Папуашвили: правозащитники выступают за расследование событий августа 2008 года в Гааге
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прокуратура Международного уголовного суда (МУС) в Гааге практически готова возбудить уголовное дело по пятидневной войне в августе 2008 года в зоне грузино-осетинского конфликта, но возобновление расследования в самой Грузии может остановить этот процесс, считает волонтер Норвежского Хельсинкского комитета Симон Папуашвили. В прокуратуре Грузии в свою очередь называют это расследование "делом чести".
В Международный уголовный суд поступило 3851 сообщение о нарушениях в ходе военных событий в августе 2008 года
Прокуратура Международного уголовного суда в Гааге получила 3851 сообщение от частных лиц и организаций гражданского сектора о событиях, связанных с войной в Грузии в августе 2008 года. Об этом официально заявила прокуратура суда 22 апреля.
Как отмечено в официальном докладе Международного уголовного суда, опубликованном на сайте организации, в результате анализа данных, полученных от частных лиц и общественных организаций, во время войны августа 2008 года было зафиксировано несколько видов нарушений, на которые распространяется компетенция суда.
Это насильственное перемещение населения, нападение на миротворцев, мародерство и уничтожение собственности, неизбирательное и непропорциональное применение оружия, в результате которого страдали гражданские лица, пытки и другие формы жестокого обращения.
Как указывается в докладе, предположительно, посредством систематического и широко распространенного разрушения и мародерства южноосетинскими вооруженными силами покинуть Южную Осетию были вынуждены 30 тысяч этнических грузин. По имеющейся информации у МУС, грузинские войска подозреваются в нападении на позиции российских миротворцев в Цхинвали. В неизбирательном и непропорциональном применении оружия подозреваются и грузинские, и российские вооруженные силы.
Папуашвили: расследование событий августа 2008 года будет наиболее эффективным, если этим займется прокуратура МУС
Фактически сообщение прокуратуры Международного уголовного суда (МУС) означает начало последнего этапа предварительного расследования событий августа 2008 года, после которого следует ожидать возбуждения уголовного дела в Гаагском Международном уголовном суде, отмечает волонтер Норвежского Хельсинкского комитета, бывший юрист грузинского Центра по правам человека Симон Папуашвили.
"Прокуратура Международного уголовного суда может начать расследование в трех случаях. Первый – это если государство само обращается к суду с заявлением о начале расследования. Второй – если Совет Безопасности ООН отдает распоряжение МУС о начале расследования. Также офис прокурора при МУС может по своей инициативе начать расследование, основываясь на той информации, которую ему предоставили частные лица и организации гражданского сектора", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Симон Папуашвили.
Уголовное расследование МУС может начать только в отношении той страны, которая подписала Римский статут (основополагающий документ для деятельности суда), или же в отношении той страны, которая совершила преступления на территории страны-участницы Римского статута, отмечает юрист. Таким образом, по его словам, прокуратура МУС может проводить следственные действия и на территории Грузии, и на территории России, однако для этого необходимо удостовериться, что страны не предпринимают никаких действий для расследования преступлений, входящих в компетенцию МУС – геноцид, преступления против человечества и военные преступления.
"Суд с большим интересом смотрит на ситуацию с 2008 года. И вот сейчас это практически последняя процедура, в ходе которой он должен удостовериться, что ни Россия, ни Грузия не имеют желания и возможности для проведения должного расследования на основании тех правил и принципов, которые содержатся в Римском статуте", - пояснил Симон Папуашвили.
В настоящее время камнем преткновения для начала расследования прокуратурой МУС, по его словам, стало решение главной прокуратуры Грузии возобновить расследование, начатое в отношении военных действий августа 2008 года.
"Как ни странно, но формирование этой группы затормозит начало расследования со стороны МУС, поскольку теперь у Гаагского суда появились основания доверять следственным органам Грузии. Поэтому Гаагская прокуратура будет ждать результатов расследования грузинской прокуратуры", - указывает Симон Папуашвили.
По его мнению, новое правительство Грузии заинтересовано в том, чтобы провести расследование до конца. Однако, считает Папуашвили, есть ряд обстоятельств, которые препятствуют тому, чтобы Грузия довела до конца расследование.
"Часть преступлений была совершена грузинскими вооруженными формированиями. Например, бомбардировка Цхинвали. Однако многие преступления были совершены югоосетинскими формированиями под эффективным контролем российских войск. Однако, поскольку Грузия не может осуществить контроль над территорией Южной Осетии, откуда никто не выдает преступников, и даже идут отказы от сотрудничества, до конца Грузия эти действия довести не сможет", - рассказывает Симон Папуашвили.
