Орлов: список авторов заявления-критики "Мемориала" в Чечне подделан
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление неправительственных организаций Чечни, в котором они критикуют действия Правозащитного центра "Мемориал", есть не что иное, как яркое подтверждение невозможности работы правозащитников в этой республике. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" руководитель ПЦ "Мемориал" Олег Орлов.
"После убийства Наташи Эстемировой в заявлении Правозащитного центра "Мемориал" было сказано, что Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в республике. Опровержения этих слов, в числе прочих, Рамзан Кадыров добивается сейчас в суде. Тверской районный суд Москвы признал эти слова "не соответствующими действительности" и потребовал опровергнуть. 12 января 2010 года дело будет рассматриваться в кассационной инстанции", - говорит Орлов.
"Заявление НПО Чеченской Республики по поводу возобновления работы ПЦ Мемориал" появилось на днях на сайте Уполномоченного по правам человека в Чечне. Под ним стоят имена 32 представителей общественных организаций.
"Возвращение ПЦ "Мемориал" в Чеченскую Республику стало главной новостью так называемых либеральных СМИ и интернет-ресурсов России, отодвинув на задний план даже гораздо более значимый для судеб мира климатический саммит, проходивший в Копенгагене. Приветствуя возобновление деятельности известной правозащитной организации в республике, хочется обратить внимание на следующие обстоятельства. Работу свою в Чечне "Мемориал" прекратил вроде бы по собственной инициативе. Хотя его "самостоятельность" давно уже является секретом полишинеля. И "гуляет" "Мемориал", в отличие от кота из известного мультфильма, не "сам по себе", а там, где ему укажут и только там, где больше мышей", - сообщается в распространенном заявлении.
"Сотрудники "Мемориала" (…) подходят к решению вопросов защиты прав людей, зачастую, без учета местной специфики, с точки зрения единых стандартов западных стран, с жестким противостоянием существующим властным структурам, легитимность которых они, в лучшем случае, ставят под сомнение", - сказано в заявлении.
"Все их действия направлены не на разрешение возникающих вопросов в рамках самой республики и даже России в целом, а во вне, с целью наложения каких-то санкций и предъявления требований к Чечне и России со стороны международного сообщества. Другими словами, в действиях "Мемориала" явно присутствует политический подтекст", - сказано в документе, которое было разослано различным СМИ.
По мнению Орлова, "заявление НПО" - "хорошо иллюстрирует, что работа неправительственных организаций в Чечне действительно становится практически невозможной".
"Я прочел заявление ещё 22 декабря, когда на электронную почту "Мемориала" пришёл этот текст с адреса пресс-службы Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике, являющегося официальным должностным лицом, представляющим позицию властей этой республике. О самом тексте сказать почти нечего: местами - подлый, местами - глупый. Из текста заявления следует, что работа "Мемориала" в Чечне возможна только при определенных условиях", - говорит Олег Орлов.
Орлов рассказал, что когда правозащитники увидели подписи под текстом, то "сразу поняли: многие из тех, чьи имена там стоят, не могли его подписать".
"Многие из "подписантов" - те, кого мы давно знаем как порядочных людей и настоящих правозащитников. Наши догадки быстро подтвердились. Буквально на следующий день многие из людей, якобы подписавшихся под этим письмом, сообщили нам, что они не только не подписывали текст, но, более того, узнали о его существовании уже задним числом, после того, как текст был распространён. То есть авторы этого заявления и те, кто его рассылал, не то что вынуждали людей подписывать - они просто не посчитали нужным даже известить тех, чьи подписи они поставили, что такой текст готовится и рассылается!" - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Олег Орлов.
"Ситуация в Чеченской Республике складывается таким образом, что в этой республике никак не хотят считаться с правозащитными организациями и не скрывают этого, в наглую используют имена правозащитников. Я могу сейчас назвать, по крайней мере, четырёх руководителей организаций, которые заявили, что не подписывали это письмо и разрешили мне сказать об этом: Липкан Базаева - руководитель организации "Женское достоинство", Абдулла Истамулов - президент центра "СК-Стратегия", Супьян Басханов - из Комитета против пыток, Минкаил Эжиев - руководитель Правозащитного центра Чеченской Республики", - подчеркнул Олег Орлов.
Правозащитник высказал надежду на то, что "у властей Чеченской Республики хватит здравого смысла, чтобы не оказывать давления на тех, кто не желает, чтобы их собственные подписи за них ставил кто-то другой".
"Кроме того, нам достоверно известно ещё более чем о десяти организациях, которые тоже не подписывали это "заявление", но чьи имена были поставлены без их ведома. Исходя из реалий нынешней Чечни, я не буду называть их имена без их на то специального разрешения. Мы думаем, что на самом деле их значительно больше", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Олег Орлов.
Правозащитник отметил, что представители общественных организаций опасаются за свою безопасность, поэтому не могут открыто выступить с заявлением, проясняющим суть дела.
"Но, с другой стороны, возникает вопрос: "А как дальше гражданское общество, правозащитные организации могут работать в этих абсолютно ненормальных условиях, которые созданы в Чеченской Республике?" Эта дикая история ярко иллюстрирует и доказывает правоту моих слов. И я намерен говорить об этом на судебном заседании 12 января, когда в Мосгорсуде будет рассматриваться наша кассационная жалоба", - рассказал Олег Орлов.
Председатель Общества российско-чеченской дружбы Станислав Дмитриевский в интервью Prague Watchdog передал слова одного из якобы подписантов заявления чеченских НПО Супьяна Басханова, руководителя регионального отделения Межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток" (его фамилия стоит в списке подписантов под номером 22): "О том, что ПЦ "Мемориал" в Чеченской Республике возобновил правозащитную деятельность, узнал сегодня, 23.12.09 года, когда информировал меня головной офис МРОО "КПП" по факсу. К заявлению с подписями 32 организаций не имею никакого отношения".
"Когда я обсуждал ситуацию с коллегами, мне сказали: не суди "подписантов" слишком строго. Дело даже не в их личной безопасности. У каждого есть семья, и в случае если они публично скажут правду, в кадыровской Чечне безопасность их детей, супругов и родителей окажется под угрозой. "Чеченских общественников" стоит лишь пожалеть", - говорит
Связаться с указанными в "заявлении" лицами корреспонденту "Кавказского узла" не удалось.
Взять комментарий у уполномоченного по правам человека Нурди Нухажиева оказалось пока невозможным, он был вне зоны доступа.
ПЦ "Мемориал" объявил о возобновлении работы 16 декабря, спустя пять месяцев после принятия решения о временном приостановке своей деятельности на территории Чечни, связанной с убийством Эстемировой. После этого представители некоторых местных неправительственных организаций и местные жители заявили, что возобновление деятельности организации будет способствовать улучшению ситуации с правами человека в республике.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
03 декабря 2024, 20:14
Суд на Ставрополье начал рассматривать дело о беспорядках в Махачкале
-
03 декабря 2024, 13:27
-
03 декабря 2024, 12:04
Парламент Абхазии отказался ратифицировать соглашение об инвестициях
-
03 декабря 2024, 11:16
2 -
03 декабря 2024, 10:53
-
03 декабря 2024, 09:59