Newsweek: за «эскадронами смерти» на Кавказе стоят местные оперативники
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На Кавказе распространяются сведения о тайных "эскадронах смерти", которые убивают боевиков и их пособников. Журнал Newsweek, проведя собственное расследование, пришел к выводу, что "эскадроны смерти" - всего лишь красивое прикрытие, за которым, скорее всего, стоят местные оперативники. С этим же связаны и появившиеся в Дагестане листовки с т.н. "черными списками".
Напомним, что в начале сентября по Махачкале начали распространяться листовки с угрозами, в которых анонимные авторы обещают целенаправленно "уничтожать бандитов" и мстить за сотрудников милиции и мирных граждан.
В черный список попали известные в Дагестане люди: адвокаты, журналисты и правозащитники. Всего 16 человек.
Президент Дагестана Муху Алиев потребовал от силовиков обеспечить их безопасность, но охрана ни для кого из них выделена не была.
Кроме того, пишет издание, авторы листовок заявили, что готовы противостоять также и "продажной политической элите". В Дагестане пошли разговоры про "эскадроны смерти" - некие тайные группировки, занятые репрессиями и убийствами. Слухи попали на благодатную почву: на Кавказе растет число похищений и внесудебных расправ. В организации "Матери Дагестана" утверждают: только за первую половину сентября в республике похищены 13 человек. Как утверждает издание, в прошлом году похищений не было.
Появлению листовки предшествовали определенные события. 23 августа были похищены братья Арсен и Артур Бутаевы. Арсен вспоминает: на окраине Махачкалы неизвестные в гражданской одежде и масках вытащили его с братом из машины и затолкнули в пассажирскую "Газель". Там уже сидели трое других похищенных: Ислам Аскеров, Амираслан Исламов и Гаджи Гудалиев.
Исламу и Арсену впоследствии удалось бежать. Пару дней спустя автомобиль Бутаевых был найден с тремя обугленными трупами внутри.
Эта история была в центре внимания всего Дагестана. В Махачкале прошли два митинга с требованиями остановить похищения и убийства. Оба раза демонстрантов разогнал ОМОН. Тогда активисты пригрозили, что на следующем митинге будут требовать уже отставки президента Дмитрия Медведева. Муху Алиев ждет переназначения. Была создана межведомственная комиссия по расследованию случаев вроде того, о котором рассказывал Арсен Бутаев. Тут и появилась листовка, пишет журнал.
"Большинство жертв похищений действительно связаны с подпольем, хотя бывают и ошибки, - сообщил изданию источник в милиции, - но работающие по линии антитеррора не утруждают себя сбором доказательств, предпочитая просто допросить и убить". По его словам, в кулуарах республиканского МВД пошли разговоры, что больше всего усердствуют подчиненные "Кучерявого и трех Ахмедов". Четыре близких к силовым структурам собеседника журнала сразу сказали, кто это: начальник ГУВД Махачкалы Ахмед Магомедов и известные дагестанские силовики Ахмед Кулиев, Магомед Магомедов и Ахмед Баталиев.
Правозащитница из комитета "Матери Дагестана" Светлана Исаева тоже попала в черный список "родственников милиционеров". По ее словам, силовики все чаще говорят про исчезнувших, что те "уходят к боевикам". Обычно этих людей вскоре находят изувеченными и убитыми и предъявляют общественности как террористов, которых с трудом удалось уничтожить.
По заявлению родственников штукатура Сиражутдина Умарова из поселка Мамедкала в милиции не стали заводить дело о его похищении. Он пропал 8 сентября. Напарники штукатура рассказывают: в день похищения ему позвонил местный милиционер Азер Мурсалов и вызвал для беседы. Встреча была назначена не в ОВД, а на трассе. Через неделю родственникам сообщили, что они могут забрать труп Умарова из Махачкалинского морга. МВД утверждает, что Умаров был убит во время спецоперации в Табасаранском районе.
Таких историй много и в соседней Ингушетии. Батыр Албаков работал в аэропорту Магаса. Этим летом к нему домой пришли неизвестные. Они представились сотрудниками Назрановского РОВД и увезли Албакова в неизвестном направлении. В милиции родственникам сообщили, что на задержание Албакова никого не отправляли, и такого задержанного у них нет. А спустя 11 дней руководитель спецоперации в Сунженском районе депутат Госдумы Адам Делимханов сообщил, что Албаков убит в перестрелке близ села Аршты. Раны на теле Албакова свидетельствовали, что незадолго до смерти его жестоко пытали, рассказал ранее ингушский правозащитник, член экспертного совета по правам человека в России Магомед Муцольгов.
В сентябре дагестанское МВД отреагировало только на два заявления о похищениях людей. Всего таких заявлений в том месяце поступило 13. Но и в этих двух случаях силовики говорят, что речь идет либо об инсценировке, либо о провокации боевиков.
Попавшие в "черный список" дагестанцы уверены: беззаконие силовиков постепенно превращается в борьбу с инакомыслием.
"Никто не будет расследовать похищения, такие расследования попросту опасны", - говорит глава ООО "Свобода слова" Гаджимурат Камалов. Этот известный в Дагестане предприниматель и общественный деятель тоже попал в черный список.
Дагестанцы приводят в пример соседнюю Ингушетию. В 2004 году проблемой похищений и бессудных казней занимался зампрокурора республики Рашид Одзоев. 11 марта 2004 года он исчез. Машину Одзоева видели во дворе республиканского УФСБ, а отец пропавшего даже разыскал одного из захватчиков - им оказался местный фээсбэшник Руставел Султыгов. Аудиозапись с его признанием была отправлена в Ростов-на-Дону на экспертизу, но там отказались работать с пленкой, сославшись на отсутствие переводчика с ингушского.
Три года спустя проблемами похищений ингушей занялся подполковник центрального аппарата ФСБ Алихан Калиматов, и в том же году его расстреляли на выходе из придорожного кафе на федеральной трассе "Кавказ".
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 2 сентября в Независимом пресс-центре в Москве прошла пресс-конференция правозащитников "Эскадроны смерти" на Северном Кавказе. Лето 2009 года". По словам члена Совета Правозащитного центра "Мемориал" Александра Черкасова, на Северном Кавказе сложилась система насилия, неотъемлемые части которой – пытки, похищения, нелегальные тюрьмы, внесудебные казни.
Интернет-издание "Правда.Ру", в свою очередь полагает, что деятельность т.н. "эскадронов смерти", которых российские правозащитники обвиняют в причастности к похищениям и убийствам мирных жителей в республиках Северного Кавказа, может оказаться всего лишь пропагандистским вымыслом. Об этом говориться в статье "Ингушский иностранный легион" от 16 сентября этого года.
"Невозможно не заметить синхронность в действиях боевиков и правозащитников", - делает вывод автор статьи. - Кто-то последовательно и очень старательно раздувает пламя новой войны на Северном Кавказе. "Письма из Европы", боевики с паспортами граждан Франции и Австрии, "расстрельные списки", "эскадроны смерти", словно под копирку сделанные публикации в СМИ и заявления правозащитников - слишком много всего, чтобы говорить о простых совпадениях".
По данным ПЦ "Мемориал", в 2008 году в Дагестане было похищено 12 человек. С января по август 2009 года, по подсчетам отдельных случаев похищений, о которых стало известно "Кавказскому узлу", в республике пропали не менее 15 человек.
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14