Представители 15 общественных организаций просят Путина сместить Абдулатипова, инициативу поддержали не все
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители 15 общественных объединений, национальных общин, политпартий Дагестана по итогам "круглого стола" "Приоритетные проекты президента Дагестана – авантюра или реальность?" попросили президента РФ Владимира Путина отправить в отставку главу Дагестана Рамазана Абдулатипова. Данное обращение ангажировано и необъективно, считает советник главы республики Деньга Халидов. Обозреватель дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов считает, что чрезмерная критика главы не будет эффективной.
28 января 2013 года в отставку с поста главы Дагестана ушел Магомедсалам Магомедов, указом президента России исполняющим обязанности главы республики был назначен депутат Госдумы РФ от партии "Единая Россия" Рамазан Абдулатипов. 8 сентября 2013 года на XXVII сессии Народного собрания РД Рамазан Абдулатипов большинством голосов (86 из 88 депутатов парламента) был избран главой Республики Дагестан.
Инициаторами "круглого стола", который прошел 1 февраля в Махачкале, выступили дагестанские региональные общественные объединения (ДРОО) "Союз патриотических сил Дагестана" и "Ассамблея коренных народов Дагестана". В заседании участвовали около 30 человек, представляющих 17 общественных организаций. Обращение к Путину подписали представители 15 из присутствующих организаций.
На мероприятии присутствовали советник главы республики Дагестан Деньга Халидов и представитель пресс-службы администрации главы региона, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель ДРОО "Союз защиты прав и свобод народов, человека и гражданина" Руслан Расулов.
Принятое на "круглом столе" обращение главе государства было отправлено 7 февраля. В обращении говорится, что в республике сложилась критическая общественно-политическая ситуация, сопровождающаяся ростом возмущения в обществе. Авторы обращения подвергли критике кадровую политику Рамазана Абдулатипова. По мнению подписантов, власть "плавно трансформировалась из "левашинского" клана Магомедовых в "тлярятинский" клан Абдулатипова".
"Дальнейшее промедление и непринятие решения о снятии Абдулатипова с должности может привести к открытому противостоянию народа и власти. Протестные настроения, основанные на конфессиональных, национальных и территориальных противоречиях продолжают обостряться", - говорится в обращении.
Участники "круглого стола" также заявили о давлении на независимые СМИ и свободу слова в республике, обвиняя республиканскую власть в "жесточайшей цензуре" и выдавливании независимых СМИ в полулегальное поле.
"Приоритетные проекты президента Дагестана", как говорится в резолюции, не выполняются, а власти обвиняются в "превращении республики в военный полигон и экспериментальную базу".
Руководители и представители 15 общественных объединений приняли решение о созыве внеочередного Съезда народов Дагестана по вопросу определения политической системы республики и проведения вседагестанского митинга с требованием отставки главы республики.
Десять приоритетных проектов главы Дагестана были разработаны экспертной группой GVA (ЗАО "Сойер и Ко" и др.), специализирующейся в сфере девелопмента и предоставления консалтинговых услуг, и 18 марта 2013 года озвучены на совещании президента и правительства республики Дагестан. Программа включает проекты: "Эффективное государственное управление", "Безопасный Дагестан", "Новая индустриализация", "Предприниматель – опора Дагестана", "Диаспора – сила Дагестана", "Привлечение федеральных инвестиций", "Антикоррупция", "Эффективное территориальное развитие", "Просвещенный Дагестан", "Бренд нового Дагестана".
Ахмеднабиев: кавказцев превращают в людей третьего сорта даже на Кавказе
"Приоритетные проекты" не отвечают интересам народов республики, считает руководитель ДРОО "Союз патриотических сил Республики Дагестан" Магомед Ахмеднабиев.
"Существует определенные международно-правовые механизмы, каким образом создаются программы и как осваиваются земли, недра. И если мы коренные народы, то с государством и с властями республики Дагестан мы должны общаться на языке международного права. Это (земли, недра) является достоянием коренного народа, у которого Абдулатипов об этом не спрашивает", - заявил Магомед Ахмеднабиев в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
"Нас превратили в граждан третьего сорта. Недра у нас непонятно кто забрал, земли также. Шельф – British Petroleum, Роснефть, Лукойл, та же история и с "Курортами Северного Кавказа"... У народа не спросили и хотят, чтобы мы только обслуживали, а хозяевами быть не можем", - сказал Ахмеднабиев.
Он добавил, что при реализации инвестиционных проектов не соблюдаются права и не учитываются интересы коренного населения.
"В электроэнергетике все приватизировано, ни одна электростанция народу не принадлежит. Народу ничего вновь не остается. Есть оперативная директива Всемирного банка №4-20 "Коренное население", где расписано, "на каком языке" необходимо разговаривать с народом, с местным населением при проектировании планов развития и их реализации", - сказал Ахмеднабиев.
