Грузинские эксперты скептически оценивают идею строительства дороги между Чечней и Грузией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предложение руководства Чечни возобновить прямое автотранспортное сообщение с Грузией за счет строительства дороги бессмысленна из-за напряженных отношений между Тбилиси и Москвой, кроме того, следует еще прояснить какова подоплека этой идеи, считают профессор государственного университета Илии Олег Панфилов и директор Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе.
Таким образом эксперты прокомментировали заявление главы Чечни Рамзана Кадырова о намерении заново открыть единственную автомобильную дорогу, республику с Грузией. "У нас горы, а через горы - Грузия, - заявил Кадыров 6 октября в интервью программе "Вести" на телеканале "Россия 1". - В экономическом плане, если открыть дорогу, - это Турция, и дальше, и дальше, для нас очень выгодно. Но пока там этот человек (Михаил Саакашвили - прим. "Кавказского узла"), у нас ничего не получится".
"Идея Кадырова может быть провокационной"
Директор Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе отнесся к инициативе главы Чечни с настороженностью. "Учитывая любовь Рамзана Кадырова к эпатажным заявлениям, здесь нужно подумать, что он имеет в виду под восстановлением дороги. Учитывая сложные отношения между Грузией и Россией, а также с нынешним руководством Чечни, нужно хорошо изучить этот вопрос", - заявил в Арешидзе корреспонденту "Кавказского узла".
При этом, по словам Арешидзе, дорога от Грузии к Итум-Калинскому району Чечни была проложена в 1990-е годы, однако она не заасфальтирована. "Эта дорога существует – 48 километров в длину, 12 метров в ширину", - сказал Арешидзе.
Политика новых властей Грузии будет "намного более гибкой и намного более ориентированной на традиционные ценности и взаимоотношения, которые существовали между Северным Кавказом и Южным", сказал Арешидзе. При этом он отметил, что политика Грузии лишится формализма.
"Наша политика будет ориентирована на реальные нужды и запросы населения и на Северном Кавказе, и в Грузии. Потому что раньше правительство Грузии больше заботилось о преследовании своих политических целей, и с одной стороны оно как бы протягивало руку Северному Кавказу, с другой стороны – отстраняло широкие массы от диалога и взаимоотношений с кавказцами, чтобы втайне проводить такие действия, которые приводили к печальным последствиям, как например, человеческие жертвы в селении Лапанкури (спецоперация в ущелье Лопота в Кахетинском регионе Грузии, в ходе которой погибли три сотрудника спецназа МВД Грузии, пятеро были ранены, также были убиты 11 предполагаемых боевиков – прим. "Кавказского узла")", - отметил Арешидзе.
Дорога через горы – это не тропинка, она стоит больших денег
Идея построить дорогу "бессмысленна в условиях, когда Россия не дает визы гражданам Грузии, а грузинская сторона беспрепятственно впускает россиян", считает профессор государственного университета Илии Олег Панфилов. Кроме того, по его словам, в заявлениях Рамзана Кадырова содержалась провокация.
"Дорога через горы – это не тропинка, она стоит больших денег. Соответственно встает вопрос - зачем? Если Рамзан Кадыров считает, что новая дорога нужна для того, чтобы что-то по ней двигалось, то у меня единственное предположение – военная техника. Ну, тогда у меня уже нет никаких вопросов, значит это чистой воды провокация", - заявил Панфилов.
Панфилов не считает, что дорога от Итум-Кале до Чечни может иметь гуманитарный характер. "Я абсолютно об этом не думаю, потому что, во-первых, у нас разные экономические системы. Во-вторых, жители Панкисского ущелья живут не хуже, чем жители Чечни. А что касается родственных взаимоотношений, то есть контрольно-пропускной пункт "Верхний Ларс", и нет проблем – садитесь на машину и езжайте", - заявил Панфилов.
Кроме того, по мнению эксперта, политика Грузии по отношению к Северному Кавказу не изменится кардинально после прихода к власти коалиции "Грузинская мечта".
"Были уже сделаны заявления со стороны "Грузинской мечты", что политика добрососедства продолжится. В новом правительстве есть люди, которые понимают необходимость взаимоотношений с Северным Кавказом. Эти контакты носят культурный, а не политический характер", - сказал Олег Панфилов.
Между тем, кандидат в министры иностранных дел Грузии от блока "Грузинская мечта" Майя Панджикидзе считает невозможным восстановление дипломатических отношений с Россией до "деоккупации" Южной Осетии и Абхазии.
"Нельзя иметь дипломатические отношения со страной, которая оккупировала 20 процентов территорий твоей страны и признала независимость Абхазии и Южной Осетии", - заявила Панджикидзе.
"Идею строительства дороги не поддержало руководство Грузии"
Строительство трассы, которая ведет из высокогорного Итум-Калинского района Чечни в Ахметовский район Грузии, было начато после завершения первой военной кампании в республике.
"Автотрассу в направлении Грузии начали строить в 1997 году по указанию Аслана Масхадов (бывший президент Чечни, убитый в марте 2005 года российскими спецслужбами - прим. "Кавказского узла"). При этом имелись соответствующие договоренности с Эдуардом Шеварднадзе (экс-президент Грузии - прим. "Кавказского узла") о прокладке этой дороги. Но грузинская сторона свой участок дороги так и не построила, хотя с нашей стороны делалось все необходимое, несмотря на нехватку специалистов и специальной техники", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" бывший депутат парламента Чеченской Республики на условиях анонимности.
По словам депутата, за счет строительства дороги в Грузию власти Чечни пытались решить "проблему экономической блокады республики со стороны России".
"Фактически тогда Чечня была в полной блокаде, и единственный путь на Запад для нас был в направлении Грузии. Но в руководстве Грузии было немало противников идеи строительства этой трассы. Например, тот же Михаил Саакашвили, который сегодня пытается выставить себя большим другом чеченцев. В те годы он возглавлял парламентскую фракцию "Собх граждан Грузии" и выступал категорически против налаживания транспортного сообщения между Грозным и Тбилиси и заявил даже, что Чечня является непонятным государственным образованием, которое опасно для Грузии", - рассказал экс-депутат.
По его словам, грузинская сторона заморозила строительство дороги в 1998 году. "Тем не менее с нашей стороны строительство дороги велось активными темпами, и где-то к весне 1999 года было практически завершено, там оставалось всего пара километров, которые тяжело было преодолеть на машине. Но потом, с началом второй войны, дорога подвергалась постоянным бомбардировкам, а затем Итум-Кале захватили российские военные, и сообщение с Грузией было прервано", - сообщил источник.
Реализовать проект налаживания автотранспортного сообщения между Чечней и Грузией можно будет только в том случае, если такое решение будет согласовано Москвой и Тбилиси. "Строительство дороги в Грузию не находится в компетенции Кадырова. Заявление Кадырова можно рассматривать исключительно как декларацию о намерениях, но не более того", - заявил один из экспертов на правах анонимности.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47
-
08 ноября 2024, 23:35