Армянская диаспора России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Армянская диаспора существовала с момента потери армянами государственности в 1375 (когда в борьбе с мамлюками пало Киликийское царство). Она сильно увеличилась после геноцида армян в Османской Турции в 1915 г. Существенный рост диаспоры обозначился в 1990-х годах, когда началась беспрецедентная миграция из Армении. Эта миграция была обусловлена социально-экономическими факторами: последствия землетрясения, война с Азербайджаном, блокада, развал СССР и всех его экономических связей и, как следствие, безработица и низкий уровень жизни. Большая часть, - около 1 млн мигрантов, осела в России, США и европейских странах.
Сегодня армянские общины существуют на Ближнем и Среднем Востоке (Иран, Ливан, Сирия, Иордания, Израиль), в Африке (Египет, Эфиопия), Европе (Франция, Болгария, Германия, Греция, Англия и т.д.), Америке (США, Канада, Аргентина, Уругвай, Бразилия), Австралии, Новой Зеландии, постсоветских государствах (Россия, Грузия, Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Туркмения и т.д.). Основная часть армянской диаспоры проживает в России (более 2 млн человек), США (более 1 млн), Грузии и Франции (около 450 тыс. в каждой), Украине (около 130 тыс.), Ливане, Иране, Сирии, Аргентине, Канаде, Австралии (по 70-80 тыс. в каждой стране).
Россия и Армянская церковь
История армянских общин в России неразрывно связана с историей конфессиональной, колонизационной и национальной политики России. Русь, Московское царство, а затем – Российская империя, как известно, были державами православными. Православная церковь и государство веками составляли неразрывное целое, и положение иностранцев зависело от того, к какой религии они принадлежали. Негативное отношение к Армянской церкви перешло на Русь из Византии. Суть его заключалась в том, что Армянская церковь рассматривалась как придерживающаяся учения о монофизитстве, которое, в представлении православных, состояло в признании только божественной сущности Иисуса Христа при отрицании человеческой. Для византийцев Армения была еще и внешним врагом, поэтому ненависть имела очень глубокие корни. Вот почему предстоятели Русской православной церкви считали армянскую веру худшей из ересей. Так, митрополит Киприан (1376-1406 гг.) отзывался о ней как о "ереси гнуснейши паче всех ересей". То же отношение к армянской вере сохранялось и в последующие столетия.
Признаки перемен обозначились в правление Петра I. Лояльное отношение властей к Армянской церкви в немалой степени было связано с политическими расчетами русского царя. В поисках возможных союзников российской политики на Востоке он обратил внимание на армян, которые уже много веков были рассеяны по территориям различных государств. Большая часть проживала в Турции. Вторая по численности община находилась в Персии. И хотя в местах компактного проживания армянами управляла их собственная знать - мелики и юзбаши, - тем не менее, единственной организацией, объединявшей всех армян, где бы они ни жили, оставалась Армянская церковь, которая, со времен Петра Первого, уверенно выступает в роли политического партнера России в регионе.
Позже, политику Петра в отношении армян подтвердила Екатерина II. 30 июля 1768 года она издала особую грамоту, в которой, в частности, давалось обещание по примеру предков "...весь честный армянский народ в Нашей Императорской милости и благоволении содержать...". Грамота имела очень важное значение и в том смысле, что признала юрисдикцию верховного католикоса на территории Российской империи. С этого времени начинается новый этап в развитии отношений России с Армянской церковью.
В 1780 г. Екатерина II одобрила план Григория Потемкина об отделении от Турции областей, населенных армянами, и создании государства под протекторатом России. Важнейшая роль в подготовке военной кампании отводилась именно Армянской Церкви. Вот почему активные консультации Г. Потемкин вел с Гукасом, с патриархом гандзасарским и архиепископом князем Иосифом Аргутинским-Долгоруким.
В 1779 г. по приглашению Екатерины II из Крыма на Дон переселились более 12,5 тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. В четырех километрах от крепости Св.Дмитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел: Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.
Сотрудничество продолжилось в годы правления Александра I. Новый император, вообще терпимо относившийся ко всем христианским исповеданиям, следовал политике своих великих предшественников. В рескрипте от 12 сентября 1801 г. главнокомандующему войсками в Грузии генералу Кноррингу император приказывал стараться привлечь симпатии армян, способствовать "утверждению вообще христиан, оказывая по возможности покровительство араратскому патриаршему монастырю Эчмиадзину, содержать с главою церкви онаго приязненные отношения".
