Участники встречи в рамках лектория "Лицом к лицу" в Москве познакомились с культурой лезгинов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Очередная встреча в рамках лектория "Лицом к лицу", которая прошла в помещении московского ресторана "Гарцующий дредноут" при содействии московской Ассоциации молодежи Дагестана и объединения "Московские лезгины", была посвящена лезгинам – народу, населяющему южный Дагестан и северо-восточный Азербайджан. В этот же день лекторий отметил свое двухлетие со дня образования. За это время в рамках проекта прошло 26 встреч.
Лекторий "Лицом к лицу" проводится примерно раз в месяц. Выбор места зависит от ряда факторов - наличия свободной площадки, возможности ее соотнесения с этнической группой, о которой пойдет речь, и так далее. Узнать о встречах, увидеть ссылки на выложенные фотографии, а иногда и видео, можно на страничках лектория в социальных сетях "ВКонтакте"и Facebook.
Участники встречи узнали, что о лезгинах упоминали античные авторы еще на рубеже эр
Встреча, на которой жители Москвы и гости столицы смогли узнать о лезгинах, состоялась 27 мая.
Руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Алекберов рассказал об истории лезгин. По его словам, впервые этноним "леги" в отношении жителей региона упоминают античные авторы на рубеже эр. В VIII-IX веках на страницах арабских хроник и географических сочинений возникает новый термин – "лакзы" или "лекзы".
Но в это время под этим названием, отметил ученый, вероятно, подразумевали группу народов Южного Дагестана (или даже народы, населявшие весь Дагестан). В XIII веке известный историк Рашид ад-дин впервые употребляет название "Лезгистан" для обозначения современного Дагестана. Впрочем, одновременно сохраняется и представление о "стране Лакз" в Южном Дагестане.
Алекберов рассказал, что в том же XIII веке "страну Лакз" завоевывают монголы. После распада Золотой Орды в XV-XVII веках формируются так называемые лезгинские вольные общества – союзы нескольких сельских общин – Ахтыпаринское, Алтыпаринское и Докузпаринское. В рамках завоевания Россией Северного Кавказа в XIX веке все эти территории переходят под контроль Российской империи. В 1877 году лезгины приняли активное участие в восстании против властей, которое было жестоко подавлено.
В XIX веке, как сообщил ученый, самоназвание "лезгины" начали использовать как самоназвание кюринцы, одна из народностей Южного Дагестана. После 1920 года это словоупотребление стало официальным, а, начиная с 1920-х годов, представители лезгин требовали создания единой административной единицы, объединившей всех лезгин за счет населенных лезгинами земель южного Дагестана и Азербайджана. Возникшее в 1989 году движение "Садвал" пыталось в начале 1990-х годов создать лезгинское государство на этих землях, однако потерпело неудачу.
Будущий культуролог рассказала о традициях и мифологии лезгин
Лекция студентки четвертого курса факультета культурологии Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) Инайи Нурметовой была посвящена культуре лезгин.
В частности, она рассказала о том, что самоназвание лезгин "леги" происходило от слова "лек" - "орел", и орел занимал важное место в языческой лезгинской мифологии. Так, считалось, что после смерти человека его душа переходит в тело того орла, который склюет его печень.
Нурметова также очень подробно рассказала о различных традициях, связанных со свадьбами. К примеру, невеста должна была надевать красный платок, чтобы отпугивать духов, семья жениха часто вместо выкупа за невесту отдавала в семью невесты замуж свою девушку, а соседи невесты не выпускали свадебный кортеж за пределы села до тех пор, пока им не платили небольшой выкуп.
В промежутках между лекциями собравшиеся слушали песни певицы Амины Омаровой и игру на дудуке Ильдара Шаймятдянова. А участники детского ансамбля "Самур" выступили с танцевальной программой.
Желающие могли выучить несколько наиболее распространенных фраз по-лезгински, а также принять участие в викторине, участники которой угадывали имена известных лезгин – политиков, бизнесменов, ученых, спортсменов.
Был и кулинарный мастер-класс, в котором можно было увидеть (а потом и попробовать на вкус) приготовление лезгинской окрошки с зеленью "дагъугъа", пирогов с творогом и зеленью "арафар" и лезгинского хинкала – кусочков теста, сваренных в бульоне и подаваемых вместе с кусками мяса.
Был также и обязательный мастер-класс по танцам. В данном случае речь шла о лезгинке. Преподаватели из танцевальной студии Лейлы Букаровой буквально за 15-20 минут обучили желающих (которых набралось почти 20 человек) основам танца. А затем зрители могли выбирать, какую пару признать лучшей (отбор производился по громкости аплодисментов). Три лучших пары получили сертификат на более тщательное обучение лезгинке в студии Букаровой – на четыре и шесть занятий.
Участники встречи отмечают многонациональность ее аудитории
Акция вызвала большой интерес – зал ресторана был забит до отказа. При этом аудитория была традиционно многонациональной: помимо лезгин присутствовали русские, талыши, евреи, корейцы, азербайджанцы, армяне, табасаранцы, лакцы, аварцы, татары, марийцы, чуваши.
Те из собравшихся, с кем удалось поговорить корреспонденту "Кавказского узла", отмечали дружескую обстановку, царящую на встрече, и возможность многое узнать о народе, культура которого была известна лишь поверхностно.
Так, Дмитрий Егоров, занимающийся организацией экскурсий в Абхазию и Южную Осетию, отметил, что ему понравилось то, что люди, принадлежащие к разным народам, свободно общаются и вместе постигают новую для себя культуру.
Дружескую атмосферу, царившую на встрече, отметила Сабрина Багирова, представлявшая "Московских лезгин". Ей особенно понравилось, что все собравшиеся, несмотря на принадлежность к разным народам, с интересом отнеслись к культуре лезгин.
Аспирант факультета государственного управления Ренат Султанахмедов в свою очередь подчеркнул, что ему приятно, что в Москве действует организация, сохраняющая память о разных народах, и не дающая их представителям в Москве забыть свой язык и культуру. Он положительно оценил тот факт, что о культуре лезгин могут узнать представители других народов. "Подобный вечер позволяет показать наш народ на достойном уровне" - заключил Султанахмедов.
В продолжение этой темы президент московской Ассоциации молодежи Дагестана Аким Сеферов в своей официальной речи на мероприятии заметил, что после такого вечера вряд ли кто-то может говорить в адрес лезгин слова типа того, что это "некультурная национальность".
Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" организатор лектория Бэлла Шахмирза, для лектория "Лицом к лицу" эта встреча также стала поводом отметить свой день рождения. По ее словам, главный итог двухлетней деятельности проекта "Лицом к лицу" - формирование значительной аудитории, интересующейся жизнью разных народов. При этом аудиторию объединяют всякого рода неформальные связи, так что, по словам Беллы Шахмирза, участники лектория, в рамках которого за два года прошло 26 встреч – это одна большая семья.
"Кавказский узел" сообщал о проведенных ранее лекторием встречах. В частности, в марте этого года посетителям лектория рассказали о грузинских евреях. 19 декабря 2010 года в одном из ресторанов на Покровке прошла встреча, посвященная лакцам. 5 декабря того же года в рамках лектория "Лицом к лицу" в московском ресторане "Кино" прошла встреча, посвященная культуре абхазского народа, 14 ноября - встреча, посвященная культуре абазинского народа. 7 ноября участники мероприятия говорили о традициях кабардинского народа. Ранее лекторий провел серию встреч, организованных студентами МГУ из Ингушетии и представителями ингушской диаспоры в Москве.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47