Скаков: между жителями Южной Осетии и Грузии остается повышенным уровень напряжения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Называемые в официальных документах вооруженные конфликты между Грузией и Южной Осетией в 1992, 2004 и 2008 годах являются войнами, считает старший научный сотрудник Институт востоковедения Российской академии наук Александр Скаков. По его мнению, в настоящее время налаживание отношений Южной Осетии с Грузией невозможно. Коллега Скакова Михаил Рощин считает, что Россия излишне контролирует ситуацию в Южной Осетии.
Напомним, 17 февраля в отделе Кавказа института этнологии и антропологии Российской академии наук (РАН) в Москве в рамках регулярной рабочей программы "Кавказ и Средняя Азия - история, культуры и народы" состоялся семинар "Внутриполитическая ситуация в Южной Осетии: президентские выборы, вызовы и угрозы". Целью семинара, по словам организаторов, было обсуждение наиболее актуальных проблем современного кавказоведения и исследований по Средней Азии.
С докладом выступил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт востоковедения РАН, координатор от рабочей группы Центра по изучению Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Александр Скаков. Он сделал подробный анализ внутриполитической ситуации Южной Осетии.
Скаков о внутриполитической ситуации в Южной Осетии
у оппозиции действующего лидера Южной Осетии нет серьезного кандидата на пост президента
В частности, были перечислены все возможные кандидаты на пост президента республики на ближайших президентских выборах. Это, по мнению Скакова, посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев, председатель парламента Станислав Кочиев, лидер оппозиционной партии "Отечество" Вячеслав Габозов. Скорее всего, считает исследователь, действующий президент подготовит себе в качестве преемника генерального прокурора Южной Осетии Таймураза Хугаева.
Скаков полагает, что у оппозиции действующего лидера Южной Осетии нет серьезного кандидата на пост президента, однако власть в этой республике дает основания ее критиковать, и в этом состоит преимущество оппозиции.
"Вскоре, вероятно, Кокойты (президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. – прим. "Кавказского узла") открестится от некоторых чиновников, запятнанных коррупцией, потому что они могут его скомпрометировать. Возможно, в ближайшее время будет сменен председатель республиканского правительства Вадим Бровцев. Кокойты в данный момент стремится нейтрализовать оппозицию и дать понять политическим противникам, что им все равно не удастся пройти на выборах. Но согласится ли Москва на того преемника, которого хочет оставить после себя Кокойты?" - рассуждает Александр Скаков.
Кроме того, говорит он, Запад надеется, что Россия откажется от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, поэтому не идет на конструктивное сотрудничество при нынешних обстоятельствах.
В Южной Осетии наблюдается кризис села
"Если бы Запад этого не ждал, возможно, получилось бы наладить сотрудничество России и международных организаций, таких как ОБСЕ. Южная Осетия между тем не может опираться на свои силы в экономическом смысле. Сейчас практически все товары и продукты завозятся туда с севера, то есть, из России. В республике наблюдается кризис села. До начала серьезных конфликтов с Грузией, то есть до начала 90-х годов, республика получала продукты и товары из Гори по железной дороге", - отмечает ученый.
Сам Скаков, по его признанию, был в Цхинвале за два месяца до начала августовских военных событий 2008 года и, оценив обстановку, предсказал вооруженный конфликт в конце лета. В итоге прогноз сбылся.
На вопрос о том, возможно ли для Южной Осетии налаживание отношений с Грузией, Скаков ответил, что, на его взгляд, интеграция была возможна до вооруженного конфликта 2004 года, однако сейчас это нереально из-за постоянного напряжения с обеих сторон. "Отношение к Грузии среди осетинского общества негативное. Наличие грузинских родственников и грузинского акцента плохо влияет на отношение к человеку", - заявил исследователь.
Наличие грузинских родственников и грузинского акцента очень негативно влияет на отношение к человеку
По мнению Скакова, за последние 20 лет было три войны между Грузией и Южной Осетией - в 1992, в 2004 и в 2008 году. Однако, отмечает он, в официальных документах они называются не войнами, а конфликтами.
Некоторые коллеги не согласились с докладчиком в том, что эти конфликты действительно можно называть войнами.
Однако сотрудница югоосетинского МИД Мадина Валиева, присутствующая на мероприятии, поддержала Скакова. По ее словам, она находилась во время событий августа 2008 года в Южной Осетии и точно знает, что это была война. Она и ее земляки, подчеркнула Валиева, конфликты 1992 года и 2004 года тоже считают войнами.