Армянская топономика в Москве
В Москве армяне появились в XIV веке и по указу Ивана Грозного селились в районах Белого города, Никольско-Столпового переулка. И в XIX веке этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название переулка в Москве. Также в Москве есть Армавирская улица, названная в честь города Армавира в Краснодарском крае, который в свою очередь название получил от одной из великих армянских столиц — города Армавира (IV—III века до н. э.).
В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. В 1922 году Малая Серпуховская улица была переименована в честь Люсик Лисинян (Лисиновой), которая была студенткой Московского Коммерческого училища, одним из организаторов революционной молодежи, погибшей 1 ноября 1917 года в бою на Остоженке. Улица была названа Люсиновской улицей. К Люсиновской улице примыкают три Люсиновских переулка. В 1930-х годах улица, близ станции "Преображенская площадь", была названа в честь армянского революционера, работавшего в органах ВЧК Армении Георгия Атарбекова — улица Атарбекова. Неподалёку от Мневников есть площадь Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна — площадь Бабаджаняна. В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов). В последнее время в районе Отрадного появилась улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках также есть улица Айвазовского, которая носит имя деятеля армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованес Айвазян), который создал художественную историю российского флота.
На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания Ан СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является автором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, возглавил коллектив, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь армянского поэта Ованеса Туманяна. На Северо-западе Москвы есть район Лианозово, названый по фамилии армянских купцов и предпринимателей Лианозовых, владевших здешними земельными участками до революции.
Также следует упомянуть тот факт, что современный Серебряный переулок в XVIII веке именовался Мануков переулок, по фамилии деда Александра Суворова — Ф. С. Манукова, одного из домовладельцев.
Российские регионы проживания армян
Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье. По состоянию на 2002 год, картина следующая:
Регион | Численность (чел.) |
Краснодарский край | 274,566 |
Ставропольский край | 149,249 |
Москва | 124,425 |
Ростовская область | 109,994 |
Московская область | 39,660 |
Волгоградская область | 26,974 |
Саратовская область | 24,976 |
Самарская область | 21,566 |
Санкт-Петербург | 19,164 |
Республика Северная Осетия - Алания | 17,147 |
Республика Адыгея | 15,268 |
Современная миграционная волна
Всесоюзная перепись населения 1989 г. зафиксировала на территории РСФСР примерно полмиллиона армян, значительная доля которых была сосредоточена около южных границ России, а примерно 50 тыс. проживали в Москве и Ленинграде. Официальной статистики в 1990-х гг. не велось, однако с уверенностью можно сказать: за счет иммиграции количество армян в РФ резко возросло, а социальный и этнографический состав диаспоры сильно изменился.
Распад СССР вызвал новую большую волну эмиграции армян в Россию. Причинами исхода из республики стали разрушительное Спитакское землетрясение (1988 г.), транспортная блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, неблагоприятные социальные условия, массовая безработица. Основная часть армянских эмигрантов нашла пристанище в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, Москве, в промышленных центрах Урала и Сибири. Огромное число армян эмигрировали в Россию из Абхазии и Азербайджана, спасаясь от войны и этнических чисток. В этот период из Армении в Россию эмигрировало около 700 тысяч армян, меньшая часть - в Европу и США. В 1989 г. общее число армян в России составляло 532 тысяч, а в 1994 г. - уже 1,8 млн. Так постепенно происходило формирование новой армянской диаспоры России, которая насчитывала в 2003 г. около 2,2 млн человек.
Миграционные волны начались сразу после первых погромов в Сумгаите. В 1988–1990 гг. беженцы из Азербайджана ехали в Армению и Россию. Карабахский конфликт, экономическая блокада и энергетический кризис первой половины 1990-х гг. привели к первой значительной эмиграции из самой Армении. В этой волне значительную часть составляли уезжавшие семьями азербайджанские армяне, так и не сумевшие в условиях перманентно разрастающегося кризиса обосноваться на "исторической родине". Они покидали ее окончательно, в отличие от большинства граждан Армении, которые тогда выезжали только на заработки и не собирались порывать связи с родиной.
