Житель Дагестана заявляет о нескольких допросах и досмотрах сотрудниками полиции по пути в Москву
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Житель селения Губден Карабудахкентского района Дагестана Магомед Магомедгаджиев заявляет о нарушении его прав сотрудниками ДПС, которые, по его словам, несколько раз по дороге из Махачкалы в Москву 19-21 ноября, останавливая рейсовый автобус, обыскивали его и допрашивали, не объясняя причин своего внимания к его персоне и не выдавая никаких документов о проводимых ими действиях. За помощью мужчина обратился к правозащитникам.
Житель Губдена заявляет, что полицейские незаконно допрашивали его, не выдавая ему при этом никаких документов
11 декабря Магомед Магомедгаджиев обратился в правозащитный центр "Мемориал" в Дагестане с просьбой оказать содействие в восстановлении его прав, которые, по его мнению, были нарушены. По словам Магомедгаджиева, сотрудники ДПС на каждом посту по дороге из Махачкалы в Москву 20-21 ноября, останавливая рейсовый автобус, обыскивали его, снимали отпечатки пальцев, допрашивали и досматривали вещи.
"Магомедгаджиев сообщил, что при этом сотрудники ни разу толком не объяснили, в связи с чем к нему такое повышенное внимание, не составили протокол обыска и допроса", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" адвокат ПЦ Елена Денисенко.
Сам Магомед Магомедгаджиев пояснил, что 19 ноября в 15.30 он в поисках работы выехал из Махачкалы на рейсовом автобусе в Москву со стоянки "Пирамида". Всего в автобусе было 25 пассажиров, два водителя, а также два их помощника. Первый инцидент произошел 20 ноября около 10.00 утра, когда автобус остановили на посту в Волгоградской области в населенном пункте Чапурники.
На этом посту сотрудники полиции зашли в автобус, забрали у всех паспорта, после этого один из сотрудников зашёл в автобус, назвал данные Магомедгаджиева и сказал, чтобы тот вышел из автобуса вместе с вещами. Когда Магомед вышел, его завели в подвальное помещение на посту под зданием поста, где самого мужчину, его вещи и сумку обыскали.
На вопрос Магомедгаджиева о том, почему его задержали, и в чём он подозревается, по словам мужчины, сотрудники полиции в грубой форме ответили: "Не твоё дело". После этого пассажира отпустили, и он вернулся в автобус. Однако уже через 10 минут в автобус вновь зашел один из сотрудников и попросил Магомедгаджиева повторно подняться на пост ДПС. Сотрудники полиции спросили у мужчины, с какой целью он едет в Москву, на что он ответил, что в поисках работы, а на просьбу составить протокол, ответили отказом.
Ночью 21 ноября, когда автобус двигался уже по территории Московской области, его вновь остановили на посту ДПС. Как рассказывает Магомедгаджиев, всех пассажиров вывели из автобуса, выстроив в шеренгу. Вещи у людей проверяли сотрудники полиции с собаками. Проверив вещи Магомеда Магомедгаджиева, сотрудники попросили его передать сумку доверенному лицу, а самому предложили проследовать на пост. Магомед Магомедгаджиев прошёл на пост, где его сфотографировали, сняли отпечатки рук. На вопрос: "Для чего вы это делаете", ему с усмешкой ответили: "Пусть будет на память".
На этом посту автобус продержали около двух часов. Полицейские пояснили, что ждали какого-то своего сотрудника, который, прибыв на пост, допросил Магомедгаджиева. Среди прочих мужчине задавались вопросы о том, по какому поводу он едет в Москву, когда выехал из Махачкалы, как он может ехать в столицу и работать там, если у него нет там родственников. На это Магомедгаджиев отвечал, что, пока не найдёт работу, он планировал приходить ночевать в дагестанские автобусы, которые стоят на стоянках постоянно, а, если в течение трех-четырех дней не найдёт работу, то вернётся домой.
Также, по словам Магомедгаджиева, ему задавались вопросы религиозного характера - в какую мечеть он ходит, почему он молится пять раз в день, а не три, почему носит бороду, записали все данные о его семье. На просьбу Магомедгаджиева выдать ему справку о проведенных с ним действиях он получил такой же ответ, как и на предыдущем посту. После этого мужчина подписал протокол, и автобус поехал дальше.
Через некоторое время автобус вновь был остановлен, и опять интерес проверяющие проявили именно к Магомедгаджиеву. Сам мужчина отмечает, что не знает, какой это был населённый пункт, так как была ночь, поста он в этом месте не видел, так как не выходил из автобуса. Несколько человек в гражданской одежде, не представившись, также потребовали паспорт, просмотрели его и вернули. Эти люди задавали мужчине те же вопросы, что и ранее.
Затем они забрали телефон, вытащили сим-карту, проверили ее и сам телефон каким-то аппаратом и вернули все Магомедгаджиеву, после чего автобус продолжил движение.
Как заявил Магомед Магомедгаджиев, всего автобус останавливали на пути в Москву не менее пяти раз, и каждый раз повторялось одно и тоже.
В последний раз в Московской области, по словам Магомедгаджиева, их остановили в городе Кашира. Там также проверили паспорта всех пассажиров, забрали паспорт Магомедгаджиева и его вещи, его самого под конвоем доставили в здание поста ГИБДД. Когда сотрудники привели его внутрь здания поста, один из полицейских спросил: "Почему ты носишь бороду? У тебя какой-то нетрадиционный взгляд, тебе будет трудно, лучше бы ты её сбрил".
