Шевченко: адаптация в Дагестане нужна как боевикам, так и силовикам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Главным условием адаптации боевика должен быть его отказ от вооруженной борьбы против власти, а не от своих взглядов, а в механизме адаптации нуждаются как боевики, так и силовики, считает журналист Максим Шевченко. С ним согласны и некоторые простые жители Дагестана, указывающие на продолжающиеся нарушения прав человека силовиками.
Напомним, комиссия при президенте Дагестана по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни образована в соответствии с указом Магомедсалама Магомедова от 2 ноября 2010 года. Полноценная ее работа началась в 2011 году.
За время работы комиссии с повинной уже явились около 50 участников вооруженного подполья, всего было рассмотрено более 60 дел, а адаптировано более 40 боевиков, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе правительства Дагестана, не назвав более точных цифр.
Помогают власти и лицам, уже осужденным за преступные действия, но готовым исправиться. Возглавляет комиссию бывший первый вице-премьер республиканского правительства, а ныне депутат Госдумы Ризван Курбанов.
Такие же комиссии созданы и на территории городов и районов республики – это решение было принято на заседании республиканской комиссии по оказанию содействия в адаптации боевиков 28 февраля 2011 года.
Шевченко: без адаптации силовиков примирения не будет
Создание в Дагестане и Ингушетии комиссий по адаптации дало "хоть какой-то проблеск в беспросветной ситуации в этих двух республиках", считает российский журналист, ведущий "Первого канала", руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, член ОП РФ прошлого состава (в новый состав палаты не вошел) Максим Шевченко.
"Если человек не убит во время спецоперации, а жив и вернулся к нормальной жизни – это положительно. Приведу пример: во время спецоперации в Дагестане были проведены переговоры с теми людьми, кто прятался в оцепленном доме, и эти ребята сдались (речь идет о спецоперации 14 октября в Махачкале, в ходе которой после переговоров блокированные в одном из домов города сдались властям, к переговорам ранее были привлечены родственники предполагаемых боевиков – прим. "Кавказского узла"). В рамках комиссии даже следствие проводится в рамках общественного контроля", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Максим Шевченко.
Силовики требуют, чтобы условие сотрудничества со следствием было условием по адаптации. Это абсурд, такого быть не должно.
Однако, по словам эксперта, есть и такие, кто сопротивляется проведению переговоров с боевиками. "Силовики сопротивляются переговорному процессу, они хотят продолжать действовать тем же путем, что и последние годы, то есть проводить спецоперации и уничтожать боевиков", - говорит Шевченко.
По его словам, власти Дагестана и Ингушетии сошлись в том, что без проведения гражданских инициатив нельзя достичь мира.
"Силовики требуют, чтобы условие сотрудничества со следствием было условием по адаптации. Это абсурд, такого быть не должно. Сейчас адаптация в первую очередь содействует возвращению человека в мирную жизнь, главное условие адаптации - это отказ человека от вооруженной борьбы против власти, а не отказ от собственных, в том числе и оппозиционных, взглядов. То есть он не должен становиться лояльным по отношению к государству. Это его право", - отмечает Шевченко.
По мнению Максима Шевченко, адаптация должна иметь две стороны.
"С одной стороны, адаптироваться должны представители подполья, а с другой - сами силовики. Без адаптации силовых структур никакого примирения не будет. Я считаю, что подобная адаптация должна проводиться и в адрес силовых структур, которые часто используют недозволенные методы ведения следствия и предпочитают уничтожение человека диалогу с ним", - говорит Шевченко.
Руслан Курбанов: комиссия по адаптации не дала ожидаемого эффекта
Работа комиссии по адаптации боевиков не произвела планируемого эффекта, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов.
"Я убежден, что перелома не произошло ни в политике, ни в тактике и методах работы силовиков. Комиссия по адаптации боевиков – это пока осторожная попытка нащупать альтернативный путь работы в этом направлении, и ее работа на сегодняшний день не является определяющей в кавказских республиках", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Курбанов.
Эксперт отмечает, что сама работа подобных комиссий не может решить все эти проблемы. По словам эксперта, в Дагестане, "где больше всего людей было проведено через комиссию по адаптации боевиков, не могут похвастаться сотнями молодых людей, которых вывели из леса".