Экономическая стабилизация середины 1990-х гг., на время сократившая поток эмиграции, закончилась вместе с кризисом 1998 г. Ухудшение экономической ситуации, кризис верхов, завершившийся "дворцовым переворотом", а особенно трагедия, разыгравшаяся в парламенте РА 27 октября 1999 г., и последовавшая за ней чехарда в высших эшелонах власти — все это привело к росту неуверенности у населения и к новому витку эмиграции. Кроме того, с 1998 г. начался массовый отъезд граждан Армении с семьями (иногда в форме вызова жен и детей обосновавшимися на новом месте отходниками).
Основной принимающей страной стала РФ, куда уехало примерно 80% эмигрантов. По неофициальным данным, в Москве сейчас проживает более 600 тыс. армян — больше, чем во всей российской диаспоре 1980-х гг. Характерным явлением стало чрезвычайно широкое дисперсное расселение иммигрантов в малых городах и даже в сельской местности РФ.
Специфика армянской диаспоры России
С распадом СССР на постсоветском пространстве образовалась армянская диаспора, качественно отличающаяся от прежней. По сравнению с диаспорой в странах дальнего зарубежья, армянская община России не обладает столь сильным политическим, финансовым и организационным потенциалом и, скорее, сама является объектом патронажа со стороны мировой армянской диаспоры. Причин здесь несколько.
Во-первых, армянская диаспора России достаточно неоднородна как в социальном, так и в этнокультурном смысле. Так, большая часть армян, обосновавшихся в России в "доперестроечный" период, адаптирована в правовом и социально-экономическом плане. Значительную же часть тех, кто приехал в РФ в конце 1980-х - в 1990-е гг., составляют люди с неопределенным гражданским статусом, испытывающие затруднения в трудоустройстве и другие социально-экономические проблемы. Как следствие, создаваемые ими объединения носят характер адаптационных центров, в которых этнокультурные и политические задачи отходят на второй план. В то же время именно среди армянских эмигрантов 1990-х гг. немало тех, кто сумел создать финансовые, коммерческие структуры и активно участвует в лоббировании экономических интересов, - правда, не столько Армении, сколько отдельных кланов из числа армянской диаспоры.
Армяне, относящие себя к "коренным россиянам", крайне насторожено относятся к армянским мигрантам 1990-х гг., не без основания считая, что в их среде немало криминальных личностей и групп, чья деятельность отрицательно влияет на отношение русского населения и властей к выходцам из республик Закавказья. Этнокультурная неоднородность армянской диаспоры проявляется в том, что определенная дистанцированность существует между армянами - выходцами из Армении и из других республик бывшего СССР, особенно Азербайджана. Азербайджанские, в первую очередь, бакинские армяне определяют в качестве виновника обострения армяно-азербайджанских отношений руководство Армении, чьи "непродуманные политические шаги создали для армян в Азербайджане нетерпимую обстановку". "Особой кастой" в диаспоре называют тбилисских и среднеазиатских армян, которых "айастанские" армяне (выходцы из Армении) считают "ассимилированными". Вследствие этих причин армянская диаспора России менее консолидирована, чем в странах дальнего зарубежья.
Во-вторых, несмотря на то, что экономический потенциал выходцев из Армении, проживающих в России, достаточно высок, особенно в сфере среднего бизнеса (рестораны, магазины, швейные и сапожные мастерские, пекарни), финансирование армянских диаспоральных объединений осуществляется ими крайне редко. По некоторым оценкам, крупный армянский бизнес носит криминальный характер и большого интереса к благотворительности не проявляет. Средний бизнес также не спешит вкладывать деньги в развитие армянских общественных, культурных объединений, школ. Ситуация иная, если речь идет о возможном лоббировании экономических проектов. Данное положение качественно отличается от механизмов финансирования армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья. Так, во Франции и США армянский бизнес не только финансирует церкви, школы, культурные центры, но и выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств.
В-третьих, особенностью армянской диаспоры России является отсутствие "конкуренции" основных партий ("Дашнакцутюн", "Рамкавар", "Гнчакян"), борющихся за влияние на диаспору. В армянской диаспоре позитивно оценивается конкуренция различных партий и движений, пытающихся бороться за влияние на нее. Критерием же оценки их деятельности является реальный вклад в развитие диаспоры (финансирование, создание школ, библиотек, поддержка предпринимательства). Этот реальный вклад наглядно демонстрирует, какие партии и движения способны содействовать развитию диаспоральных объединений. В России гнчакяны и рамкавары не имеют сетевой структуры, в отличие от дашнаков, а потому традиционная конкуренция трех партий отсутствует.
