Суд по делу активистов Nida продолжится в Баку 10 декабря
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На проходящем в Бакинском суде по тяжким преступлениям процессе по делу семи активистов организации Nida и члена движения "Свободная молодежь" Илькина Рустамзаде судья зачитал показания обвиняемого Гулиева, данные им на предварительном следствии. Обвиняемые подтвердили, что станут выступать только после того, как обвинение представит доказательства по делу.
Как сообщал "Кавказский узел", первоначально активисты Nida обвинялись в хранении наркотиков и взрывчатки. 12 сентября всем им, а также Рустамзаде было предъявлено новое обвинение - в организации массовых беспорядков, сопровождавшихся поджогами или погромами, за что им грозит до 12 лет тюрьмы. На заседании 28 ноября прокурор Немат Авазов зачитал обвинительный акт.
Перед началом судебного заседания 5 декабря обвиняемые потребовали предоставить журналистам места в первых рядах зала, чтобы им было удобно собирать материал для освещения процесса. Однако судебные надзиратели не хотели выполнять это требование. Это вызвало возмущение и бурные протесты обвиняемых, которые настойчиво требовали создать нормальные условия для работы журналистов.
В конечном итоге руководство службы безопасности суда удовлетворило требование обвиняемых. Сотрудники пенитенциарной службы были подняты с первых двух рядов и перемещены в часть зала, где отведено место адвокатам. После этого журналистам было позволено занять первые два ряда.
Назначенное на 10.30 заседание началось с опозданием. После начала заседания выяснилось, что в зале нет адвокатов Узеира Мамедли и Рашадата Ахундова. Судья объявил перерыв на 10 минут, который затянулся на час, хотя адвокаты к этому времени подошли.
Гаджилы: обвиняемые будут осуждены и к весне помилованы
Во время перерыва обвиняемые, которые во время заседания находятся в "клетке", стали общаться с присутствующими в зале.
Узеир Мамедли призвал журналистов не представлять обвиняемых в "жалком образе". "Мы в хорошем расположении духа, ничто не способно сломить нашу волю", - сказал он.
Илькин Рустамзаде заявил, что за обвиняемых не стоит волноваться. "Здесь я прочитал столько книг, сколько не прочитал за всю свою жизнь – 60-70. Спасибо правительству за это", - иронично сказал Рустамзаде.
Офицер пенитенциарной службы сделал замечание главе аппарата партии "Мусават" Арифу Гаджилы, предложив ему сесть на место и не общаться с обвиняемыми. В ответ Гаджилы заявил офицеру, что он не имеет права делать замечания и поскольку отвечает только за обвиняемых.
Старший охраны разрядил обстановку, сказав что "никаких проблем нет".
Обращаясь к молодым людям, Гаджилы выразил уверенность, что очень скоро они будут освобождены.
"Как зек со стажем я говорю вам - этот суд ничего не решает... На январской сессии ПАСЕ будет обсуждаться вопрос о ситуации с правами человека, а в апреле Азербайджан станет председателем Комитета министров Совета Европы. Самое позднее вы к этому времени выйдете на свободу. Меня самого дважды вот так сажали по политическим мотивам. Также же по политическому решению меня освобождали срочно по помилованию. Хотя одного человека нельзя помиловать более одного раза", - сказал Гаджилы.
Отметим, что Гаджилы был арестован за участие в акции протеста против официально объявленных результатов президентских выборов 15 октября 2003 года. Его обвинили в организации массовых беспорядков и сопротивлении полиции и осудили на шесть лет лишения свободы. В марте 2005 года он был помилован.
Гаджилы был повторно арестован за участие в несогласованной акции протеста в Баку 2 апреля 2011 года и осужден на 2,5 года лишения свободы по обвинению нарушении общественного порядка. В июне 2012 года Гаджилы был помилован.
Адвокат Джавадлы: потерпевшим по обвинению в хулиганстве надо признать статую
После возобновления судебного заседания адвокат Бахтияра Гулиева Джавад Джавадлы выступил с ходатайством о пояснении ему и его подзащитному сути обвинения в хулиганстве.
Отметим, следствие помимо прочих обвинений инкриминирует Илькину Рустамзаде и Бахтияру Гулиеву "безнравственные действия на бронзовой скульптуре на приморском бульваре", где они и еще несколько человек, раздевшись по пояс, размахивая руками и ногами, совершали демонстративно вызывающие движения и не подчинились призывающим их к порядку гражданам. Более того, согласно материалам следствия, они сняли "эти хулиганские действия на видео и 1 марта разместили под названием Harlem Shake-ParkBulvar на Youtube.com".
"В уголовном законодательстве "хулиганство" классифицируется как грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся выражением неуважения к обществу, применением насилия или угрозой насилия, или уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако в данном случае нет пострадавших, и получается, что следствие признает "потерпевшим" бронзовую скульптуру", - отметил Джавадлы.
"Пригласите тогда на процесс потерпевшего-скульптуру", - поддержал ходатайство адвокат Рустамзаде Халид Багиров.