По его словам, чтобы эффективно провести расследование, должна быть задействована такая структура, которая правомочна заниматься расследованием и на грузинской, и на российской территории. К тому же в случае успешности проведения расследования с грузинской стороны возникает вопрос о том, не останутся ли безнаказанными виновники преступлений, находящиеся на территории России и Южной Осетии.
"Поэтому Норвежский Хельсинкский комитет лоббирует, чтобы расследование событий августа 2008 года взяла на себя прокуратура Международного уголовного суда", - говорит Симон Папуашвили.
На вопрос, почему грузинское правительство не обратилось в Гаагский международный уголовный суд, Симон Папуашвили заявил, что, "скорее всего, нынешнее правительство не хочет обострять отношения с правительством России". Такое решение эксперт считает политически мотивированным и предвзятым. "Так и есть. По-другому это трудно оценить", - говорит он.
Действующие президенты Грузии и России являются потенциальными подозреваемыми для международного правосудия, считает Симон Папуашвили. "Для тех процессов, которые происходят в Гааге, присуща одна особенность – они всегда нацелены на высшее должностное лицо, которое инициировало международное преступление или было уличено в связях с этим преступлением. Как правило, это могут быть президент, министр обороны, начальники штабов или командиры крупных воинских формирований", - говорит Симон Папуашвили.
По его мнению, в отношении Михаила Саакашвили может быть поставлен вопрос о бомбардировке Цхинвали, в результате которой погибли мирные жители. "Если будет доказано, что Михаил Саакашвили каким-либо образом был причастен к принятию решения о бомбардировке Цхинвали, то, конечно, он будет привлечен к ответственности", - заявил Симон Папуашвили.
В прокуратуре Грузии называют расследование событий августа 2008 года "делом чести"
После смены правительства расследование военных действий в августе 2008 года примет совершенно новый характер, обещают в свою очередь в прокуратуре Грузии.
"С 2003 года Грузия присоединилась к Римскому статуту, согласно условиям которого, она должна ежегодно отчитываться перед Евросоюзом и Гаагским уголовным судом о ходе расследований войны 2008 года. Однако в конце прошлого года Грузия не отсылала своего итогового отчета. В этом году прокуратура возобновила расследование военных преступлений, которое ведется с момента окончания войны, то есть с августа 2008 года", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" пресс-спикер грузинской прокуратуры Хатуна Паичадзе.
В прокуратуре Грузии заявляют, что расследование военных событий 2008 года воспринимают как дело чести. "Мы должны своими силами довести это следствие до конца. Это поможет выявить конкретные факты, и, если возникнет необходимость в обращении к Международному уголовному суду, то у нас будет больше материалов, подкрепленных доказательствами", - говорит Хатуна Паичадзе.
По ее словам, это следствие не носит политического характера и не ставит политических задач. "Его цель – установление тех лиц, которые виновны в уголовных преступлениях во время войны 2008 года", - подчеркнула Хатуна Паичадзе.
Напомним, практически сразу по завершении военных столкновений власти России выступили с инициативой подать иски против Грузии в Гаагу и Страсбург по факту нападения на Южную Осетию. В связи с этим в августе 2008 года Следственный комитет при прокуратуре России собирал доказательства геноцида в Южной Осетии, эти данные были использованы для подачи исков. 25 февраля 2009 года СКП РФ заявил о завершении расследования "геноцида Грузии в отношении осетинского народа". Копии материалов дела в августе 2011 года были направлены прокурору Международного уголовного суда.
Грузия также подала иски против России в Международный уголовный суд и Международный суд ООН в августе 2008 года. Она считает Россию виновной в этнических чистках в период с 1993 по 2008 год и насильственном перемещении 300 тысяч человек в августе 2008 года. 13-17 сентября 2010 года в Гааге состоялись публичные слушания по иску. Россия настаивала на отсутствии у Международного суда ООН юрисдикции в отношении иска и просила прекратить производство по делу, заявляя, что у Москвы нет спора с Грузией по этому вопросу. 1 апреля 2011 года суд удовлетворил ходатайство России, решив, что не будет рассматривать по существу внесенный Грузией против России иск, так как не обладает необходимыми полномочиями.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что правозащитники по итогам своих наблюдений и бесед с очевидцами войны пришли к выводу, что все стороны вооруженного конфликта в Южной Осетии серьезно нарушали нормы гуманитарного права, и заявляли, что есть все основания полагать, что в ходе августовских событий имели место военные преступления.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14