционерное общество.
"Колхоз был образован 13 февраля 1931 года, совхоз - 1 марта 1979-го. Я пришел туда работать в 92-м. ГУП было создано постановлением правительства Дагестана. Это государственное предприятие, хозяин всего имущества, поголовья - не я, а министерство имущества республики. Затем глава Дагестана сказал, что все ГУПы должны быть акционированы для последующей приватизации. По республике 48 таких ГУПов включены в план приватизации. Я к этому не имею никакого отношения. Я себе ничего не беру, все 100% акций будут принадлежать государству. Это ведь не моя прихоть. Даже если бы я захотел разделить все на паи и раздать - кто мне позволит это делать с государственным имуществом? И совхоз тоже был государственным. ГУП, собственно, - то же самое, что и совхоз. Недовольным нужно было раньше думать, когда согласились колхоз переделать в совхоз", - сказал Магомед Ункилов.
Это государственное предприятие, хозяин всего имущества, поголовья - не я, а министерство имущества республики.
Денис Соколов: "Необходима паевая приватизация"
Гендиректор Кавказского центра проектных решений Денис Соколов считает, что проблема перераспределения земельных ресурсов в пользу небольшой группы людей, обладающих административным ресурсом, широко распространена в Дагестане и на всем Северном Кавказе.
"В результате коллективизации 1930-х годов и частные родовые земли, и общинные земли джамаатов были переданы в колхозы. Это происходило где-то просто, где-то болезненно, и эта история до сих пор не забыта. Многие люди на Кавказе до сих пор помнят, какие земли принадлежали их роду. В 91-м году приказом Ельцина колхозы были ликвидированы, затем были установлены правила паевой приватизация", - рассказал Денис Соколов "Кавказскому узлу".
Но в Дагестане, по словам Соколова, паевая приватизация не произошла, землей стали пользоваться правопреемники колхозов - сельскохозяйственные предприятия. По закону о местном самоуправлении и Земельному кодексу земли перешли в ведение администраций. То есть арендодателем стала либо муниципальная администрация, либо районная, либо региональная, либо федеральная власть. Разграничение земель до сих пор окончательно не проведено.
"Практически все сельские общества в результате этой операции были лишены своих земель. Земля перешла под контроль людей, которые имели административный ресурс и возможность оформить эти участки на себя через совхоз, ГУП или фермерское хозяйство. Пользуясь безграмотностью населения, тем, что справедливая цена на землю сформировалась не сразу, они провели операцию отчуждения земли у ее владельцев. Это произошло повсеместно, и это большой потенциал для конфликта", - говорит Соколов.
По его данным, безусловно успешных примеров возвращения земли сельским общинам в Дагестане нет, но есть позитивный опыт.
"Он заключается в том, что все-таки проводится паевая приватизация, и земля передается тем, кто по согласованному мнению общины имеет на нее право. В ряде общин земли были приватизированы, не де-юре, а де-факто. Они были либо поровну разделены между всеми жителями села, либо возвращены потомкам тех, кто участвовал в коллективизации. Либо произошел средний вариант: земли вернули бывшим владельцам, при этом выделив участки прежде безземельным членам джамаата. Так, например, произошло в Ботлихе", - отмечает эксперт.
Денис Соколов считает вопрос распределения земли одним из самых главных сегодня в Дагестане.
"Есть два полюса, между которыми лежат несколько вариантов решения. Первый полюс: распределить землю между жителями села через согласительную комиссию, путем переговоров, в том числе с участием религиозных авторитетов, с компенсацией потерь тем, кто купил участки и сделка была законной. Идеальный вариант - когда все члены джамаата согласны с тем, как распределена земля. Второй полюс - это, к сожалению, насилие. И отсюда очевидно, что администрация должна всеми силами пытаться удержать ситуацию на первом полюсе", - говорит Денис Соколов.
Усугубляет положение, по мнению эксперта, сложившаяся система представлений, что этот конфликт может быть этническим или религиозным.
"Нет, сегодня земельный конфликт - это конфликт между людьми, которые обладают административным ресурсом, и людьми, которые им не обладают: по большому счету, между хукуматом и населением", - считает Денис Соколов.