В Дагестане наблюдатели спорят о легитимности "Чрезвычайного съезда народов"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участники "Чрезвычайного съезда народов Дагестана", прошедшего 31 мая в Махачкале, были делегированы джамаатами сел и активными общественными объединениями республики, заявляет председатель оргкомитета съезда Руслан Расулов. В администрации главы республики съезд называют нелигитимным. Местные журналисты расходятся в оценке мероприятия: Эдуард Уразаев считает, что не стоит недооценивать значение и представительность съезда, а Магомед Магомедов сожалеет, что съезд проходил в режиме секретности.
Как писал "Кавказский узел", первоначально съезд планировалось провести в Махачкале, в кинотеатре "Россия" 19-20 апреля. Его участники собирались обсудить общественно-политическое состояние Дагестана и вопрос реабилитации депортированных народов Дагестана. Однако накануне съезда администрация кинотеатра расторгла договоренность об аренде зала, а утром 19 апреля сотрудники полиции разогнали собравшихся у кинотеатра делегатов.
Руслан Расулов: на съезд собрались представители джамаатов и общественных объединений
В работе съезда участвовал 271 представитель джамаатов из разных регионов республики, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" глава оргкомитета, председатель дагестанской региональной общественной организации "Союз защиты прав и свобод народов, человека и гражданина" Руслан Расулов. Делегаты были выбраны еще в конце марта – начале апреля, отметил Руслан Расулов.
Решение о проведении съезда и образовании оргкомитета 15 общественных объединений Дагестана приняли 15 марта, а 18 марта состоялось первое заседание оргкомитета, который принял повестку из двух вопросов – проблемы депортированных народов и социально-политическая ситуация в Дагестане, сообщил Руслан Расулов.
"В течение месяца на местах проходили собрания и сходы, конечно, не во всех селениях, а там, где были желание и возможность, потому что многие главы сельских поселений препятствовали активистам. Но если девять человек сунули голову в песок, это же не значит, что десятый должен молчать. Кстати, у нас по закону на выборах порог явки вообще убрали. Раньше порог был 50%, потом 25%, а теперь его вообще нет, если один избиратель пришел – выборы уже состоялись", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Расулов.
По его словам, первоначально были выбраны 405 делегатов, но после того как съезд 19 апреля был разогнан, оргкомитет разделился.
"Часть оргкомитета согласилась с предложением представителей главы республики и приняла решение провести съезд по депортированным отдельно. Чиновники обещали провести его в течение двух недель, но так и не провели. Таким образом, 31 мая собрались все ранее избранные делегаты за исключением тех, кто шел от депортированных", - пояснил Руслан Расулов.
Он добавил, что официально делегатов приглашали не на съезд, а на партийное совещание "Справедливой России". "Пришлось так поступить, потому что мы понимали – съезд нам провести не дадут, скажут, например, что кто-то позвонил, сказал, что в банкетном зале, где мы собрались, заложено взрывное устройство, и так далее", - рассказал представитель оргкомитета.
По его словам, помимо представителей джамаатов, выбранных на сходах, в съезде приняли участие делегаты от общественных организаций, движений, политических партий, таких как ДРОО "Союз за справедливость и единство", Национальный совет лакцев, ДРОО СОО "Сплоченность" и другие.
"Представлены были все слои населения – и простые сельчане, и интеллигенция, были главы нескольких сельских поселений, преподаватели, врачи, деятели науки и искусства, общественные деятели. Вел съезд кандидат экономических наук Амучи Амутинов (бывший управляющий отделения Пенсионного фонда РФ по Дагестану, – прим. "Кавказского узла")", - сообщил Руслан Расулов.
Деньга Халидов: съезд носил заказной характер
Съезд, проведенный 31 мая в Махачкале, был нелегитимным и носил заказной характер, считает советник главы Республики Дагестан Деньга Халидов.
"Не думаю, что можно назвать съездом мероприятие, о котором никто в Дагестане не знает. Кто слышал – откровенно смеется. Это сборище, собрание, конференция, на худой конец, но не съезд. Съезд – это понятие, которое включает в себя легитимность в полном, исчерпывающем смысле этого слова", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Деньга Халидов.