Общественник называет ошибочным сворачивание внутриконфессионального диалога между Духовым управлением мусульман республики и салафитской ветвью ислама, начавшегося при Магомедсаламе Магомедове.
"У нас идет гражданская война. Это на руку определенным силам на федеральном уровне, где, как мы знаем, есть "партия войны" и есть "партия мира", и им не выгодно, чтобы здесь создалось гражданское общество, появился средний класс, который заинтересован в порядке, им это не нужно, потому здесь идет расслоение, одни на пособия живут, другим - все ресурсы. Всем известно, чем здесь занимаются правоохранительные органы", - заявил Магомед Ахмеднабиев.
Он считает, что за создавшееся положение несет ответственность Абдулатипов. "Он мог бы способствовать принятию необходимых законов. До сих пор Дагестан не имеет закон о языках. О какой культуре тогда можно разговаривать?" - задается вопросом руководитель "Союза патриотических сил Республики Дагестан".
"Дагестан не существует до тех пор, пока не будут обозначены этнотерритории народов, которые с середины 1-го тысячелетия до н.э. имели здесь свою государственность. А в настоящее время нас представили чуть ли не дикарями, дали в руки оружие и мы друг с другом воюем", - сказал Магомед Ахмеднабиев.
Он пояснил, что работа по организации внеочередного съезда народов Дагестана и проведению вседагестанского митинга пока не начиналась. "Мы ждем реакции на наше обращение, после чего будут согласовываться наши дальнейшие действия", - заключил Магомед Ахмеднабиев.
О разочаровании итогами работы Абдулатипова на посту главы Дагестана заявили правозащитники. Нарушения прав человека, усиление давления на салафитскую общину, формирование народных дружин – таковы неудовлетворительные итоги деятельности Рамазана Абдулатипова, который ровно год возглавляет Республику Дагестан, считают представители правозащитного центра "Мемориал", международной правозащитной организации Human Rights Watch, Международной кризисной группы и правозащитной организации "Матери Дагестана".
Гаджиев: в регионе отсутствует политическая конкуренция и реальная оппозиция
В Дагестане назрела необходимость проведения общенародного митинга, считает подписавший резолюцию "круглого стола", главный редактор общественно-политической газеты "Ахвахцы-Ашвадо" Максуд Гаджиев.
"Мы не выступаем за осложнение общественно-политической ситуации. В организации, подписавшие обращение, входят десятки других общественных организаций и объединений. Это не мнение узкого круга общественников. Разговор шел не только о митинге, но и проведении съезда народов Дагестана", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Максуд Гаджиев.
Он высказал уверенность, что приоритетные программы развития республики не будут реализованы. "Если бы это обсуждали с общественными организациями, пытались создать реальные программы, приспособленные для жизни… Где-то в Пятигорске, в узком кругу, политически ангажированные люди проработали эти проекты и дагестанских ученых об этом не спросили. Никто не против самих программ, но там есть и сроки, и графики, а никто не отчитывается", - отметил Максуд Гаджиев.
Причину давления на СМИ главный редактор "Ахвахцы-Ашвадо" видит в отсутствии политической конкуренции и реальной оппозиции в республике. "При предыдущих руководителях региона была реальная оппозиция, и СМИ были, а сейчас происходит очищение информационного поля, сменили главных редакторов некоторых ведущих СМИ. Например, в "МК" в Дагестане, в "Махачкалинские Известия" назначают своих людей", - рассказал Гаджиев.
В последнее время обострились межнациональные проблемы, считает он. "Проблемы Карамана, Ленинкента получают новое развитие. Людей натравливают друг на друга", - сказал Гаджиев.
Журналист считает, что принятие законов "О коренных народах Дагестана" и "О языках" существенно улучшит общественно-политическую ситуацию в регионе. "У нас не принят закон "О языках народов Дагестана", и эта проблема поднимается уже 20 лет при старой власти и новой. Нет закона "О коренных народах". Принятие их улучшило бы общественно-политическую ситуацию и укрепило бы позиции главы республики", - сказал Гаджиев, добавив, что оттягивание признания всех народов населяющих Дагестан, не зависимо от их численности и конфессиональной принадлежности коренными "накаляет ситуацию в регионе" и "служит фактором раздражения народа".
Халидов: политическая ангажированность препятствует конструктивному взаимодействию
Обращение на имя президента РФ, подписанное некоторыми общественными организациями Дагестана, является политически ангажированным и абсолютно необъективным, считает советник главы Республики Дагестан, вице-президент Академии геополитических проблем Деньга Халидов.
