Эксперты сомневаются в необходимости создания в Согратле отрядов самообороны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В селе Согратль Гунибского района Дагестана разрабатываются положения об отрядах самообороны и составляются списки их участников, сообщил "Кавказскому узлу" заместитель полпреда главы республики в Горном территориальном округе Амирхан Магомеддадаев. Целесообразность создания таких отрядов сомнительна, отмечают эксперты.
Как уже сообщал "Кавказский узел", решение о создании отрядов самообороны было принято в Согратле на сходе местных жителей 22 мая. На добровольные подразделения планируется возложить функции выявления лиц, причастных к деятельности незаконных вооруженных формирований. Поводом для схода послужили события 15 мая, когда в Гунибском районе было совершено нападение на полицейских, возвращавшихся из Согратля. В результате обстрела полицейских автомашин трое сотрудников полиции были убиты, десять ранены. Ранее, 8 мая, в селе был взорван памятник участникам Великой Отечественной войны.
В данный момент в Согратле идет подготовка к созданию отрядов самообороны, сообщил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" заместитель полпреда главы Дагестана в Горном территориальном округе Амирхан Магомеддадаев, который курирует Гунибский район.
"Идут консультации, составление списков. Окончательно списки членов этих отрядов еще не подготовлены. Насколько я информирован, в ближайшее время будет разработано и положение об этих отрядах. Пока что рано говорить об этом", - сказал Амирхан Магомеддадаев.
По его словам, полномочия у отрядов будут те же, что были "у дружинников в советские времена". "Они будут вместе с сотрудниками полиции патрулировать село и окрестности, следить за порядком. Скорее всего, вооружены они не будут", - отметил заместитель полпреда.
Магомеддадаев подчеркнул, что идея создания таких отрядов была высказана населением. "Во время совещания в Гунибе 17 мая представители джамаата Согратля сказали, что устали от того, что происходит в селе, они заявили, что сами хотят бороться с проявлениями экстремизма", - сказал Амирхан Магомеддадаев.
"Вызывает сомнение законность и целесообразность таких дружин"
Такая форма противодействия экстремизму, как отряды самообороны, может привести не к стабилизации, а к обратным результатам, опасается главный редактор дагестанского еженедельника "Новое дело", уроженец Согратля Гаджимурад Сагитов.
"Мы видели, к чему это привело в селении Хаджалмахи, - к жертвам. Представьте, меня где-то рядом с селом останавливает вооруженный человек без опознавательных знаков и чего-то требует. Что я должен думать? Как реагировать? Все это может привести к непредвиденным результатам. А что касается помощи главе села и взаимодействия с правоохранительными органами в плане поддержания общественного порядка, то это и так каждый нормальный житель по умолчанию должен делать. Для этого не нужно создавать никаких отрядов", - сказал Гаджимурад Сагитов корреспонденту "Кавказского узла".
Организация подобных сил самообороны вызывает много юридических вопросов, отмечает эксперт совета по правам человека при президенте РФ, адвокат Расул Кадиев.
"Совбез Дагестана считает, что здесь все нормально. Они вообще разрабатывали систему, когда во всех районах создаются отряды самообороны, у которых штабы находятся в райцентрах. Члены штаба – сотрудники полиции, а ответственное лицо – замглавы района по безопасности. Прокуратура с этим не согласилась, указав, что сотрудник полиции не может быть членом каких-либо штабов", - сказал Расул Кадиев.
Не всегда с насильственным конфликтом можно эффективно бороться насильственными методами. Напротив, в таких случаях всегда вопрос стоит о контроле над людьми с оружием
Единственная юридическая основа, на которой можно организовать подобные отряды, – инструкция о так называемых внештатных сотрудниках, отметил адвокат. "Их биография проверяется, они закрепляются за сотрудником полиции, чаще всего участковым. Более того, в личное дело этого сотрудника вносится перечень лиц, которые закреплены за ним как дружинники. Но когда в конце 2012 года прокуратура обнародовала справку о проверке этих дружин, там оказался очень веселый контингент - и судимые, и состоящие на учете в психдиспансере", - сказал Расул Кадиев.
По его словам, вызывает сомнение не только законность, но и целесообразность таких дружин.
"Не всегда с насильственным конфликтом можно эффективно бороться насильственными методами. Напротив, в таких случаях всегда вопрос стоит о контроле над людьми с оружием. А дружины подразумевают возможность неконтролируемого использования оружия. Непонятно, для чего создают эти дружины. Для противодействия экстремисткой деятельности? То есть гражданские лица с берданками должны противодействовать бандформированиям, которые вооружены автоматическим оружием и взрывными устройствами?" - задается вопросами Расул Кадиев.
Летом 2013 года в адрес отрядов дружинников прозвучала критика от жителей села Хаджалмахи Левашинского района. 2 июля они сообщили, что в разгроме нескольких домов, из которых ранее выехали причисленные к ваххабитам, виновны дружинники. В ответ представители правоохранительных органов заявили, что по факту погромов и мародерства в Хаджалмахи в МВД обращений не было, а дружинники вооружены на законных основаниях. 6 августа жителями села была направлена жалоба на действия дружинников в правозащитный центр "Мемориал". По их словам, с 5 на 6 августа в селе были сожжены дома троих жителей, исповедующих салафитское течение в исламе.
По мнению Кадиева, у Дагестана есть большой опыт "самообороны" - и положительный, и печальный. "Самая парадоксальная вещь – сотрудники полиции еще ни разу не отчитались перед райадминистрациями или Народным собранием об этой деятельности, не указали, что работа дружинников помогает им в профилактике преступности", - отметил адвокат.
Если местный отдел полиции не справляется, надо усиливать отдел, а не провоцировать внутрисельский конфликт
"Обычно считается, что экстремизм и терроризм – последствия слабых общественных институтов, низкой грамотности населения. Но Согратль известен большим количеством выходцев-профессоров и сильной системой общественного контроля. Согратлинское общество – сплоченное, здесь проводят собрания, решают важные вопросы. Если местный отдел полиции не справляется, надо усиливать отдел, а не провоцировать внутрисельский конфликт", - отметил Расул Кадиев.
Ситуация в Согратле обсуждается и в соцсетях, где также озвучиваются мнения о том, что работой по обеспечению безопасности должны заниматься правоохранительные органы, а не население.
"Не нужно перекладывать правоохранительную работу и работу по обеспечению безопасности граждан на само население. Не могут правоохранители - пусть заявят об этом главе республики. После случая в Согратле с памятником возникает вопрос не к жителям села, а уполномоченному ФСБ в Гунибском районе: вы что там, кукурузу охраняете? Где деньги, выделяемые на агентурную работу? Где информация о ситуации в селах? Где гарантия, что завтра в другом селе не начнутся боевые действия с правоохранителями? У вас длинные списки "ненадежных", чтобы периодически запугивать их и издеваться?", - в социальной сети Facebook пишет пользователь Абдурашид Саидов, подчеркивая, что ответственность за поддержание порядка должна возлагаться на руководство отделов полиции и ФСБ.
"Молодые активисты-общественники готовы керосинить во всех селах - дай им возможность. Ради того, чтобы занять в будущем заветные посты в госсистеме, они теперь собирают сходы, круглые столы и прочее", - отмечает на своей странице Facebook Абдулзагир Пашаев.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Дагестане и ведет хронику происходящих там обстрелов, спецопераций, взрывов и похищений людей.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
03 ноября 2024, 16:24
-
03 ноября 2024, 14:26
-
03 ноября 2024, 10:38
-
03 ноября 2024, 09:42
-
03 ноября 2024, 07:53
-
03 ноября 2024, 06:02