По его словам, делегаты съезда должны выбираться на сельских сходах, на собраниях депутатов поселений, городских округов, районов. "В данном случае не было никаких выборов, никаких процедур, которые можно было бы каким-то образом связать с народовластием. Согласно положению, которое принял оргкомитет, 10 человек могли выбрать одного делегата. Таких съездов в Дагестане можно в течение двух недель собрать тысячи, было бы желание. Я тоже могу такой съезд собрать и сказать, что это съезд народов Дагестана", - говорит Деньга Халидов.
Что касается кандидатов на пост главы республики, которые были предложены в резолюции съезда, то, по данным Деньги Халидова, по крайней мере, один из них уже отмежевался от этого мероприятия и "решительно ничего общего не хочет иметь с организаторами и заказчиками мероприятия".
"Я точно знаю, что мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов к этим делам не имеет отношения. Если Ильяс Умаханов как член Совета Федерации от исполнительной власти Дагестана сделает то же самое, это будет оправданно и логично. Не хочется верить, что он выступает в данном случае как заказчик", - указывает Деньга Халидов. Он также напомнил, что Гаджимурад Омаров организовывал аналогичное мероприятие в Москве в гостинице "Космос".
Сайгидпаша и Ильяс Умахановы, а также Омаров пока ситуацию "Кавказскому узлу" не комментировали.
По словам Халидорва, с любым из организаторов мероприятия он готов встретиться в прямом эфире и доказать, что это был не съезд. "Что они не правы или правы только отчасти (в том, что касается назревших проблем), но другая правда за мной", - сказал Деньга Халидов.
По его мнению, цель "чрезвычайного съезда" - дискредитировать действующего главу республики. "Политические игры вокруг главы республики ведутся уже давно. Человек не успел год поработать - и уже съезды, петиции против него. Между тем по целому ряду объективных показателей (инвестиционной привлекательности – 17-е место в рейтинге субъектов РФ по темпам роста экономики и промышленности, прежде всего, эффективности управления и др.) республика – лучшая в СКФО, одна из лучших в России. Разница в лучшую сторону по сравнению с 2012 годом также значительная", - указывает Деньга Халидов.
Он отмечает, что это подтверждают правительство России и Минрегионразвития РФ.
"Безусловно, есть проблемы, связанные с коррупцией. Те же скандалы с компьютерами для школ и детским питанием в многопрофильном лицее в Махачкале по линии Минобразования РД. Я считаю это форменным безобразием. Но проверки, которые их выявили, инициировал сам глава республики, республиканские контрольные органы – Счетная палата, контрольно-финансовое управление при администрации. Было подключено и управление ФСБ по Дагестану. Они раскопали все эти дела о хищениях и злоупотреблениях по всем ведомствам и муниципальным образования республики на 20 с лишним миллиардов рублей и передали материалы в правоохранительные органы", - сообщил Деньга Халидов.
Он отметил также, что еще в апреле предлагал организаторам съезда провести съезд на должном уровне, чтобы была легитимность.
"Но вряд ли можно это сделать без участия представителей власти. Им этот разговор не понравился. С тех пор и сам оргкомитет, и повестка съезда изменились. Один из вопросов планируемого съезда – проблемы депортированных народов Дагестана – вообще отступил на задний план. Эти проблемы станут темой "круглого стола", который пройдет в первой половине июня. Этим занимаются первый заместитель министра по национальной политике Зикрулла Ильясов и председатель оргкомитета съезда, глава антикоррупционного комитета Казбековского района, руководитель районного отделения партии "Справедливая Россия" Гайирби Гайирбиев. Он, кстати, даже не присутствовал на этом "съезде", как и некоторые другие члены оргкомитета", - сообщил Деньга Халидов.
Эдуар Уразаев: съезд продемонстрировал недовольство общества региональной властью
Не стоит недооценивать значение и представительность съезда, считает политический обозреватель дагестанского еженедельника "Черновик" Эдуард Уразаев.
"270 человек – не маленькая цифра. Это были представители полутора десятков общественных организаций, которые вполне могли организовать свои выборные конференции. По словам делегатов, каждый из них имел на руках протокол собрания, которое его выдвинуло. Если мнение этих людей ничего не значит, зачем тогда власть 17 апреля в противовес съезду проводила форум с НКО?" - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эдуард Уразаев.
Он отметил, что организатором того форума был Деньга Халидов. "Там участвовали чиновники, была попытка выстроить какой-то диалог, но реакция самих НКОшников была довольно вялая, форум прошел под разговоры о том, что делают министерства и ведомства для реализации приоритетных проектов, и как НКО должны им помогать", - отмечает журналист.