В-четвертых, не пройдена стадия становления армянской диаспоры в России на институциональном уровне, существует конкуренция между армянскими объединениями Москвы, вследствие чего фактически отсутствует единый в федеральном масштабе координационный центр.
Армянские диаспоральные организации России
По числу общественно-политических и культурных объединений в российских регионах армянская диаспора стоит на 4 месте после евреев, украинцев и татар. В России выходит журнал "Армения и мир", в попечительский совет которого входят Абел Аганбегян, Армен Джигарханян, Андраник Мигранян, Артур Чилингаров. Одной из задач журнала является информирование российского читателя о процессах, происходящих в армянской диаспоре в России и за рубежом. Среди представителей крупного, а особенно среднего бизнеса, политиков, деятелей культуры и искусства также немало выходцев из Республики Армения, часть которых входит в армянские диаспоральные объединения либо оказывает им содействие.
Уже сейчас существующие в России организации и объединения армян, несмотря на их неоднородность и разрозненность, представляют интерес как возможный инструмент развития российско-армянских отношений. Объединения армянской диаспоры, кроме осуществления образовательных и культурных программ (создание частных и воскресных школ, проведение дней культуры), благотворительной деятельности, декларируют в качестве основных задач содействие в решении карабахской проблемы, противодействие идеологии пантюркизма.
Так, Центр русско-армянских инициатив (существует с 1994 г.) выполняет следующие функции:
- содействие развитию двусторонних российско-армянских отношений;
- осуществление контактов с государственными организациями России, средствами массовой информации с целью формирования общественного мнения о ситуации в Армении, о политике России в отношении Армении. Основной формой осуществления поставленных задач является издательская деятельность (журнал "Диалог", газета "Армянский вестник");
- подготовка и издание аналитических докладов;
- издание архивных документов, касающихся истории российско-армянских отношений.
Особое место в деятельности Центра занимает проблема Нагорного Карабаха, что включает формирование общественного мнения в России о политической и правовой ситуации в Нагорном Карабахе, популяризацию сведений об истории этого региона, о легитимности НКР. По некоторым сведениям, Центр русско-армянских инициатив поддерживает контакты с международным бюро партии "Дашнакцутюн" в Мюнхене, но финансовой и организационной подпитки оттуда не получает.
Солидный лоббистский потенциал имеет Фонд русско-армянского содружества, руководство которым осуществляют члены российского бюро партии "Дашнакцутюн". Одной из основных задач Фонда является укрепление российско-армянского сотрудничества, лоббирование интересов Армении и армянской диаспоры в политических и деловых кругах Москвы.
В июне 2000 г. в Москве состоялся учредительный съезд представителей армянских общин Российской Федерации, который принял решение о создании общероссийской общественной организации Союз армян России (САР). Деятельность этой организации нацелена на обеспечение процесса самоорганизации российских армян для сохранения национальной самобытности, культуры, языка, веры, оказание многоплановой помощи исторической родине, восстановлении экономики страны, содействии упрочнению российско-армянских межгосударственных отношений. Немаловажную роль в армянской диаспоре России играет также Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС), основной задачей которой является углубление связей между деловыми кругами Армении и России, а также создание наиболее благоприятной атмосферы для развития экономических взаимоотношений между двумя странами.
Вместе с тем, потенциал любой диаспоры определяется не только состоянием диаспоральных объединений. Не менее важную роль играет деятельность отдельных представителей диаспоры, занимающих влиятельное положение в политических, деловых и культурных кругах страны. В этом аспекте "личностный" потенциал армянской диаспоры в России намного превышает возможности азербайджанской диаспоры, в которой намного меньше влиятельных политиков, ученых, журналистов, деятелей культуры, вхожих в высшие эшелоны власти и способных оказать воздействие на позицию России. Журналисты, ученые и публицисты из числа армянской диаспоры активно используют СМИ для создания позитивного образа Армении и для формирования общественного мнения по поводу истоков конфликта и современной ситуации в НКР.