"Я ему ответил, что менять в своём виде ничего не собираюсь. Затем меня снова допросили, снова взяли отпечатки, тоже сфотографировали. Еще принесли какую-то пробирку с палочкой, на конце которой вата, и взяли мазок из полости рта. Протокол допроса тоже подписал, но копию документа опять не дали", - рассказал Магомедгаджиев.
Уже около 10.00 утра автобус снова остановили в Москве. "Поста стационарного там не было, была кольцевая развязка автотрассы. Сотрудники полиции около получаса общались с водителями, о чём именно, я не слышал", - рассказывает Магомедгаджиев.
По его словам, автобус в сопровождении полицейских машин приехал с пассажирами в Люблинское РОВД. Здесь осматривали всех, Магомеда Магомедгаджиева допрашивали одним из последних. В кабинете РОВД, по его словам, с ним находился сотрудник СОБР, который позвонил в Дагестан, чтобы уточнить, стоит ли Магомедгаджиев на учете в полиции, и по какой причине. По словам мужчины, ему задавались те же вопросы, что и раньше, однако к ним уже добавились вопросы о боевиках – есть ли среди них знакомые или родственники Магомедгаджиева.
"Я ответил, что нет таких. И в этот раз мне отказали предоставить копию допроса. Я также попросил выдать мне справку о том, что задерживался и меня проверили, чтобы больше нигде не останавливали, на что получил ответ, что подобных справок они не выдают. Сотрудник СОБР сказал, что, если меня остановят в Москве, то мои отпечатки в электронном виде есть в базе, и долго держать меня не будут", - пояснил Магомедгаджиев.
Мужчина не понимает, в каких списках он может содержаться, так как не совершал никаких противоправных действий, и с чем может быть связано повышенное внимание к нему со стороны полицейских.
Адвокат Магомедов: сотрудник ДПС имеет право проверять документы только на стационарном посту или в городе в рамках проводимых спецмероприятий
В действиях сотрудников постов ДПС, которые досматривали и допрашивали Магомедгаджиева, есть нарушения, считает Елена Денисенко.
"Во-первых, сотрудники, проводившие досмотр, должны были сообщить, на каком основании это проводится. Во-вторых, нарушением является то, что допрос не протоколировали, досмотр вещей проводился с нарушением и т.д.", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Елена Денисенко.
Сотрудник ДПС имеет право проверять документы, а также досматривать вещи только на стационарном посту, в городе подобные действия допустимы только в рамках проводимых спецмероприятий, отмечает в свою очередь адвокат дагестанской коллегии адвокатов Руслан Магомедов.
Он пояснил, что сотрудники ДПС руководствуются ФЗ "О полиции", в частности, пунктом 2 статьи 11, который им дает право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
При наличии данных о том, что проверяемые имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, полицейские имеют право производить личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.
"Как я понял, у данного человека проблема заключается в том, что он находится в базах МВД", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Магомедов.
По его словам, о том, есть ли против человека возбужденное уголовное дело или решение суда, вынесенное в отношении него, можно узнать в информационном центре МВД, где по запросу обязаны выдать справку-ответ.
"Однако, я думаю, что каждый человек и без всяких справок знал бы о наличии судимости. Кроме того, существует еще и база данных "ПОСД" (сведения о потерпевших, подозреваемых по делам), которая используется в оперативных целях. Если человек являлся подозреваемым в совершении преступления, то, возможно, он туда мог быть внесен. Однако в информационный центр МВД никаких сведений об этом не поступает, и в случае обращения человек получит справку, что сведений о нем нет", - говорит адвокат.
Также он указывает, что есть негласные списки, куда вносятся родственники, близкие знакомые лиц, подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях, а также в террористической деятельности. "Выйти" из подобных списков можно попробовать, только подав иск в суд на территориальный орган внутренних дел", - уточнил Магомедов.
Все действия сотрудников правоохранительных органов РФ регулируются законом "О полиции", также отмечает заместитель председателя профсоюза работников МВД и прокуратуры Дагестана Руслан Расулов. По его словам, в случае доставления человека на пост ДПС сотрудники должны были пояснить, на основании чего ограничивают его свободу.
Также, по словам Руслана Расулова, взятие отпечатков пальцев принудительно возможно, если человек совершил административное правонарушение или подозревается в совершении преступления, либо находится в розыске. "Во всех остальных случаях требуется добровольное согласие, оформленное в письменной форме", - подчеркивает Руслан Расулов.
"Действующее законодательство четко регулирует, что имеют право делать в рамках оперативной деятельности сотрудники органов полиции. В данной ситуации сотрудники полиции вышли за рамки своих полномочий. Нет такого понятия - неофициальные ориентировки. Человек либо находится в базах полиции, либо его нет, а составление неофициальных баз граждан РФ, тем более из-за их религиозной принадлежности, нарушает в первую очередь Конституцию РФ, где четко прописано, что "каждому гарантируется свобода вероисповедания", - пояснил Руслан Расулов.
В МВД Дагестана отказались предоставлять информацию о том, проходит ли Магомед Магомедгаджиев по базам ведомства, сославшись на то, что не имеют на это права.
В Люблинском РОВД Москвы от комментариев отказались.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
03 ноября 2024, 16:24
-
03 ноября 2024, 14:26
-
03 ноября 2024, 10:38
-
03 ноября 2024, 09:42
-
03 ноября 2024, 07:53
-
03 ноября 2024, 06:02