Однако государственный обвинитель выступил против ходатайства, отметив, что на этапе расследования доказательств этот пункт обвинения может быть пояснен.
Судья отклонил ходатайства.
Гулиев отказался давать показания
После этого судья Гусейнов заявил, что показания должны дать обвиняемые и предоставил слово Бахтияру Гулиеву. При этом он призвал молодых людей "не устраивать шоу и говорить по существу".
Однако Гулиев заявил, что на данном этапе судебного следствия отказывается от дачи показаний: "Я буду выступать только после расследования доказательств, предоставленных стороной обвинения и дачи показаний свидетелей обвинения".
Судья предупредил его, что в таком случае будут зачитаны его показания, данные на предварительном следствии. Это вызвало протесты адвокатов.
"Показания следствию являются доказательствами стороны обвинения, а молодые люди отвергают предъявленные им обвинения. Нет смысла зачитывать тут показания обвиняемых, данные на предварительном следствии, тем, более что они были получены под давлением", - сказал адвокат Багиров.
"Философия судебного разбирательства в демократических государствах является созданием условий обвиняемым эффективно защищать свои права. Конечной целью правовых реформ в Азербайджане является это. Упорство суда в данном случае, неуместно. Нет смысла зачитывать то, от чего потом обвиняемые откажутся", - сказал Б.Гулиев.
Он указал на наличие множества прецедентов, когда судьи заслушивали обвиняемых после расследования доказательств обвинения.
В ответ судья Гусейнов заявил о необходимости соблюдать последовательность судебного следствия. На его взгляд, как раз для выяснения вопроса, давались ли показания под давлением, надо сначала их огласить, а потом спросить у обвиняемых их отношение к зачитанным показаниям.
Он дал адвокатам 10 минут для того, чтобы посоветоваться с подзащитными и объявил перерыв.
В заседании оглашены показания Гулиева, данные на предварительном следствии
После перерыва адвокаты заявили, что тактика защиты остается неизменной, обвиняемые не будут давать показаний до завершения расследования доказательств, представленных стороной обвинения.
После этого судья Гусейнов стал зачитывать показания Бахтияра Гулиева, данные им на предварительном следствии.
Согласно зачитанным судьей показаний, сразу после задержания 7 марта Гулиев в своих показаниях в министерстве национальной безопасности констатировал, что в ходе обыска у них дома в гардеробе был обнаружен "целлофановый пакет со спичечной коробкой внутри которой была трава, а во дворе дома – картонный ящик с бутылками с зажигательной смесью". При этом Бахтияр Гулиев отвергал, что имеет отношение к этим предметам.
Однако в показаниях 8 и 9 марта, совпадающих буквально слово в слово, он признавал, что на заседаниях Nida осенью 2012 г. – зимой 2013 г. обсуждались вопросы "подготовки революции в Азербайджане".
В начале марта, говорилось в зачитанных показаниях, после того, как на 10 марта была назначена акция протеста на площади Фонтанов, некий молодой человек встретил Б.Гулиева в городе. Он извлек из багажника автомобиля "ВАЗ-2106" картонный ящик с бутылками с зажигательной смесью и передал его Б.Гулиеву, сказав, что это от Рашада Гасанова (также проходит в деле в качестве обвиняемого).
Б.Гулиев, согласно зачитываемому судьей тексту, переложил это в такси и привез домой и переложил целлофановый пакет в свой гардероб.
Слушая судью, Гулиев бросил реплику, что "никакого допроса не было, следователи сами все записывали в компьютер". Однако адвокаты его успокоили, сказав, что когда наступит время, он подробно все расскажет.
После чего судья объявил о завершении заседания, назначив следующее на 10 декабря.
Адвокат Халид Багиров: суд нарушил права обвиняемых
"На процессе должны быть сначала представлены доказательства стороны обвинения, чтобы подсудимые могли лучше и эффективно построить свою защиту", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Халид Багиров.
"Возможно, суд добивался сначала заслушивания показаний подсудимых, чтобы подыграть стороне обвинения, и у нее была возможность, исходя из выступлений молодых людей, подготовить свидетелей обвинения к выступлениям на процессе", - предположил адвокат.
Гособвинитель Авазов спешно покинул здание суда, получить у него комментарии не удалось.
Наблюдавший за процессом глава аппарата партии "Мусават" Ариф Гаджилы назвал судебное разбирательство "политическим театром".
"Судья даже формально не обращался к коллегам и сразу объявлял об отклонении ходатайств. Я сам дважды проходил через судебные разбирательства. Судьи и прокуроры не утруждают себя даже формально соблюдать процессуальные нормы. Молодым людям не позволяют даже сидеть рядом с адвокатами. Эти ребята ни в чем не виновны. Чем раньше власти освободят их, тем лучше для них самих же. Все это позорит страну", - сказал Гаджилы корреспонденту "Кавказского узла".
Отметим, что международная правозащитная организация Amnesty International объявила всех обвиняемых по этому делу "узниками совести".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35