"Это политическое мошенничество и ангажированность определенными политическими силами. Никакого серьезного обсуждения приоритетных проектов развития республики, как об этом заявляли организаторы мероприятия, когда меня приглашали туда, не было… Заказчиков и организаторов этого мероприятия интересовали не проекты, а "голова главы республики", если воспользоваться вот такой вот метафорой", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Деньга Халидов.
Реализация десяти приоритетных проектов главы республики проходила в соответствии с указом №134 от 19 апреля 2013 года. Указом №345 от 25 декабря 2013 года данный указ признан утратившим силу и определена новая программа, под названием "Приоритетные проекты развития Республики Дагестан", в которую вошло также 10 проектов: "Обеление экономики", "Создание "точек роста" Республики Дагестан", "Инвестиции в Дагестан", "Новая индустриализация", "Эффективное государственное управление", "Эффективное территориальное развитие", "Эффективный агропромышленный комплекс", "Бренд нового Дагестана", "Человеческий капитал", "Правопорядок и безопасность Дагестана".
Халидов обратил внимание, что не все присутствующие на "круглом столе" подписали обращение к Путину. "Собственно, часть лидеров организаций, которые там присутствовали, не подписали этот документ после моего выступления или ушли оттуда, не дождавшись конца мероприятия. Я тоже ушел, совершенно не предполагая, что задуман именно такой сценарий с резолюцией "об отставке". Подписантов всего-то несколько человек, которые слушают, да не слышат, и не представляют сколько-либо значимого сегмента общественного мнения даже в своих общинах. Да, есть проблемы Ленинкента, Казбековского, Новолакского районов, земельные вопросы, проблемы малочисленных народов и т.д. Все эти проблемы достались в наследство новому руководству Дагестана и нерешаемы за короткий промежуток времени", - сказал Деньга Халидов.
Халидов считает, что к реализации проектов развития республики необходимо активно подключиться институтам гражданского общества с конструктивно-критических позиций и в феврале он провел совещание с представителями НКО, гражданского общества.
"Мы готовим серьезное обсуждение, общественные слушания этих проектов с приглашение главы республики и членов правительства. На обсуждение будут вынесены три вопроса: в какой стадии реализации находятся эти проекты и что мешает их успешной реализации; что нужно сделать гражданскому обществу, для того, чтобы эти проекты заработали; какие есть концептуальные и стратегические ошибки при разработке этих проектов, и как можно их учесть в дальнейшем", - сказал Халидов.
Халидов отметил, что позиция главы Дагестана состоит в том, что обозначенные проекты не являются догмой и могут дополняться, кроме того, Абдулатипов дал поручения подготовить его встречу со всеми общественными организациями республики.
"Нельзя так ангажировано проблематизировать эти вопросы. Глава готов обсуждать все эти проблемы, но с конструктивных позиций. Нельзя говорить с людьми, которые постоянно твердят о том, что мы живем в условиях апартеида. Нельзя разговаривать на серьезном уровне с людьми, зацикленными на конституировании малочисленных этносов как политических субъектов. Это может открыть "ящик Пандоры". И руководство республики, и подавляющая часть гуманитарной интеллигенции Дагестана понимают, насколько сложна проблема с законопроектом о языках народов республики, которая, в свою очередь, связана с проблемой "конституционно обозначенных народов", - убежден Деньга Халидов.
По его мнению, проекты должны решить важные проблемы региона.
"Это очень важные для успешного развития региона проекты. Мы знаем, что по степени теневизации Дагестан плетется в хвосте среди регионов страны, проблема обеления экономики напрямую связана с проблемой коррупции, к примеру, в тех же правоохранительных, контрольных органах. Есть большой проект "Человеческий капитал" - это образование, культура, здравоохранение, воспитание. Есть проект "Эффективное государственное и муниципальное управление", здесь и борьба с коррупцией, и прозрачность, и оптимизация деятельности органов власти. Очень серьезный проект связан с агропромышленным комплексом и направлен на повышение отдачи от сельского хозяйства", - заявил Халидов.
"Здесь есть также вопросы, связанные с федеральным центром, недостаточным финансированием и нарушением первоначальных договоренностей, когда делались заявления о сотрудничестве, а теперь забываются под разными предлогами, торпедируются или саботируются составные элементы этих проектов", - сказал советник главы республики.
Он сообщил, что главой Дагестана получены гарантии под реализацию проекта от федерального правительства. "Дано поручение Минфину РФ выступить с обеспечительной функцией гарантий для инвестиций в 20 миллиардов рублей в рамках приоритетных проектов развития РД. Важно разумно распорядиться этими гарантиями, о чем говорил и глава Дагестана, выбрать те инвестиционные проекты, которые реально дадут республике заметный скачок в развитии", - заключил Деньга Халидов.