По его мнению, съезд дал определенный срез общественного мнения. "И к нему надо относиться спокойно, воспринимать критику и делать выводы. Если съезд позволил себе резкие оценки и заявления, то это характерно для оппозиционных общественных организаций. Это не революция, не экстремизм-терроризм, власть должна спокойно относиться к оппозиционерам и пытаться выстроить с ними диалог", - считает Эдуард Уразаев.
Более того, по его мнению, съезд выразил мнение большой части населения относительно республиканской власти. "В Дагестане очень многие недовольны стилем работы Рамазана Абдулатипова и не верят рейтингам федеральных экспертов, которые заявляют, что его поддерживают 70% населения. Эти рейтинги, основанные якобы на опросах населения, вызывают, мягко выражаясь, недоумение. Местные опросы, беседы, письма в редакцию показывают другую картину - очень высокий уровень недовольства", - говорит Эдуард Уразаев.
Что касается предложенных на место главы Дагестана кандидатов, то, по мнению эксперта, это люди совершенно разные.
"Кандидатура Гаджимурада Омарова меня не удивила. Он активист, лидер дагестанской "Справедливой России", был организатором первого съезда, который прошел в Москве в 2012 году, постоянно критикует власть. Достаточно зрелый политик, был депутатом Госдумы", - отмечает Эдуард Уразаев.
Ильяс Умаханов, по его словам, в последнее время стал заметной фигурой в связи с международными событиями, поскольку в СФ курирует международный блок. "Опытный политик федерального масштаба, и у него есть свои позитивные стороны. Возможно, делегатам он показался приемлемой фигурой, потому что имеет опыт управления", - говорит журналист.
Сайгидпаша Умаханов, отмечает Уразает, позиционирует себя как политик республиканского масштаба. "Он лидер аварской национально-культурной автономии, проводит различные мероприятия, достаточно заметная фигура на дагестанском политическом поле. Эксперты отмечают в нем и определенные волевые качества", - подчеркивает Эдуард Уразаев.
В целом же, по его словам, это разные фигуры. "Представители двух национальностей, такой комплект должен показать федеральному руководству, что у нас много перспективных политических фигур, которые могут возглавить республику. Само их выдвижение съездом, очевидно, было призвано привлечь внимание властей к недовольству Абдулатиповым и заявить, что незаменимых нет", - сказал Эдуард Уразаев.
Магомед Магомедов: Москва всегда делает ставку на неожиданные кандидатуры
Главный редактор дагестанского журнала "Клан" Магомед Магомедов сожалеет, что съезд проходил в режиме секретности, и о его содержании можно судить лишь из скупой информации в Интернете.
"Организаторов можно понять, потому что их неоднократно, не знаю, по чьей указке, разгоняли сотрудники полиции. Сложно сказать, будет ли этот съезд иметь какое-то влияние на ситуацию в Дагестане. Для этого нужны не только чрезвычайные съезды, но и серьезные лоббистские механизмы, которые позволят донести точку зрения оппозиции до кремлевских кабинетов. Здесь как аналогию можно вспомнить первый съезд в Москве. Тогда позиция ряда общественных объединений была доведена до администрации президента России, что получится сейчас – покажет время", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Магомедов.
По его мнению, список предложенных съездом кандидатов на пост главы Дагестана лишь отчасти отражает экспертные оценки их влиятельности.
"Хоть организаторы и заявляют, что список кандидатур был основан на рейтинге влиятельности, составленном газетой "Черновик", возникает вопрос, каким образом туда попал Гаджимурад Омаров. Из 100 респондентов, которые были опрошены сотрудниками "ЧК", никто не назвал Омарова. А вот Умахановы занимали достаточно сильные позиции. Сайгидпаша Умаханов был вторым", - указывает Магомед Магомедов. В этом рейтинге Ильяс Умаханов занимает седьмую строчку, первое место занял Рамазан Абдулатипов.
В любом случае, по словам журналиста, ожидать, что столь часто обсуждаемые кандидатуры будут назначены главой республики, не приходится. "Практика показывает, что администрация президента России всегда делает ставку на неожиданные кандидатуры, которых в республике не рассматривают даже в качестве претендентов. Так было при назначении Муху Алиева, Магомедсалама Магомедова, Рамазана Абдулатипова", - сказал Магомед Магомедов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35
-
08 ноября 2024, 21:03
Арестован подозреваемый в покушении на главврача больницы в Карачаевске