Касаясь вопроса о будущих президентских выборах, дипломат сообщила, что югоосетинские оппозиционеры, находящиеся в Москве, обратились в парламент Южной Осетии с предложением отменить для кандидатов в президенты ценз оседлости — требование, чтобы кандидат жил в республике определенное количество лет. Это предложение направлено на расширение списка претендентов на пост главы республики. Однако, пока неизвестно, что скажут парламентарии.
Рощин: Москве было бы разумно дать Южной Осетии больше самостоятельности
Старший научный сотрудник института востоковедения РАН Михаил Рощин считает прозвучавший доклад Скакова чересчур сконцентрированным на политике.
"Он подробно описывал, какие существуют политические веяния относительно Южной Осетии в Москве, чего хочет Москва, чего хочет команда Бровцева и так далее. Это такой специфический анализ. Как мне кажется, автор меньше задавался вопросом, а чего, собственно, хочет само население Южной Осетии. С моей точки зрения, это тоже было бы интересно", - заявил Рощин.
Он отметил, что общался с представителями Южной Осетии. "Здесь особая ситуация, которую необходимо учитывать. Малочисленное население. В результате боевых действий множество людей перебралось в Россию. Существующая элита в республике тоже весьма малочисленна. Они все знают друг друга, то есть этот мир очень узкий. Все знают слабости и достоинства друг друга", - подчеркнул ученый.
Рощин полагает, что появление Южной Осетии как частично признанного независимого государства могло бы послужить стимулом для всех осетин - и северных, и южных - к объединению на основе своей государственности.
"Югоосетинская область была в советское время небольшим и малозаметным регионом, а теперь, в результате игры различных политический сил, она обрела определенную независимость. Со стороны Москвы было бы разумно дать республике больше самостоятельности, и тогда процесс развития ее шел бы быстрее. А потом Россия могла бы сделать из нее своеобразную витрину своих достижений, раз уж в 2008 году ее взяла под контроль. Сама Южная Осетия на ноги не встанет в силу малых ресурсов и малой численности населения", - уверен Михаил Рощин.
Он отметил, что на данный момент из-за политической напряженности российские ученые-кавказоведы не поддерживают научные связи с коллегами из Грузии, хотя личные контакты сохраняются. "В 2003 году в Москве была последняя крупная конференция, на которую пригласили кавказоведов отовсюду, в том числе и из Грузии. Это было в тот момент, когда произошла "революция роз" и власть взял Саакашвили (президент Грузии Михаил Саакашвили. – Прим. "Кавказскогоузла"). А потом все научные контакты были перерублены грузинской стороной", - констатирует ученый.
"Раньше Грузия называла Южную Осетию Цхинвальским регионом, считая ее областью в своем составе. Грузия даже не признавала, что этот особый национальный регион имел определенные права. Это была капитальная ошибка грузинского руководства", - говорит Рощин.
Российским ученым-кавказоведам не хватает сотрудничества с грузинскими коллегами
Ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Юрий Анчабадзе также сожалеет, что сейчас невозможна совместная работа российских и грузинских специалистов: "Существует трудность межгосударственного общения, да и власти могут негативно отреагировать, мы не знаем, как отразятся на наших коллегах контакты с нами. Но мы очень сожалеем об этом и стремимся к общению. И наши грузинские коллеги тоже хотят этого, я верю, что мы скоро сможем общаться, как и было раньше".
На мероприятии присутствовали также иностранные гости, работающие в России.
Директор Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук Жан Радвани рассказал о поездке в Южную Осетию, которую совершил еще в советское время. По словам ученого, ему особо запомнилось, как его грузинские и осетинские друзья показывали ему виноградники с множеством сортов винограда и угощали его вином, изготовленным из каждого.
Аспирант из США, работающий в данное время в Москве, Ян Ланцелотти заявил, что ему импонирует обстановка, когда люди разных национальностей могут сидеть за одним столом и общаться, обсуждая темы, интересные и близкие каждому из них.
Как сообщал "Кавказский узел", после августовского конфликта 2008 года президент РФ подписал указы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Президент Грузии Михаил Саакашвили охарактеризовал это решение руководства России как "беззаконие", и Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения. Грузия по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, но отвергает вариант силового решения конфликта и готова предоставить их жителям те же права, что и своим гражданам. Об этом говорится в "Стратегии в отношении оккупированных территорий".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 07:37
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36