Магомедов: Абдулатипов говорит языком «Черновика»
Проблема давления на СМИ в Дагестане не столь актуальна по сравнению с остальными субъектами СКФО, считает обозреватель дагестанской газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
"Дагестан всегда был более свободен в возможности высказать "слово". Просто так прийти в Дагестан, где есть несколько сильных, влиятельных и, в тоже время, не зависящих от государства СМИ и притеснять их - неразумно и заведомо проигрышно. Каждый руководитель, приходящий в республику, пытался подчинить себе независимые СМИ. Были акции прямого давления, как в 2008 году с возбуждением уголовного дела в отношении сотрудников "Черновика". Но такие акции бывают редко и, к счастью, они безуспешны", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Магомедов.
"В Дагестане мало договориться с одной газетой. Это не дает нужного эффекта, а купить всех, власть или же отдельные, заинтересованные в этом кланы, группы влияния, не могут. Единственный способ победить негосударственные СМИ - быть активными на информационном поле, предоставляя всю нужную и интересную СМИ информацию. Или же делать то, что с точки зрения СМИ власть должна делать - быть справедливой, обеспечивать полноценное функционирование ЖКХ, бороться с коррупцией, поднимать экономику. Но это не реально в силу ряда институциональных причин, в которых федеральный центр играет не последнюю роль", - сказал Магомедов.
Журналист убежден, что чиновникам эффективнее сотрудничать со СМИ, находить точки взаимодействия, чем пытаться давить на журналистов.
"С одной стороны Абдулатипов говорит языком "Черновика", тезисами его статей. Говорит то, что мы предлагали в прошлом, в плане борьбы с преступностью, подъема экономики, контроля силовиков. При этом любую публикацию, в которой глава РД выставляется в невыгодном свете, он и его окружение воспринимают как чей-то заказ", - рассказал Магомед Магомедов.
По его словам, началом недовольства властей "Черновиком" являются статьи о возможных кандидатурах на пост главы Дагестана.
Деятельность некоторых оппозиционеров, к сожалению, маргинализируется
В опросе, проведенном в марте 2013 года фондом "Общественное мнение" (ФОМ), 72,2% респондентов были довольны деятельностью врио главы республики, рассказал обозреватель "Черновика". "Этот период стал пиком популярности Абдулатипова, когда он делал громкие заявления, "разгоняя" министров и отчитывая глав муниципальных образований. Сейчас эти цифры, по оценкам наблюдателей, где-то в районе 25-31%. Результатов официальных замеров этого года пока нет", - сказал Магомедов.
При этом журналист не убежден в эффективности чрезмерной и категоричной критики главы республики. "Деятельность некоторых оппозиционеров, к сожалению, маргинализируется. Они постоянно кого-то свергают, чего-то требуют", - считает Магомедов.
По его оценке, инициаторы "вседагестанского митинга" не способны объединить протестный, оппозиционный потенциал, так как "внутри этой организации присутствуют представители совершенно разных по интересам организаций, и они уже неоднократно заявляли, что будут проводить "внеочередной съезд" или же "вседагестанский митинг".
"Без необходимого финансирования и появления в их рядах влиятельного политического лидера, способного оставаясь в тени, управлять протестными настроениями – подобные инициативы нереализуемы", - сказал Магомедов, отметив при этом, что "других организованных политических сил, находящихся в публичной оппозиции к Абдулатипову, в настоящее время нет".
При этом журналист "Черновика" не считает, что после завершения Олимпийских игр ситуация в республике резко изменится.
"Главное мероприятие прошло, можно будет чуть-чуть расслабиться. Широкомасштабной войны не будет, но продолжится передел сфер влияния и собственности. На фоне экономического кризиса у государства катастрофически не хватает денег, поэтому оно, с одной стороны, оптимизирует региональные власти, являющиеся коррупционноемкой "отраслью", где пропадают миллиарды, с целью сократив расходы, заставить те деньги, что выделяет бюджет, направить на прописанные в региональных бюджетах цели", - уверен Магомедов.
"С другой стороны, будет наезд на бизнес и те сферы, где в теневом или неподконтрольном властям обороте крутятся большие деньги, как-то интернет-торговля, "госкрыша" на отмывание денег. Нас будет трясти, но уже, как сказал Александр Хлопонин, не по вопросам терроризма, а по экономике. Что касается терроризма, то будет та же тактика, как и сейчас, так как силовики должны освоить почти триллион рублей, выделяемых каждый год на борьбу с преступностью. Борьба с террористическими организациями позволяет это демонстрировать во всей красе", - резюмировал собеседник "Кавказского узла".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35
-
08 ноября 2024, 21:03
Арестован подозреваемый в покушении на главврача больницы в Карачаевске