Human Rights Watch: обвинения против активистов в Азербайджане сфабрикованы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правительство Азербайджана использует сомнительные обвинения в незаконном хранении наркотиков для того, чтобы заставить замолчать политических активистов, критикующих власти, говорится в сегодняшнем заявлении международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW).
В документе выражена обеспокоенность по поводу возбуждения дел о незаконном хранении наркотиков в отношении политически активных граждан и нарушений их прав после арестов.
"Human Rights Watch провела расследование в связи с недавними арестами четырех активистов. Трое арестованных во время содержании в полиции столкнулись с плохим обращением", - сказано в заявлении "Азербайджан: критиков заставляют замолчать сфабрикованными обвинениями в хранении наркотиков" (Azerbaijan: Bogus Drug Charges to Silence Critics), текст которого предоставили корреспонденту "Кавказского узла" в Парижском представительстве HRW.
Заявление международной правозащитной организации позитивно оценил глава Клуба прав человека (КПЧ) Расул Джафаров. "Это заявление привлечет внимание к проблеме арестов в Азербайджане активистов по надуманным обвинениям", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Гогия: уголовное преследование критиков властей страны явление не новое
В документе сфокусировано внимание на уголовных делах против активного пользователя социальных сетей Рашада Агааддина (задержан 9 мая), теолога Талеха Багирзаде (задержан 31 марта), активиста партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Дашгына Меликова (задержан 25 марта) и члена движения Nida (Возглас) Мамеда Азизова (задержан 7 марта).
В действительности выдвижение уголовных обвинений против активистов, критикующих правительство, не новое явление в Азербайджане, отмечает в документе главный исследователь HRW по Южному Кавказу Гиоргий Гогия.
"Однако последние случаи являются составной частью нарастающей кампании против критиков правительства, в особенности в преддверии президентских выборов. Эти аресты и избиения являются серьезным сигналом для лиц, желающих заняться серьезной политической деятельностью", - считает он.
Аресты четырех активистов весной 2013 года являются составной частью атаки в стране против гражданского общества, и этот процесс с приближением октябрьских президентских выборов интенсифицируется, далее говорится в заявлении.
"За последние два года правительство Азербайджана арестовало десятки активистов, журналистов и правозащитников по сомнительным обвинениям, не основывающимся ни на каких доказательствах. Против них выдвинуты различные обвинения, в том числе незаконное хранение оружия, хулиганство и нарушение общественного порядка", - заявляют в HRW.
Меликов остается под стражей, но экспертиза не выявила у него наркозависимости
Что касается арестов Азизова, Меликова, Багирзаде и Агааддина, то, несмотря на выдвижение им обвинений в незаконном хранении наркотиков, в полиции активистов, по их словам, допрашивали на предмет политической деятельности. Кроме того, после задержания им не было дано возможности встретиться с выбранными ими адвокатами, также на них оказывалось физическое давление, говорится в заявлении правозащитной организации.
К документу прилагаются справки о жестоком обращении с арестованными, составленные со слов адвокатов и родных.
В частности, критиковавший власти в социальных сетях 31-летий Рашад Хагигат Агааддин (Рашад Рамазанов) был задержан 9 мая и доставлен в главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД, где в нарушение закона он содержался до 20 мая. По данным следствия, у него найдены 9,05 грамма героина, и в отношении Агааддина возбуждено дело о незаконном хранении наркотиков в крупном размере (статья 234.4.3 УК Азербайджана).
Его адвокат Ровшан Ширалиев смог встретиться со своим подзащитным только 17 мая. По словам защитника, на лбу Агааддина была открытая рана длиной 3 см, на горле и лице были видны кровоподтеки. От плотного сжатия наручников на руках были покраснения.
Агааддин также сообщил адвокату, что в результате побоев на его теле есть следы насилия – его били после задержания в машине и в течение первых трех дней ареста. При этом Агааддин сообщил адвокату, что целью побоев не было получение признательных показаний, а просто наказание и унижение.
Молодежный активист ПНФА, 22-летний Дашгын Меликов, также выступавший с критикой властей в Интернете, был арестован 26 марта в городе Сумгаит. По данным следствия, из его портмоне было извлечено 1,5 грамма героина.
За несколько дней до ареста к нему домой приходили полицейские и предупреждали, что из-за политической деятельности у него будут проблемы, отмечают в HRW.
Молодого человека содержат под стражей, несмотря на то, что экспертиза не выявила у него наркозависимости, говорится в заявлении правозащитников.
HRW: власти Азербайджана должны организовать беспристрастное расследование дел активистов
29-летний теолог Талех Багирзаде (Багиров), говорится далее в заявлении HRW, был арестован после того, как подверг критике в своей проповеди правительство Азербайджана и лично президента Ильхама Алиева.
Следствие утверждает, что из кармана его пиджака извлечен 1 грамм героина.
Адвокат теолога Анар Гасымов сообщил, что его подзащитный опровергает информацию следствия о хранении им наркотиков. Защитник встретился с Багирзаде спустя неделю после его задержания.
По словам Гасымова, на лице и руках теолога были видны кровоподтеки, три пальца руки не двигались. По словам Багирзаде, следователи расспрашивали его о том, чей заказ он выполнял в своей проповеди.
Ходатайства защиты о проведении медобследования Багирзаде не были удовлетворены, а апелляционный суд не стал удовлетворять жалобу на отказ в обследовании.
По данным следствия, на съемной квартире 21-летнего активиста движения Nida Мамеда Азизова было обнаружено 174 грамма марихуаны.
При этом, как сообщил адвокат Азизова Фариз Намазлы, он и еще двое активистов Nida обвиняются в подготовке беспорядков на намеченной на 10 мая акции протеста в Баку.
Признательные показания молодых людей были продемонстрированы по телевидению. Однако, по словам Намазлы, его подзащитный дал показания под давлением. А доверенного адвоката к нему допустили только спустя 10 дней после задержания, сообщил защитник.
В заключение заявления HRW призывает власти Азербайджана "немедленно начать беспристрастное и эффективное расследование в связи с плохим обращением в местах содержания и освободить активистов до независимой оценки выдвинутых обвинений».
В МВД Азербайджана заявление правозащитников не поступало
В пресс-службе МВД Азербайджана корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что заявление HRW в ведомство не поступало. "Пусть заявление хотя бы выйдет в СМИ, чтобы на основе этого комментировать", - сказал сотрудник пресс-службы.
Ранее представитель МВД Орхан Мансурзаде опроверг сообщения о применении пыток в отношении Багирзаде и Агааддина.
Напомним, 23 мая был опубликован доклад международной организации Amnesty International, где также содержалась критика нарушений демократических свобод в Азербайджане и указывалось, что пытки в полиции стали обычным явлением для страны.
Однако власти опровергли информацию международной организации о ситуации с правами человека.
"Заявления организаций, подобных Amnesty International, основываются на методологии, сформировавшейся 40 лет назад в эпоху холодной войны, – заявил заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов. – Считаю, что заявления организации, использующей устаревшую методологию, даже не стоит обсуждать".
Очень часто в оценке правозащитников происходит подмена понятий и, например, плохое обращение с арестованными или заключенными называется пытками, заметил корреспонденту "Кавказского узла" глава Азербайджанского Комитета против пыток Эльчин Бехбудов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35
-
08 ноября 2024, 21:03
Арестован подозреваемый в покушении на главврача больницы в Карачаевске