Единый координационный Центр федерального уровня у армянской диаспоры России отсутствует, но ряд организаций, среди них Международный Центр по связям с армянскими общинами, Международная армянская ассамблея и др., пытаются взять на себя лоббистские функции и наладить тесные контакты с региональными объединениями. Так, Международный Центр по связям с армянскими общинами, входящий в состав Конгресса национальных объединений России, ставит своими задачами поддержку армянского бизнеса в российских регионах; политическую консолидацию армянского электората с целью поддержки тех российских партий и движений, которые защищают интересы национальных меньшинств; защиту национальных интересов Армении.
В целом только в Москве на 1 марта 1999 г. функционировало около 15 армянских общественных организаций и объединений и 9 окружных национально-культурных автономий. Солидным финансовым и экономическим потенциалом обладают армянские общины Краснодарского, Ставропольского и Красноярского краев, Омской, Челябинской, Читинской, Магаданской областей. Несмотря на малочисленность, богата и влиятельна армянская община Якутии. Как показывает анализ, большая часть этих организаций рассматривает себя как инструмент укрепления и развития российско-армянских отношений.
Однако на межгосударственном уровне потенциал армянской диаспоры России востребован пока не в полной мере. Отдельные политические партии и движения пытаются использовать возможности армянских объединений, но таких примеров не много.
Объясняется такое положение рядом причин:
1) За годы Советской власти республикой был накоплен богатый опыт взаимодействия с армянской диаспорой, но только в странах дальнего зарубежья. В России, в силу понятных причин, до конца 1980-х гг. армянских диаспоральных объединений быть просто не могло.
2) Значительная часть армян, проживающих в России, негативно относится к руководству РА и новой армянской элите, считая ее "некомпетентной и коррумпированной". Исследователи сообщают, что беседуя с лидерами армянских объединений, приходилось слышать, что политическая и деловая элита РА, искусственно сдерживает контакты с диаспорой в России, ограничивает возможности влияния российских армян на ситуацию в Армении, считая их конкурентами. Часть армянской элиты, напротив, полагает, что все уехавшие из Армении в 1990-е гг. - это "дезертиры" и никакие контакты с ними не нужны. По оценке руководства армянских объединений в России, у них нет взаимопонимания и четкого взаимодействия с государственными организациями РА, т.к. последние видят в диаспоре лишь источник финансовой подпитки и ориентируются на богатую, имеющую солидный лоббистский потенциал диаспору дальнего зарубежья.
3) Подавляющее большинство армян, проживающих в РФ, настроены пророссийски, в отличие от армянской диаспоры США и Западной Европы, требующей от РА более тесной интеграции с США и западноевропейскими государствами, углубления сотрудничества с НАТО. Однако на межгосударственном уровне политический потенциал армянской диаспоры в России практически не используется. Отсутствует концепция взаимодействия с диаспорами стран СНГ и Балтии, проживающими в России, как с возможным инструментом укрепления и развития двусторонних отношений, а главное - нет такой практики. Речь может идти лишь об отдельных единичных примерах. Армянской диаспорой России положительно воспринято принятие в 1995 г. постановления Госдумы РФ о признании Геноцида армянского народа, позитивно оценивают в диаспоре современное состояние российско-армянских отношений, позицию России по Нагорному Карабаху. В то же время негативное влияние на взаимодействие армянской диаспоры с российскими государственными организациями оказывает нарушение прав так называемых "лиц кавказской национальности", особенно в Москве; имеют место случаи проявления национализма и ксенофобии, которым не всегда дается своевременная и однозначная оценка со стороны российских официальных лиц.
Таким образом, после распада СССР на территории России появилась качественно новая армянская диаспора, влияние которой как на внешнюю политику Армении, так и на армяно-российские отношения было до сих пор невелико. Причиной тому были следующие обстоятельства:
- крайняя разобщенность и неоднородность армянской диаспоры России,
- отсутствие диаспоральных институтов для консолидации армян России, что объясняет слабый лоббистский потенциал российской армянской общины.
Источники:
- Журнал социологии и социальной антропологии, Википедия, журнал "Обозреватель", История диаспор России: XVIII – начало ХХ в., Сайты Referatcity.Ru, FindArmenia.Com, muhomor.org, Yerkir.am, Azg.am, Lragir.Am, HayAry.org, Encyclopedia.Am, Miacum.Ru.
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36