Комиссия по адаптации боевиков – это пока осторожная попытка нащупать альтернативный путь
"Через комиссию проведено более 40 человек, это капля в море. И в основной своей массе среди "адаптированных" нет убежденных боевиков, в основном это молодые люди, романтики, которые начитались различных сайтов, где призывают к джихаду и приехали посмотреть на это в Дагестан. Это ребята из Башкирии, Челябинской области, Казахстана и кавказских республик", - говорит Руслан Курбанов.
Он отмечает, что есть среди проведенных через комиссию по адаптации и жители Дагестана. "Но это в основном идеологически колеблющиеся молодые парни, зачастую оказавшиеся в лесу в силу стечения обстоятельств. Эти люди в основной своей массе не могут быть названы идеологическими бойцами, которые совершают громкие диверсии против политического строя на Кавказе. Я имею в виду убийства высокопоставленных силовиков, политиков высшего звена, подрывы метро в Москве и так далее – из тех, кто совершает преступления подобного звена, никто не вышел "из леса", - подчеркивает Руслан Курбанов.
Он отмечает, что работать с данной категорией боевиков "невероятно сложно".
"С такой категорией боевиков, я уверен, комиссия и не справится. Да она и не ставит такой задачи. Так что власть пока не нашла стратегии, которая помогла бы им переломить тенденцию диверсионной активности идеологических боевиков. Но даже для этих 40 человек, которые вышли из леса и сложили оружие, комиссия выполнила свою работу", - делает вывод Курбанов.
Жители Дагестана сомневаются в эффективности комиссии
Жительница Махачкалы Эльмира Магомедова на просьбу оценить работу комиссии по адаптации ответила, что это сложно сделать, так как эта структура "достаточно закрытая для общества".
"Комиссия должна состоять из уважаемых представителей дагестанского общества, религиозных деятелей, тех же журналистов. А пока из того, что показывают по сюжетам ТВ, мы видим напуганных молодых ребят и пиар политических деятелей", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" женщина.
Махачкалинец Магомед Расулов также считает, что комиссией по адаптации конфликт в Дагестане не решишь. "Ну, адаптировали человека к мирной жизни, через месяц к нему начнут приходить силовики "проводить беседы". Они ведь понимают - если человек вернулся из "леса", значит он в курсе того, кто там остался! И опять пошло поехало", - говорит Расулов.
Он считает, что нужно "бороться с проблемой с корня, а не с ее придатков", указывая на то, что в республике продолжаются похищения людей в связи с их религиозными убеждениями.
"Мы видим, что уже ответная реакция со стороны мусульманского сообщества достаточно сильная. Помните митинги ноября (21 и 25 ноября 2011 года в Махачкале прошли митинги, организованные общественными организациями "Союз справедливых", "Дагестан - территория мира и согласия" и "Ахлю Сунна", в них приняли участие родственники похищенных людей – прим. "Кавказского узла")? Когда в Дагестане подобное было, чтобы 7-8 тысяч человек собрались на протест? Такого не было. Есть конфликт, есть конфликтующие стороны, с ними и нужно вести диалог", - отмечает Магомед Расулов.
Ранее "Кавказский узел" писал, что некоторые представители общественности Дагестана также выступают с критикой работы комиссии. Так, по мнению известного поэта Адалло, создание комиссии не может решить проблемы с вооруженным подпольем, при продолжающихся нарушениях прав человека в республике силовиками.
С ним согласен и сопредседатель общественного движения "Территория мира и развития" Аббас Кебедов, по словам которого, через комиссию пока не прошел ни один реальный боевик, а сама комиссия нуждается в более серьезных полномочиях.
Ризван Курбанов: комиссия по адаптации - перспективна
Однако участники слушаний "Миротворческая практика на Северном Кавказе: опыт, модели, методы повышения эффективности", прошедших 29 ноября 2011 года в Общественной палате РФ считают, что работу по возвращению боевиков к мирной жизни надо продолжать.
А руководитель комиссии Ризван Курбанов считает, что результаты ее деятельности свидетельствуют о больших перспективах. Среди заслуг комиссии он отмечает, что уже удалось добиться перелома в настроениях многих членов подполья и появления у них желания отказаться от противоправной деятельности и вернуться к мирной жизни, о чем свидетельствуют участившиеся случаи сдачи боевиков в ходе проведения спецопераций.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13